Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемные вопросы. При условии существования частной собственности на землю возникает купля-продажа земли




АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ

ЦЕНА ЗЕМЛИ

При условии существования частной собственности на землю возникает купля-продажа земли.

Цена земли есть капитализированная земельная рента, она равняется земельной ренте, умноженной на 100и деленной на ставку процента.

Таким образом, цена земли определяется двумя факторами ¾ величиной земельной ренты и ставкой процента. Она прямо пропорциональна величине земельной ренты и обратно пропорциональна ставке процента. Отсюда следует, что увеличение земельной ренты, при прочих равных условиях, ведет к повышению цены земли. Рост ставки процента ведет к ее снижению. В то же время в каждый данный момент рыночные цены на землю складываются под влиянием спроса на землю и ее предложения.

Если исходить из того, что земля является бесплатным даром природы и не требуется никаких затрат на ее производство, то почему следует платить ренту тем, кто волей истории или по наследству оказался собственником земли? Марксисты утверждают, что земельная рента (за исключением дифференциальной ренты 2) ¾ нетрудовой доход. Поэтому землю следует национализировать ¾ передать государству, с тем, чтобы любые платежи за ее пользование могли бы быть использованы государством в целях улучшения благосостояния всего населения, а не собственников земли, которые находятся в меньшинстве. По мнению экономистов и политиков антимарксистского толка,земля как фактор производства должна быть объектом частной собственности, что и имеет место в странах с развитыми рыночными отношениями. В России в результате курса проведения рыночных реформ земля также станет объектом частной собственности.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 

Существуют альтернативные варианты использования земли. Иначе говоря, землю можно использовать не только для возделывания пшеницы, овса, проса, выращивания скота, но и в качестве участка под дом или завод. О чем говорит этот факт?

С точки зрения общества, нет альтернативы в использовании земли, как только самим обществом. Совокупное предложение земли всегда будет, даже если никакая рента не выплачивается за ее использование, поэтому для общества рента ¾ это излишек, который должен принадлежать всем членам общества. Иначе говоря, с точки зрения общества, земля не имеет издержек производства.

С точки зрения же фирм,земля имеет альтернативные варианты использования, поэтому рентные платежи должны производиться конкретными фирмами, чтобы исключить иное применение земли. Исходя из этого для фирм рентные платежи выступают как издержки. Причем рента взимается с земель, используемых не только для сельского хозяйства, но и для добычи полезных ископаемых, строительства и т. д. Для этих земель также применим механизм действия дифференциальной, абсолютной и монопольной ренты.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

ГЛАВА 23. ФИРМА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.

1. Какие вам известны модели рынка и чем они различаются? Дайте краткую характеристику моделей рынка. Какой критерий является достаточным, чтобы классифицировать модели рынка? Сколько их должно быть ¾ может быть, одного критерия недостаточно?

2. Каковы характерные черты рынка чистой конкуренции? Сколько их ¾ одна, две, три или...? Как вы представляете рынок чистой конкуренции в реальной жизни? На рынках каких товаров преобладает чистая конкуренция?

3. Раскройте смысл двух подходов к максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Чем они отличаются? Когда необходимо сравнивать валовые издержки и валовой доход, а когда предельные издержки и предельный доход?

4. Как обеспечить максимизацию прибыли в долговременном периоде? Получают фирмы прибыль: да или нет?

5. В каком соотношении находятся чистая конкуренция и эффективность бизнеса в краткосрочном периоде?

23.1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА: РЫНОЧНЫЕ МОДЕЛИ

В рыночной экономике имеют место четыре модели рынка (см. схему 23.1). Они отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

Чистая, или совершенная, конкуренция ¾ когда на рынке очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

Несовершенная, или монополистическая, конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.

Олигополия (несовершенная конкуренция) отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть как стандартизированные (такие, как сталь или алюминий), так и дифференцированные (автомобили или компьютеры).

Чистая, или естественная, монополия (несовершенная конкуренция) ¾ когда на рынке одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (например, местная электрическая компания). Проникновение в отрасль новых фирм заблокировано, так как фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции. Совершенная конкуренция и чистая монополия ¾ крайние полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая конкуренция и олигополия.

