Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторая вселенная




Возможно проигрывание роли до ознакомления с нею и ознакомление с ролью до ее проигрывания (94).

Я. Л. Морено

Вторая вселенная появляется после того, как единое восприятие мира ребенком разделяется на переживание восприятия реальности и на переживание мира пред­ставлений или, как это сформулировал сам Морено, на «восприятие реальности и на фантазию» (95). Это раз­деление происходит в процессе нормального психологи­ческого развития и является предпосылкой возникнове­ния дискурсивного мышления, которое от одного пред­мета переходит к другому.

Абстрактное мышление спо­собствует постепенному изменению восприятия мира и ориентировке в нем, дифференциации речи и формиро­ванию понятий. Отныне процессы разогрева соверша­ются двояким образом: либо в связи с самим действием, либо в сфере представления или фантазии.

На этой ста­дии ребенок знакомится с ролями, например профессиональными, еще до того, как он способен в них дейст­вовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении. Не может быть отдано предпочтение одному миру в ущерб другому. С этими новыми усло­виями необходимо спонтанно справляться во всевоз­можных ситуациях.

Спонтанность ребенка позволяет ему мгновенно переходить с одного уровня на другой. Может, однако, случиться так, что человек застрянет на том или ином уровне, и в результате будет нарушено его развитие. Если человек остается на уровне воспри­ятия реальности, то есть в рамках матрицы вселенской реальности, это ему грозит слабоумием. И наоборот, ес­ли он застревает на уровне своих представлений, воз­никающие ирреальные страхи и желания могут стать причиной невротической отгороженности от реальности.

В процессе нормального развития разделение мира на восприятие реальности и на представление или фан­тазию приводит к появлению новых ролевых катего­рий. Наряду с соматическими ролями и пока еще не­дифференцированными соматопсихическими ролями первой вселенной теперь на передний план выступают психические и социальные роли.

Рис. 5. Расщепление восприятия мира на переживание восприятия реальности и на переживание мира представлений. Круг А изображает только тот мир, который был пережит реально. Круг В означает мир представлений. Круг С означает реальный мир. Из: Moreno, J.L. Psychodrama. Vol. I, p. 157.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.