Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетентностный подход в развитии педагогической культуры современного учителя




 

В настоящее время осуществляется разработка новых подходов к педагогическому образованию. Инновационная активность в современных условиях связана с концептуальной разработкой как содержательного, так и организационно-структурного направлений преобразования высшего педагогического образования (А.А. Абдуллина, Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский. В.А. Сластенин и другие).

Среди современных инновационных направлений развития педагогического образования можно выделить разработку собственной теории инноваций, компетентностный подход к образованию, личностно-ориентированное образование; развитие организационно-структурной модели образования, систему многоуровневого образования и т.д.

Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах. Усиление познавательных и информационных начал в современном производстве не «покрывается» традиционным понятием профессиональной квалификации. Более адекватным становится понятие компетентности.

В последнее десятилетие и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность,

Как видим, анализ литературы по проблеме компетентностного подхода в образовании показывает многомерность и неоднозначность трактовки понятий компетенция и компетентность.

Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, необходимой для эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) обучающегося и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность – совокупность его личностных качеств (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Категория “компетентность” в мировой образовательной практике имеет более широкое “наполнение”, так как компетентность – это обладание компетенцией. Исследователи полагают, что, во-первых, в понимании компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, ориентированного на результат - “стандарт на выходе”; во- вторых, компетентность обладает интегративной природой, поскольку объединяет ряд умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой, коммуникативной и др.); в-третьих, на формирование компетентности оказывает влияние не только обучение, но и воздействие семьи, друзей, работы, политики, религии, этноса, культуры.

Ю.Г. Татур понимает компетентность специалиста с высшим образованием как «проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [20,c.9].

Наиболее востребованными в системе образования в современных условиях, учитывая социально-экономическую обстановку, являются компетенции, сформулированные на основе пяти ключевых компетенций, определенных Советом Европы в 1996 году на симпозиуме в Берне, которые должны приобрести обучающиеся как для дальнейшего образования, так и для успешной работы. К числу ключевых компетенций отнесены следующие:

- социальная компетенция – способность взять на себя ответственность, совместно выработать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;

коммуникативная компетенция – владение технологиями устного и письменного общения на различных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;

социально-информационная компетенция – владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой в СМИ;

когнитивная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать знания и умения, способность к саморазвитию;

специальная компетенция – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценка результатов своего труда.

В качестве основных элементов педагогической компетентности, Н.В. Кузьмина выделяет следующие:

1) Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

2) Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся.

3) Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения.

4) Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.

5) Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт производственной деятельности в области преподаваемого предмета, специальности, по которой ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством.

Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Е.В. Бондаревская ключевыми компетентностями в сфере подготовки будущих педагогов к педагогической деятельности определяет следующие:

гуманитарную компетентность, ядром которой является познание и понимание человека, его возможностей саморазвития и отношение к человеку (в том числе и самому себе) как субъекту;

экологическую компетентность, ядром которой является убежденность в необходимости реализации безопасного поведения в мире людей и природы;

культурологическую компетентность, ядром которой является присвоение ценностей культуры и воссоздание мира культуры в собственной жизни,

социальную компетентность, ядром которой является социализированность, коммуникативность и др. компетентности (жизнетворческая, языковая, гражданская, научно-образовательная, научно-методическая, технологическая, рефлексивная).

В социально-личностной компетентности педагога раскрывается гуманитарная позиция педагога по отношению к детям и по отношению к самому себе, т.е. она лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и ученика. В этих отношениях личность ученика является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Личностные качества формируются и проявляются на основе гуманистических ценностей – совести, справедливости, доброты, милосердия, чести, долга, уважения человеческого достоинства.

Указанные компетентности и составляют основу педагогической культуры современного учителя, и их формирование в педагогическом вузе становится важнейшей задачей педагогического образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.