Рис. 23.1. Рыночные модели

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 

23.2. ЧИСТАЯ, ИЛИ СОВЕРШЕННАЯ, КОНКУРЕНЦИЯ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Экономисты различают два вида конкуренции: чистую (нередко ее называют свободной или совершенной) и монополистическую (несовершенную).

Чистая, или совершенная, конкуренция характеризуется следующими чертами:

1. Очень большое число независимо действующих продавцов. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

2. Стандартизированная, или однородная, продукция. Отсутствует основание для неценовой конкуренции,т. е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламы и сбыта.

3. Незначительный контроль над ценой. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, она может только согласиться с ней.

4. Свободное вступление и выход из отрасли. В условиях чистой конкуренции не существует законодательных, технологических, финансовых и других мер, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Заметим, что чистая конкуренция ¾ это модель рынка, которая имеет лишь аналитическое и некоторое практическое значение. И тем не менее мы ее изучаем, чтобы познать суть нечистой, или несовершенной, конкуренции.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

23.3. КАК ФИРМЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА, ПРИНОСЯЩИЙ МАКСИМУМ ПРИБЫЛИ ИЛИ МИНИМУМ УБЫТКОВ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ: ДВА ПОДХОДА

Чтобы разобраться в сути чистой конкуренции, необходимо уяснить следующие положения.

Первое положение. Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она неизбежно должна ответить на два вопроса:

1. Как изменится ее валовой доход в результате изменений в выпуске продукта?

2. Какой будет предельный (дополнительный) доход от продажи еще одной единицы продукции?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно ввести в оборот новые понятия: валовой доход и предельный доход:

1) валовой доход при любом уровне продаж определяется как произведение цены на количество продукции, которое фирма может продать;

2) предельный доход есть добавочный доход, который является результатом продажи дополнительной единицы продукции.

Заметим, что в условиях чистой конкуренции предельный доход постоянен, потому что дополнительные единицы продукции будут проданы по постоянной цене. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж точно присоединяет свою цену к валовому доходу.

Второе положение. В условиях чистой конкуренции каждая фирма стремится получить максимум прибыли. Но ситуация меняется в зависимости от краткосрочного и долговременного периодов. Сначала рассмотрим ситуацию в краткосрочном периоде.

В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменными постоянными ресурсами, т. е. неизменным оборудованием, а следовательно, неизменными постоянными издержками. В связи с этим фирма пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки (может быть и такой случай), приспосабливая к рынку свой объем производства лишь посредством изменений в величине переменных ресурсов (труда, материалов и т. д.), которые она использует, а следовательно, изменений в величине переменных издержек. Возникает вопрос: как фирме в такой ситуации определить объем производства, приносящий максимум прибыли или минимум убытков? Существуют два подхода к определению объема производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки.

Первый подход. Фирме следует сравнивать валовой доход (TR) и валовые издержки (ТС).

При фиксированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят три вопроса:

1. Следует ли производить?

2. Если следует производить, то какое количество?

3. Какая прибыль (или убыток) будет получена?

Ответ на вопрос 1: «Следует ли производить?» ¾ таков: фирме следует производить, если она может получить: а) экономическую прибыль или б) убыток, но который меньше, чем ее постоянные издержки.

Ответ на вопрос 2: «Сколько производить?» ¾ очевиден: фирме следует производить только такой объем продукции, который максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

Ответ на вопрос 3: «Какая прибыль (или убыток) будет получена?» ¾ таков:

а) фирма максимизирует прибыль при условии, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину, т. е. TR > ТС;

б) фирма будет минимизировать свои убытки при условии, когда валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину (TCmin > TR) (см. рис. 23.2). Если валовые издержки превышают валовой доход на существенную величину (TCmax > TR), то фирма будет минимизировать убытки путем закрытия. В конечном итоге она станет банкротом.

Рис. 23.2. Случаи максимизации прибыли, убытков и закрытия

Из рис. 23.2 а видно, что фирма получает максимум прибыли в том случае, когда валовой доход (TR) максимально превышает валовые издержки (ТС).

Итак, какие же условия максимизации прибыли в краткосрочном периоде: первый подход? Фирма будет максимизировать прибыль при условии, если валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки минимизируются при условии, что превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и, самое главное, меньше, чем совокупные постоянные издержки.

