Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Омарова В.К., Игнатова Е.В., Проблемы и пути модернизации системы подготовки педагогических кадров




PROBLEMS AND MODERNIZATION OF TRAINING TEACHERS

 

Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, целостная система взаимосвязанных уровней педагогического образования, модернизации содержания профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, элитное педагогическое образование

Keywords: Training of educators, holistic system of interconnected levels of teacher education, the modernization of the content of professional and pedagogical training of future teachers, teacher education elite

В статье рассматривается ряд проблем, связанных с подготовкой педагогических кадров, среди которых созданием целостной системы взаимосвязанных уровней педагогического образования, модернизации содержания профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, восстановления ценностей элитного педагогического образования.

The article discusses a number of issues related to teacher training, including the creation of an integrated system of interconnected levels of teacher education, upgrading the content of professional and pedagogical training of future teachers, restore the values ​​of the elite teacher education.

 

Образование играет важную роль в социокультурном, экономическом, правовом и экономическом развитии общества.

Еще в 2003 год Гордон Драйден, Джанет Вос отметили что мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась [1].

Если говорить о тенденции в образовании, то это запрос на развитие надпредметного образования для среды с возрастающей неопределенностью.

Образование готовит людей к профессиям, которые еще не появились и которые потребуют информационных ресурсов пока нам недоступных, для решения проблем, еще никем не поставленных.

Смену образовательной парадигмы невозможно реализовать, не выработав нового взгляда на миссию и социально-профессиональный статус учителя. Новая парадигма развития образования предъявляет особые требования к личности учителя, его профессиональной компетентности, вносит существенные изменения в цели и содержание профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, предполагает совершенно иные подходы к организации образовательного процесса в педагогических учебных заведениях.

В новых же социально-экономических условиях в мире продолжает существовать устаревшая система подготовки педагогических кадров. В настоящее время большинство педвузов не обеспечивает качественную подготовку будущих педагогов, не всегда способны выполнять опережающую функцию по отношению к образованию. Превалирует утилитарно-методическая в ущерб исследовательско-теоретической, прогностической форме подготовки будущего педагога, при которой во главу угла ставятся, прежде всего, методы, методики и конкретные приемы работы учителя вне контекста анализа ситуации развития ученика, класса,

Основное противоречие современного педагогического образования – доминирование дисциплинарной (предметной) модели подготовки. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем, имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании многомерного человека с полифоническим мышлением.

Миссией педагогического образования на современном этапе развития общества становится подготовка универсального учителя, готового к обучению, самосовершенствованию и саморазвитию в течение всей жизни.

Подготовка учителя, обладающего широким спектром профессионально-педагогических компетенций, способного к восприятию и реализации инноваций в педагогической деятельности, личностному и профессиональному развитию на протяжении всей жизни - таковы новые цели педагогического образования. Современный учитель — это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.

Столь высокие требования, предъявляемые к личности учителя и его профессиональной компетентности, предполагают грандиознейшую в истории программу модернизации подготовки будущих учителей, всех компонентов системы педагогического образования.

Во-первых, необходимо признание приоритетности образовательной сферы перед другими компонентами социальной инфраструктуры в современном обществе. Причем это должно отражаться не только на государственном уровне в виде повышения заработной платы учителей, преподавателей, стипендий студентов, но и на уровне сдвига в общественном осознании населения значимости педагогического труда, его огромной роли в улучшении позиций страны в глобальном мире, в укреплении национальной безопасности страны, экономической модернизации, развитии конкурентоспособного человеческого капитала, развитии уникальной собственной культуры – одним словом, в достижении стратегических целей Казахстана.

Одной из проблем, которая влияет на качество подготовки педагогов – это отсутствие целостной системы взаимосвязанных уровней педагогического образования, которые представлены педагогическим профилем на старшей ступени школы, среднем профессиональным, высшим и послевузовским профессиональным педагогическим образованием.

Отсутствие целенаправленной работы в школах по профориентации учащихся на педагогическую профессию, ее непрестижность, недостаточное осознание родителями значимости профессии и понимание ее роли – все это приводит к тому, что педагогически вузы школьники поступают по остаточному принципу, ориентируюсь, в лучшем случае, на предметную подготовку.

Несогласованность содержания на различных уровнях педагогического образования – еще одна из проблем качественной подготовки будущих учителей.

Изначальная идея отдельных школьных коллективов о создании благоприятных условий для профориентационной работы в виде педагогических классов на базе обычных общеобразовательных школ оказалась недостаточно обоснованной, что привело к дублированию содержания образования начальной ступени вуза.

Профессиональные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования не согласованы и подчас дублируют друг друга.

Подготовку педагогических кадров следует, на наш взгляд, осуществлять в только государственных педвузах, которые в национальной образовательной системе выполняют государственный заказ в области образования и нацелены, в первую очередь, на подготовку специалистов для стратегически значимой отрасли, обеспечивающей конкурентоспособность страны.

