Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5 . Совместное предпринимательство




Основные вопросы:

1 Государственное регулирование совместного предпринимательства

2 Основные формы СП

3 Источники финансирования СП

4 Совместный контроль

Для Республики Казахстан остается актуальным привлечение прямых иностранных инвестиций, что является возможным лишь при проведении политики «открытой экономики». Одним из путей воплощения в жизнь данного направления экономиче­ской политики является совместное предпринимательство или предприятия с иностранным участием.

Предпринимательская практика в Казахстане показала, что наиболее распространенными формами совместной деятельности казахстанских (резидентов) и иностранных (нерезидентов) бизнесменов оказались четыре:

1) образование несколькими предпринимателями совместного предприятия в какой-либо организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством РК (ТОО, АО и др.);

2) совместная деятельность нескольких предпринимателей (юридических и физических лиц) на основе договора о такой деятельности в форме консорциума или простого товарищества;

3) приобретение доли в уставном капитале или акций уже созданных юридических лиц;

4) создание филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

Совместное предпринимательство позволяет создавать эффективную рыночную инфраструктуру, так как при этом в экономику страны привлекаются иностранные инвестиции, новые технологии, «ноу-хау», осуществляются обучение специалистов в развитых странах, развитие экспортной направленности эко­номики, увеличение рабочих мест и повышение культуры производства.

Вместе с тем следует учитывать, что в действующем казахстанском законодательстве имеются и некоторые правовые нормы, ограничивающие права нерезидентов на создание предпринимательских структур в Казахстане.

В частности, в соответствии с п.2 статьи 5 Закона РК от 23.07.99 г. № 451-I «О средствах массовой информации», иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства запрещается прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица – собственника средства массовой информации в Казахстане или осуществляющего деятельность в этой сфере.

Пункт 1 статьи 21 Закона РК от 18.12.2000 г. «О страховой деятельности» и пункт 1 статьи 8 Закона РК от 07.07.2004г. «Об инвестиционных фондах» запрещают быть учредителями этих организационно-правовых форм предпринимательской деятельности юридическим лицам, зарегистрированным в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается уполномоченным органом РК.

Согласно статье 9 Закона РК от 20 ноября 1998 г. (в редакции от 05.05.2006 г.) «Об аудиторской деятельности» иностранные аудиторские организации могут осуществлять аудиторскую деятельность в Казахстане только при образовании ими соответствующих аудиторских организаций – резидентов РК и не могут быть участником другой аудиторской организации – резидента РК.

Правовое регулирование деятельности (создания, реорганизации и ликвидации) совместных предприятий осуществляется нормами ГК РК, международными соглашениями, а также специальными законами об отдельных видах юридических лиц.

При их создании важно учесть следующие важные моменты:

1. Размер долей двух учредителей в уставном капитале НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО никогда не должен быть одинаковым: 50/50. Почему? Да потому, что для принятия практически всех решений в этом случае потребуется единогласие, которого часто в бизнесе достигнуть не удается. При принятии кардинальных решений «на кон» ставится благополучие или даже дальнейшая судьба компании и поэтому право его принятия должен гарантированно иметь тот, кто вложил в данное СП приоритетную долю средств. Это закономерно. А коль так, то при создании СП или продаже какой-либо доли в его уставном капитале надо заранее определиться, кто же на нем в результате окажется «капитаном».

2. При создании СП с иностранным участием необходимо предусмотреть оптимальный вариант избрания его руководителей (интересы казахстанской стороны ущемлены быть не должны, ибо СП действует на казахстанской земле).

При приглашении на работу в СП иностранных специалистов должны быть также учтены в полном объеме требования казахстанского трудового законодательства, а не аналогичные правовые нормы зарубежных партнеров заключения с заинтересованными лицами договора о совместной деятельности. Этому виду договора в Гражданском кодексе Республики Казахстан (далее – ГК РК) посвящена глава 12, состоящая из семи статей и имеющая название «Договор о совместной деятельности (простое товарищество)».