Из рис. 23.2 б видно, что фирма будет минимизировать свои убытки, когда валовые издержки (ТС) превышают валовой доход (TR).

Фирма будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде путем закрытия.

Второй подход. Фирме следует сравнить предельный доход (MR) и предельные издержки (МС) каждой последующей единицы продукции (см. рис. 23.3). Общее правило для фирм: любую единицу продукции следует производить, если предельный доход превышает ее предельные издержки (MR > МС), потому что на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу. Точно так же, если предельные издержки единицы продукции превышают ее предельный доход, то фирме следует избегать производства этой единицы, так как к издержкам она добавляет больше, чем к доходу. Следовательно, такая единица продукции не будет окупаться.

Но ключ к правилу, определяющему объем производства в краткосрочном периоде, другой: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки только в том случае, когда предельный доход равен предельным издержкам. Этот принцип максимизации прибыли называется правилом MR = MC.

Если цену (Р) заменять предельным доходом (MR), то правило будет звучать следующим образом: чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам (Р = МС). Это правило Р = МС является просто частным случаем правила MR = МС.

Вопрос: Зачем фирме «ломаться», если MR = МС. Оказывается, есть резон. И суть его в совокупной прибыли, т. е. фирма стремится максимизировать свои совокупные прибыли, а не прибыль на единицу продукции. Поэтому, если прибыль ¾ доход на единицу дополнительной продукции (MR) = предельным издержкам (МС) = цене (Р), но фирма больше производит, это означает, что ее совокупная прибыль обязательно увеличится. Фирма может легко согласиться и на более низкие прибыли на единицу продукции, если выручка от продажи дополнительных единиц компенсирует понижение прибыли на единицу продукции. «Так вот где собака зарыта!»

Следовательно, при определении фактической прибыли или убытка должны быть сопоставлены цена (Р) и средние валовые издержки (АТС). Конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором цена превышает минимальное значение средних издержек Р > min АТС. И наоборот, фирма терпит убытки, если цена меньше средних валовых издержек Р < АТС. Нередко такая фирма разоряется и исчезает с поля хозяйственной деятельности.

Из рис. 23.2 видно, что если предельный доход (MR) постоянен, то точка Е ¾ точка пересечения МК и МС, показывает, что объем производства, при котором Р (цена) равна МС, т. е. Р = МС, позволяет производителю максимизировать прибыли или минимизировать убытки. Мы видим, что Р > АТС. Это говорит о росте совокупности прибыли, обозначенной белым прямоугольником.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 

23.4. КАК ФИРМЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА, ПРИНОСЯЩИЙ МАКСИМУМ ПРИБЫЛИ ИЛИ МИНИМУМ УБЫТКОВ В ДОЛГОВРЕМЕННОМ ПЕРИОДЕ?

Долговременный период позволяет фирмам вносить определенные изменения, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде. В долговременном периоде фирмы располагают достаточным временем, чтобы или расширить свои производственные мощности, или внести технологические изменения в процесс производства.

Вопрос: как эти долговременные приспособления меняют выводы, касающиеся определения объема производства и цены в краткосрочном периоде? Ответ: после того, как все долговременные приспособления завершены, т. е. когда долговременное равновесие достигнуто, цена продукта (Р) должна в точности соответствовать минимуму средних валовых издержек (АТС), т. е. Р = min АТС.

Если изначально цена превышает средние валовые издержки (Р > АТС), то возможность получения экономических прибылей обусловит приток новых фирм в отрасль. Но это расширение отрасли будет увеличивать предложение продукции до тех пор, пока цена вновь не снизится и не сравняется со средними валовыми издержками. Напротив, если цена первоначально меньше средних валовых издержек, т. е. Р < АТС, то неизбежность убытков обусловит отток фирм из отрасли. В этом случае общий объем предложения будет сокращаться, снова повышая цену до равенства минимумом средних валовых издержек,т. е. Р = min АТС.

Итак,в долговременном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства, т. е. Р ¾ min АТС. Это так происходит в результате чистой конкуренции: экономические прибыли притягивают фирмы в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет. Наоборот, убытки вызывают массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции. Экономическая прибыль и убытки как жезл дорожного патрульного регулирует движение фирм. Оно может быть со знаком плюс и со знаком минус.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.