Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игнатова Е.В., Омарова В.К. Различные представления об автономии управления высшим образованием




DIFFERENT REPRESENTATIONS OF THE AUTONOMY OF HIGHER EDUCATION MANAGEMENT

 

Ключевые слова: автономия, академическая автономия, институциональная автономия, система высшего образования, государственный контроль, организационная, академическая и финансовая самостоятельность вузов

Keywords: autonomy, academic autonomy, institutional autonomy, higher education, state control, organizational, academic and financial autonomy of universities

В статье анализируются особенности автономного управления высшим образованием, которое предполагает дерегуляцию государственного контроля и трансформацию отношений вузов с органами государственной власти. Авторы рассматривают понятие «автономия вуза» с разных позиций и приходят к выводу, что представление об автономии, формируется исходя из существующих норм и порядков, сложившихся в системе управления каждого конкретного государства, университетских традиций, уровня развития культуры, науки и образования.

The paper analyzes the characteristics of autonomous higher education management, which involves the deregulation of state control and the transformation of the relations of universities with public authorities. The authors examine the concept of "autonomy of the university" from different perspectives and come to the conclusion that the concept of autonomy, formed on the basis of the existing rules and practices prevailing in the control system of each individual state, university traditions, the level of development of culture, science and education.

 

Эволюция мировой экономики и связанные с ней коррективы в государственной политике высшего образования привели к необходимости изменений традиционных форм организации и управления вузами. На протяжении последних десятилетий практически во всем мире наблюдается трансформация отношений вузов с центральными органами власти. Государственный контроль поэтапно дерегулируется. Наблюдается масштабное реформирование управления высшим образованием, с целью придания ему автономности, коллегиальности и транспарентности.

На протяжении всей истории изучения автономии, данные феномен рассматривается учеными с разных позиций:

- академическая автономия или академическая свобода (Ashby и Anderson, 1966; Berdahl, 1990; Wasser, 1995; Volkwein и Malik, 1997; Pritchard, 1998, Snyder, 2002);

- административная автономия (Wasser, 1995; Volkwein и Malik, 1997);

- кадровая автономия (Volkwein, 1986);

- институциональная автономия (Amaral и Magalhаes, 2001; Ashby и Anderson, 1966; Berdahl, 1990; Frazer, 1997; Gornitzka и Maassen, 2000; Bladh, 2007; Herbst, 2007; Salmi, 2007);

- автономии вузов (Tapper и Salter, 1995; Neave, 1998; Dill, 2001; Ordorika, 2003; Moses, 2007);

- финансовая автономия (Cazenave, 1992; Sheehan, 1997; Rothblatt, 2002);

- автономия бюджета (Volkwein, 1986) [2].

Само понятие автономия также отличается большим разнообразием дефиниций. В аналитическом обзоре «Разработка механизмов по повышению конкурентноспособности высшего образования», проведенного Информационно-аналитическим центром Министерства образования и науки Республики Казахстан предложена следующая классификация автономии [1]:

А. Институциональная автономия, как свобода вузов от государственного контроля (Hetherington, 1965; Brown, 1990; Hayhoe и Zhong, 1997; Berdahl, 1990; McDaniel, 1996; Volkwein и Malik, 1997 и др.). Определения, предлагаемые сторонниками данного подхода, означают, что автономия представляет собой самостоятельность вузов в решении вопросов, отнесенных к их компетенции, круг которых устанавливается законом. Наиболее ярким примером данного подхода может послужить «Закон Джэдота» (Jadot’s Law), согласно которому «уровень автономии, которым обладает вуз, обратно пропорционален количеству нормативных документов, регулирующих сферу высшего образования».

Б. Институциональная автономия, как ценность. Подобной точки зрения придерживались Perkins (1977), Polin (1983), Mahony (1992), Boon, Peterson, Poje и Scarlett (1991), утверждавшие, что автономия университетов является необходимым условием существования университетов, ценностью, обеспечивающей их полноценное функционирование.

В. Институциональная автономии, как свобода академического сообщества (Pullias и Wilbur 1984, Cunningham 1992). Данное определение является одним из наиболее распространенных в научной среде. Согласно данному подходу, автономия вузов сводится, главным образом, к свободе представителей академического сообщества – студентов, профессорско-преподавательского состава – и определенных заинтересованных групп, таких как администрация вуза.