В случае, когда договор о совместной деятельности заключается между физическими лицами или между физическими и юридическими лицами, он в соответствии со статьей 228 ГК именуется договором простого товарищества. Когда же такой договор заключается только между юридическими лицами, он согласно статье 233 ГК именуется Консорциальным соглашением или Консорциумом. Существенно, что и Простое товарищество и Консорциум юридическими лицами не являются. Участники этих видов совместной деятельности сохраняют свою юридическую и хозяйственную (экономическую) самостоятельность и ведут общие дела по общему согласию, отраженному в условиях соответствующего договора.

Следует учесть, что создание различных объединений предпринимателей предусмотрено и Законом РК от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве», который заменил собой ранее действовавшие три закона («О защите и поддержке частного предпринимательства» от 04.07.92 г., «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.06.97 г. и «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19.06.97 г.)

Договор о совместной деятельности может быть заключен на любой срок и пролонгироваться как и все другие виды гражданско-правовых договоров. Государственной регистрации данный договор, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК или международными соглашениями, не требует.

Пункт 3 статьи 228 и пункт 4 статьи 233 ГК устанавливают, что участники Простого товарищества и Консорциума по обязательствам, связанным с совместной деятельностью, несут солидарную ответственность, если условиями договора не предусмотрено иное. Учитывая, что солидарная ответственность предполагает возможную финансовую ответственность одного участника за виновные действия (невыполненные обязательства) других участников упомянутого договора, на практике в текст договора включают специальный пункт, ограничивающий степень и объем ответственности участников за невыполненные обязательства Простого товарищества или Консорциума наличием и объемом их персональной в этом вины.

Для достижения договорных целей участники договора о совместной деятельности в соответствии с п.1 статьи 229 ГК РК вносят взносы деньгами, имуществом, нематериальными активами, правом землепользования либо путем трудового вклада, правом на результаты интеллектуальной деятельности и иными имущественными правами, а также деловых связей. При этом, если иное не определено договором, предполагается, что вклады участников равны по стоимости. Денежная оценка имущественного или трудового взноса производится по соглашению между участниками договора.

Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а также имущество, созданное или приобретенное в результате их совместной деятельности, являются их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено какими-либо законодательными актами, международными соглашениями или условиями договора. Участник не вправе самостоятельно распоряжаться общим имуществом, для этого должно быть получено согласие остальных участников.

Ведение общих дел (руководство совместной деятельности) участники

договора по соглашению между собой могут осуществлять одним из двух способов:

1) поручить эту функцию одному из участников, действующему на основании доверенности, выданной остальными участниками договора. В тексте такой доверенности должен быть отражен конкретный перечень прав и обязанностей, передаваемых доверителем поверенному. Кроме того, в тексте договора должно быть указано, на какой банковский счет необходимо перечислять платежи доходов от совместной деятельности и производиться ее финансирование;

2) создать специальный орган управления (совет директоров, совет управляющих и т.п.), состоящих из уполномоченных представителей участников договора. Полномочия этого органа могут быть определены специальным положением, утвержденных общим решением участников.

Наиболее приоритетными являются вливания капитала в сферы производства, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, развитие сферы услуг, туризма, науки. Для Казахстана важно прежде всего отойти от сырьевой направленности экспорта и возможность импортозамещения. Внутренние инвесторы не обладают еще достаточными капиталами, поэтому совместное предпринимательство предоставляет гарантию привлечения иностранного капитала и внешних кредитов, так как зарубежные финансовые институты предпочитают уменьшать риск кредитных вложений, имея коммерческие отношения с известными иностранными фирмами, имеющими предприятия в республике.