Частные же вузы, следует признать, обладают более высоким уровнем гибкости и мобильности в привлечении финансовых ресурсов; однако, преследуя коммерческие цели в своей деятельности, снижая оплату за обучение в погоне за количеством студентов, наносят серьезный ущерб качеству. Все это сопровождается перегруженностью аудиторий, нехваткой учебников, недоступностью компьютеров, уменьшением учебной нагрузки, количеством часов, отводимых на педпрактику, что ведет к невыполнению ГОСО.

Университеты, ориентируясь на классическую академическую подготовку в вузовском и послевузовском образовании, не учитывают традиции фундаментального педагогического образования, сложившееся взаимодействие с учреждениями образования, налаженную систему практики. Педагогические специальности в университетах не доминируют, они находятся на втором плане.

Таким образом, качество подготовки педагогических кадров с высшим и послевузовским образованием в частных вузах и университетах недостаточно профессионально ориентировано, ведет к нерациональному расходованию государственных средств. Все эти явления привели к ситуации утери элитности в педагогическом образовании, формированию массовых тенденций некомпетентности педагогов с университетским образованием и образованием, полученным в частных вузах.

На современном этапе возникает необходимость в разработке принципиально нового подхода к процессу создания и интеграции профессиональных учебных заведений в комплекс, обеспечивающий непрерывное педагогическое образование в системе «школа–колледж–педвуз-послевузовское педагогическое образование»; в разработке преемственного содержания, для интегрированного учебного заведения, комплекса состоящего из начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального уровней.

Комплекс – это единая педагогическая системы, находящаяся под эгидой педагогического вуза и представляющая единую организационную структуру, где каждый из ее структурных элементов – одно из звеньев непрерывного педагогического образования. Следует особое внимание уделить колледжу и представлять его как один из этапов получения высшего образования.

В современных условиях проблема подготовки учителя рассматривается в контексте личностного и профессионального развития на протяжении всей жизни, а не просто образования. В связи этим логично было бы предположить, что в структуре подобно комплекса непрерывного педагогического образования должно находиться Центры повышения квалификации педагогических работников.

Во-третьих, необходимо определить основные направления модернизации содержания профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, среди которых:

˗ перенос акцентов с квалификации на формирование метапредметных компетенций;

˗ поиск базового компонента содержания профессионально-педагогической подготовки;

˗ интенсификация образовательного процесса за счет разработки и внедрения дидактически целостной системы межуровневой и междисциплинарной интеграции;

˗ синтез методологического, теоретического и методического знания; разрыв между этими типами педагогического знания достигает угрожающих масштабов;

˗ усиление практической подготовки.

Базовый компонент содержания профессионально-педагогической подготовки должен предполагать универсализацию содержания, ориентированную на развитие метапредметных компетенций, а также специализацию содержания подготовки педкадров с учетом ближайшей перспективы перехода на 12-летнее образование и задач, поставленных Программой развития образования Казахстана на 2011-2020 годы.

Универсализация содержания подготовки может осуществляться за счет ряда теоретико-методологических дисциплин: философия, социология, экономика образования; теория образовательных экспериментов и реформ; педагогическое прогнозирование; введение в научное исследование; образовательная инноватика и др.

Оценивая реалии в подготовке педагогических кадров, следует отметить, что педвузы в основном ориентированы на общеобразовательную школу. Расширение сферы профессионально-технического образования предполагает корректирования содержания и организации подготовки будущих специалистов-выпускников педвуза с учетом будущей профессиональной деятельности в технических и профессиональных лицеях, колледжах.

Таковы, на наш взгляд, некоторые проблемы и пути модернизации системы подготовки педагогических кадров.

Все эти явления заставляют задуматься необходимости изменения подхода к педагогическому образованию, которое должно стать элитным, при условии изменения сложившихся взглядах в обществе на педагогическую деятельность помня о великом назначении педагогического труда. Перед нами стоит задача формирования нового современного взгляда на профессию педагога, повышение общественного и социального статуса учителя и восстановления ценностей элитного педагогического образования.

 

Список литературы

1. Гордон Д., Вос Д. Революция в обучении. – М.: Экономика, 2003. – 672 с.

Сведения об авторах

Омарова Вера Константиновна, Павлодарский государственный педагогический институт, профессор кафедры педагогики, кандидат пед. наук, доцент ВАК, [email protected], 87015209618

Игнатова Елена Васильевна, Павлодарский государственный педагогический институт, директор офиса регистратора, доктор PhD, [email protected], 87779330054

Omarova V.K., Pavlodar State Pedagogical Institute, professor of pedagogy, the candidate ped. Sciences, Associate Professor WAC, [email protected], 87015209618

Ignatov E.V., Pavlodar State Pedagogical Institute, Director, Office of the Registrar, Dr. PhD, [email protected], 87779330054

 

 

УДК 378.11

Игнатова Е.В., Омарова В.К.

Ignatova E.V., Omarova V.K.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.