Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издержки монополистической конкуренции




Из предыдущей темы известно, что экономическая эффективность требует тройного равенства ¾ цены, предельных издержек и средних издержек. И оно себя проявляет следующим образом:

1) равенство цены и предельных издержек необходимо для достижения эффективного использования ресурсов;

2) равенство цены с минимальными средними валовыми издержками предполагает высокую производственную эффективность.

Последнее равенство означает, что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки.

При монополистической конкуренции не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Отрасли с монополистической конкуренцией часто переполнены фирмами, которые действуют, не достигая оптимальной мощности. В условиях монополистической конкуренции допускаются незанятые ресурсы, или недогруженные производственные мощности. Типичными примерами служат многие виды мелких предприятий розничной торговли. Поэтому в долговременном периоде в условиях равновесия цена превышает как средние валовые издержки (Р > АТС), так и предельные издержки (Р > МС), указывая, таким образом, на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести. Следовательно, высокие цены в условиях монополистической конкуренции обусловлены наличием избыточных (или незагруженных) производственных мощностей, а точнее, издержками монополистической конкуренции. Разумеется, что вся ценовая нагрузка ложится на плечи потребителей. Отсюда простой вывод: чем выше уровень монополизации экономики, тем выше уровень цен, а вместе с этим труднее повседневная жизнь.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 

24.5. НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. РЕКЛАМА: СТОРОННИКИ И КРИТИКИ

В какой-то период времени фирма может не иметь перспективы увеличения прибыли за счет снижения цены. Единственным выходом остается неценовая конкуренция. Ее направления: 1) улучшение качества продукта; 2) реклама и 3) стимулирование сбыта. Рассмотрим их подробнее.

1) Улучшение качества продукта является важным средством реализации новых профессиональных знаний, новых технологий и систем управления. Такое совершенствование продукта играет чрезвычайно важную роль в двух различных смыслах: а) удачное улучшение продукта одной фирмой заставляет конкурентов подражать или превзойти рыночное преимущество этой фирмы, а в противном случае им не избежать убытков; б) прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений посредством использования дополнительной прибыли на НИОКР.

2) Цель рекламы простая. Фирма надеется привлечь потребителей к ее дифференцированному продукту. Женщина, которая хочет купить губную помаду, может быть сбита с толку огромной массой однотипной продукции. Нужна реклама. В переводе на специальные термины экономической теории это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса вправо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

Существует острое разногласие относительно экономической пользы рекламы. Сторонники рекламы оправдывают ее на том основании, что она: а) помогает потребителям в осуществлении разумного выбора; б) поддерживает национальные системы связи; в) ускоряет развитие продукта; г) позволяет фирмам реализовать эффект масштаба; д) стимулирует конкуренцию и е) поощряет расходы и высокий уровень занятости. Критики заявляют, что реклама: а) скорее сбивает с толку, чем информирует; б) нерационально перемещает ресурсы из более важных областей применения; в) вызывает ряд внешних издержек; г) приводит к более высоким, а не более низким издержкам и ценам; д) поощряет монополию и е) не является стратегическим фактором, определяющим расходы фирмы. В настоящее время нет единого мнения в отношении экономических последствий рекламы. Ясно одно: разумная реклама нужна, но не следует забывать, что реклама ¾ это всегда новые издержки, а раздутая реклама ¾ это сверхиздержки. Перевешивают ли плюсы рекламы «издержки» монополистической конкуренции? На этот вопрос ответить сложно, так как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, а реклама, наоборот, приспосабливает потребительский спрос к продукту. Вот в чем весь фокус.

3) Производитель в условиях монополистической конкуренции может добиться временного преимущества над конкурентами не только с помощью рекламы, но и стимулирования сбыта. Об этом см. подробно в главах, посвященных оптовой и розничной торговле, а также маркетингу.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 

ГЛАВА 25. ФИРМА В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ (НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ)

Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.