Цели совместного предпринимательства, прежде всего для отечественных предпринимателей, заключаются в следующем:

· в повышении качества менеджмента и маркетинговой среды;

· в привлечении капитала и опытных специалистов;

· в улучшении материально-технической базы;

· в разделении рисков с иностранными партнерами;

· в привлечении и использовании специальных знаний, техники и технологий;

· в возможностях выхода на новые рынки сбыта; создании рабочих мест и расширении уже существующего производства; льготном налогообложении;

· в получении кредитов иностранных финансовых институтов и т.д.

В настоящее время в Республике Казахстан уделяется большое внимание процессу привлечения иностранных инвестиций, при этом необходимо учесть, что инвесторов привлекают в первую очередь богатые природные ресурсы и отсутствие конкуренции.

Качественное изменение состояния инвестиционного климата в республике произошло, начиная с 1997 года. Тогда вышли в свет Закон «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28.02.1997г, Положение «О системе льгот и преференций и порядке их предоставления при заключении контрактов с инве­сторами» - как дополнение к указанному Закону. В это же время был опубликован Указ Президента Республики Казахстан от 5.04.1997г., № 3444 «Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций».

Основные проблемы, которые призваны решать изданные нормативные документы можно сгруппировать следующим образом:

· разрешенные и наиболее привлекательные типы инвестиционных проектов;

· льготы, предоставляемые инвесторам, чья деятельность рассматривается как наиболее отвечающая экономическим интересам страны - импортера капитала;

· контроль за иностранными инвестициями; механизм осуществления закона об иностранных инвестициях.

Как правило, законы об иностранных инвестициях определяют, хотя бы в общих чертах, какие виды инвестиционных проектов могут быть наиболее полезными для экономического развития страны-импортера. Несмотря на декларируемую политику «открытых дверей», фактически ни одна страна не разрешает иностранцам инвестировать свой капитал в любые сферы экономики, например, по причине национальной безопасности, так обычно «закрытыми» являются производство вооружений, телекоммуникации и другие сферы, где возможно также усиление влияния иностранного капитала на экономику страны.

Инвестиционным законодательством Республики Казахстан регламентируется доступ для иностранного капитала в добывающую, обрабатывающую промышленности, туристский бизнес, транспорт, сельское хозяйство и некоторые другие, согласно списка наиболее приоритетных направлений по отраслям народного хозяйства.

Контроль над привлечением, применением, регистрацией и размещением иностранных инвестиций осуществляет специально созданный Комитет по иностранным инвестициям, функции которого многогранны и дают возможность максимизировать усилия по увеличению притока капитала в приоритетные для республики отрасли экономики и контролировать использование природных богатств республики в плане ресурсосбережения.

Одним из главных стимулов для создания СП иностранными инвесторами является поиск новых рынков. Казахстан представляет собой выгодный объект вложения капитала, в котором имеются сравнительно дешевые материальные, природные и трудовые ресурсы. В определенной мере присутствует интерес к научному и кадровому потенциалу республики, однако многие инвесторы, в том числе из развивающегося азиатского региона, недооценивают социальную активность и образовательный уровень казахстанских специалистов, что приводит к социальной и экономической напряженности по отношению к ино­странным инвесторам в республике.

Мотивация создания совместного предпринимательства для всех участников очевидна, при этом главное - определить правовую базу создания СП. В настоящее время термин «совместное предприятие» заменен выражением «предприятие с иностранным участием» или «совместный капитал», что предполагает привлечение инвесторов из других государств, как принято говорить, из ближнего и дальнего зарубежья. Для краткости и понятности в статье будут использоваться все термины и более знакомая всем аббревиатура «СП».

Предприятия с иностранным участием представляют из себя: предприятия с долевым участием национальных и иностранных инвесторов;

- дочерние, зависимые и совместно контролируемые предприятия и филиалы;

- иностранные компании на территории республики; филиалы иностранных компаний.

Сфера деятельности с иностранным участием практически не ограничивается, кроме предприятий оборонного значения, телекоммуникационной сети, а также предприятий, имеющих стратегическое значение для безопасности государства:

Важное значение имеет разработка и утверждение пакета учредительских документов и Устава, в которых оговариваются цели и задачи совместной деятельности, так как деятельность, приносящая вред стране расположения, не может быть допущена ни в одном государстве.

На территории республики регистрация предприятий с иностранным участием осуществляется согласно законодательства, в целях наблюдения за ними со стороны государственных финансовых, налоговых и других органов, в чьей компетенции на­ходятся соответствующие вопросы регулирования или контроля за деятельностью.

В последнее время некоторые общественные организации также имеют право наблюдения, например Общество защиты прав потребителей, общественные экологические организации, (различные ассоциации и другие, меры воздействия которых могут носить характер общественного воздействия. Это имеет значение для уважающей себя иностранной фирмы, желающей создать в стране расположения предприятия положительный имидж, для привлечения потенциальных клиентов, партнеров и расширения своего присутствия на данном рынке.

Создание и ликвидация СП на территории Республики Казахстан основаны на законодательстве государства расположе­ния фирмы. Для осуществления различных видов посреднической, банковской, страховой и некоторых других видов деятельности необходимо приобрести соответствующую лицензию, на­пример: проведение банковских, валютных, депозитных и кредитных операций лицензируется Национальным банком Республики Казахстан; открытие учебных заведений требует лицензии Министерства науки и образования Республики Казахстан.

Отдельные операции квотируются, осуществляются на основании тендеров и т.д., например: выдается квота соответствующими министерствами на добычу нефти, полезных ископаемых, отлов пушных зверей, добычу черной икры и других ценных материалов. В европейских странах устанавливается квота на производство молочных продуктов, других сельскохозяйственных товаров, так как ощущается перепроизводство отдельных продуктов питания.

При создании СП на территории республики устанавливается квота на использование иностранных специалистов, так как их деятельность должна, в первую очередь, способствовать занятости и повышению квалификации местного населения.

Налогообложение и налоговое регулирование деятельности СП осуществляется на основании налогового законодательства Республики Казахстан. Во избежание двойного налогообложения, использования налоговых льгот и преференций предприятия с иностранным участием должны зарегистрироваться в республиканских налоговых органах.

Совместная деятельность по данному стандарту определяется как деятельность, при которой две или более сторон обязуются совместно действовать для достижения общей хозяйственной цели. При этом также предполагается совместный контроль за деятельностью предприятия на равноправных условиях всеми участниками совместной деятельности. Совместная деятельность может осуществляться в виде:

- совместного контроля над производством;

- совместного контроля над активами;

- совместного контроля над юридическим лицом.

Участник совместно контролируемого производства показывает в своей отдельной финансовой отчетности и в консолидированной финансовой отчетности:

• активы, которые он контролирует, и обязательства, которые он берет на себя;

• понесенные им расходы и свою долю дохода, которую он получает от продажи товаров и услуг, связанных с совместной деятельностью.

Участник совместно контролируемых активов должен признавать в своих отдельных финансовых отчетах и в консолидированной финансовой отчетности:

a) свою долю в совместно контролируемых активах в соответствии с классификацией по их характеру;

b) обязательства, которые были приняты им по совместной деятельности;

c) свою долю обязательств, понесенных совместно с другими участниками совместной деятельности;

d) доход от продажи или использования своей доли продукции вместе со своей долей понесенных расходов по совместной деятельности;

с) расходы, понесенные им в соответствии с его долей участия в совместной деятельности.

Участник совместно контролируемого юридического лица в своих отдельных финансовых отчетах и в консолидированной отчетности должен отражать свою долю участия, используя один из двух отчетных форматов для пропорциональной консолидации. Он должен также раскрывать совокупные суммы те­кущих и долгосрочных активов, текущих и долгосрочных обязательств, доходов и расходов, связанных с его долями участия. Применяемый метод пропорциональной консолидации предполагает соединение построчно с подобными статьями или рас­крытие отдельными строками в финансовых отчетах участника доли в каждом активе и обязательстве, доходах и расходах.

Предусмотрено также понятие инвестор совместной деятельности, который может не осуществлять совместный контроль, доля участия которого при этом в финансовой отчетности определяется в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.

Для определенных видов деятельности предусмотрены огра­ничения на территории республики, о которых должны знать, например: изготовление и распространение наркотических средств без лечебных целей, производство порнографической продукции, содержание притонов, занятие" проституцией, тор­говля людьми, использование детей в недозволенных занятиях, создание запрещенных политических партий и течений и т.д.

Таким образом, ведение бухгалтерского учета СП на территории Казахстана основано на Типовом плане счетов, МСФО и НСФО, обязательных для всех хозяйствующих субъектов республики.

Наиболее ответственные строительные, научные, образовательные программы и проекты осуществляются на тендерной основе, при этом к конкурсу допускаются отечественные и иностранные компании, имеющие опыт работы в данной отрасли. Это было продиктовано необходимостью, так как в первые годы независимости республики отдельные проекты и даже предприятия продавались иностранным компаниям, созданным перед началом тендера и зарегистрированным в оффшорных зонах, которые к тому же имели весьма смутное представление о предстоящей деятельности в производстве.

В Германии и США крупные государственные строительные проекты выдаются компаниям только на основе результатов тендера и доскональной проверки предыдущей деятельности участвующих в конкурсе фирм. В Германии допускается использование проверок досье как юридических, так и физических лиц, причем этим занимаются солидные фирмы, например SCHUFA, которая предоставляет полную информацию об интересующем субъекте и негативную и позитивную.

Деятельность предприятий с участием иностранного капитала контролируется Комитетом по внешним заимствованиям, который следит за исполнением взятых на себя инвестором обязательств, например по модернизации и расширению производства, использованию новых техники и технологий, выплате задолженностей перед кредиторами, соблюдением социальных норм для работников предприятия и т.д.

При рассмотрении проектов иностранных инвесторов республиканскими органами проводится экспертиза, на основании заключения которой принимается решение о продолжении деятельности или предоставлении права на создание СП.

Источники финансирования совместных предприятий это:

Собственный капитал, который складывается из вкладов отечественного и иностранного участника СП, куда входят: нематериальные активы, например, права на пользование недрами, ресурсами, лицензии, ноу-хау, и материальные ценности, такие как здания, оборудование, техника, финансовые средства.

Заемный капитал, привлеченный отечественным и иностранным участниками независимо друг от друга, такие как кредиты и займы международных финансовых и экономических институтов, государственных и коммерческих банков, ссуды небанковских учреждений, депозиты и вклады юридических и физических лиц, а также инвестиции, полученные от реализации облигаций.

Совместные предприятия имеют преимущества при получении кредитов коммерческих иностранных и отечественных банков, так как их учредители имеют соответствующий опыт и представляют гарантии известных финансовых институтов у себя в стране и регионе. Одной из форм кредитования СП является проектное финансирование, при котором потоки средств самого предприятия являются источником погашения кредитов, а собственные средства или гарантии крупных финансовых институтов являются обеспечением кредита.

Кредиты, предоставляемые СП в Республике Казахстан, являются выгодными для финансовых институтов. Они выдаются под более высокий процент в отличие от европейских ставок, например: 20% годовых в Казахстане, вместо 12% годовых в Германии, выдаются в конвертируемой валюте, что снижает валютный риск от изменения курса, а также имеют обеспечение.

Отношения между участниками строятся на договорной основе. Участники имеют право осуществлять взаимный контроль путем истребования и изучения бухгалтерских и иных документов, проверки фактического выполнения работ, услуг и иных расходов в целях осуществления совместной деятельности.

Доходы, полученные от участия в совместной деятельности, включаются в состав совокупного годового дохода участников и подлежат налогообложению в установленном порядке.

Порядок покрытия общих расходов по совместной деятельности и возникших в ее результате убытков определяется условиями договора участников. Если договором такой порядок не будет предусмотрен, то по действующему законодательству общие расходы и убытки будут покрываться за счет общего имущества участников договора, а при его отсутствии или недостаточности распределяться пропорционально между участниками в соответствии с условиями договора об ответственности.

Передача права какого-либо участника, в том числе и нерезидента на участие в совместной деятельности третьим лицам может быть осуществлена только с согласия всех остальных участников договора.

Любой участник договора о совместной деятельности имеет право по своему усмотрению отказаться от участия в совместной деятельности (выйти из договора), однако должен возместить причиненные этим убытки, если договором не предусмотрено иное.

В случае прекращения договора о совместной деятельности в связи с истечением срока его действия или по иным причинам его участники имеют право получить внесенное ими в качестве вклада имущество на условиях, определенных условиями договора (с вознаграждением или без такового).

Распределение доходов в СП осуществляется между группами участвующих сторон, например:

государством и СП, при платежах в бюджет страны размещения; финансовыми институтами и СП, при выдаче и погашении кредита;

работниками и акционерами, с одной стороны, и СП - с другой, при найме и оплате за работу и выплате дивидендов по акциям.

Дополнительным преимуществом совместного предпринимательства является предоставление государством различных льгот и преференций предприятиям с участием иностранного капитала в соответствии с налоговым законодательством.

Однако, несмотря на открытость рынка Казахстана с 1992 года для иностранных инвесторов, доля их сконцентрирована, в основном, в добывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Наибольший интерес иностранных инвесторов вызывают сырьевые ресурсы республики, поэтому много совместных предприятий действует в нефтегазовой отрасли (18%), черной и цветной металлургии (более 50%), сельском хозяйстве (9%) и энергетике (8%). Соответственно, многие СП располагаются в Прикаспийском, в крупных промышленных центрах и городах, имеющих достаточно развитую инфраструктуру, таких регионах как Алматы, Астана, Шымкент, Атырау.

Менее представлены иностранные инвестиции в обрабатывающей промышленности, строительстве и туризме. Это показывает выборность в приоритетах транснациональных компаний, которые таким образом поддерживают сырьевую направ­ленность экономики Казахстана.

Активно функционируют иностранные кредитные и финансовые институты, которые выгодно вкладывают капитал в виде инвестиций и кредитов в быстро окупаемые сферы экономики, а также оказывают поддержку своим предпринимателям в других странах.

Однако, если произвести расчет и анализ экономической эффективности привлекаемых кредитов в иностранной валюте, то получится, что многие отечественные предприниматели либо терпят убытки, либо, завышая цены, теряют потенциальных клиентов, что выгодно экспортерам из сопредельных государств. При этом, одним из факторов, влияющих на эффективность использования заемных средств в валюте, можно считать курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Следует проводить финансовую политику в отношении кредитов независимо от привязки к конвертируемым валютам, то есть выдавать и получать кредиты на территории республики в национальной валюте.

Аналогичная ситуация сложилась в Европе послевоенного времени, когда, ввиду увеличения притока долларовых кредитов, даже появился термин «евродоллар», однако европейские государства отошли от навязываемых им условий и в конце сто­летия пришли к антиподу доллара - Евро, курс которого в настоящее время стабилен и подкреплен материальной базой. Европейские страны отошли от навязываемых им США стереотипов, поддерживая отечественных инвесторов, либо ограничивая сферы деятельности иностранных, главным образом американских, инвесторов.

Таким образом, совместное предпринимательство представляет собой взаимовыгодный бизнес, который должен регулироваться в первую очередь в соответствии с национальными интересами.

Особенно важное значение применение информационных систем и технологий имеет для предприятий, работающих в различных странах, регионах и континентах, для которых важное значение имеет скорость получения и приема как информации, так и финансовых средств с использованием «электронной почты», данных ИНТЕРНЕТ, знание законодательно-нормативной базы другого государства.

Раздел 2. Учет операций во ВЭД




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.