Г. Институциональная автономия, как финансовая самостоятельность вузов, рассматривается в работах Cazenave (1992), McDaniel (1996), Sheehan (1997), Jongbloed и др. (2000), Rothblatt (2002), Ordorika (2003), Felt и Glanz (2003). Институциональная автономия рассматривается как свобода вузов в осуществлении их финансово-хозяйственной деятельности, в привлечении финансовых средств без ограничения источников, осуществлении финансовых операций с активами и др.

Отсутствием единства в определении понятия автономии объясняется и разнообразие показателей, рассматриваемых в качестве индикаторов.

James (1965) считает что, для эффективной деятельности вузу необходимо предоставить пять ключевых свобод:

- свободу в выборе сотрудников;

- свободу в отборе студентов;

- свободу в определении содержания учебных программ и утверждении академических стандартов;

- свободу в определении приоритетных направлений исследовательской деятельности;

- свободу в распределении финансовых ресурсов, включая недвижимое имущество, фонды целевого капитала (эндаумент-фонды), чистую прибыль.

При этом данные возможности должны рассматриваться не как привилегии, предоставляемые вузу за проверенную временем успешную деятельность, а как базовые условия, необходимые для эффективной деятельности высших учебных заведений. Лишь при наличии у вузов вышеупомянутых свобод, они смогут, по мнению James (1965), обеспечить выполнение своих основных миссий – «подготовка молодежи к служению обществу, сохранение культурного наследия и расширение границ знаний посредством исследований».

Mahony (1992) определяет автономию вуза:

- в самостоятельном принятии управленческих решений;

- в коллегиальности управления;

- в самостоятельном определении требований, предъявляемых к поступлению и академической успеваемости студентов;

- в высоком качестве академических программ и самостоятельности в определении их содержания;

- в возможности защищать права студентов и преподавателей и др.

По мнению специалистов Всемирного банка автономный статус предполагает наличие у вуза возможности:

- самостоятельно устанавливать требования по приему студентов;

- определять стоимость оплаты за обучение;

- самостоятельно разрабатывать критерии предоставления финансовой помощи социально уязвимым группам студентов;

- определять условия найма и освобождения от должности, а также объем заработной платы сотрудников вуза.

Ashby (1966), в свою очередь, полагал, что неотъемлемыми элементами институциональной автономии является свобода вузов:

- в приеме студентов и найме персонала;

- в определении условий присуждения академических степеней;

- разработке содержания академических программ;

- в распределении финансовых ресурсов [3].

Таким образом, при всем разнообразии понятий в основе автономии вуза лежит организационная, академическая и финансовая самостоятельность.

Следует отметить, что именно этот тип классификации является наиболее распространенным применительно к американской системе высшего образования.

В европейском образовательном пространстве практикуется расширенный тип классификации. Лиссабонская декларация 2007 года выделяет четыре разновидности автономии вузов:

- академическая автономия;

- финансовая автономия;

- организационная автономия;

- кадровая автономия.

Комиссия Карнеги по высшему образованию (1973) выработала три основных элемента автономии:

1) интеллектуальная автономия – защита академической свободы самовыражения, свободного выбора и реализации исследовательских проектов преподавателями и студентами;

2) академическая автономия – делегирование преподавателям полномочий по принятию решений в области учебного процесса;

3) административная автономия – свобода в реализации финансового и кадрового менеджмента [4].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что представление об автономии, формируется исходя из существующих норм и порядков, сложившихся в системе управления каждого конкретного государства, университетских традиций, уровня развития культуры, науки и образования. Этим объясняется многообразие подходов к изучению автономии.

Таким образом, автономия дает возможность вузам свободно, без какого-либо контроля извне, принимать решения в трех основных сферах деятельности.

Управленческая - предполагает наличие у вуза возможности:

- отбора и включения в состав управляющего органа внешних членов;

- формирования внутренней структуры (школы, факультеты, кафедры, институты и др.);

- создания самостоятельных юридических лиц;

- самостоятельной разработки процедур и критериев отбора и освобождения от должности, определения сроков полномочий высших должностных лиц (руководящего состава);

- отбора и расстановки кадров (должностные требования, процедуры отбора, оклад, условия продвижения по службе и освобождения от должности сотрудников).

Академическая - определяется способностью вуза самостоятельно:

- определять правила приема и количество зачисленных в вуз студентов;

- определять содержание академических программ и язык обучения;

- создавать и закрывать программы обучения по специальностям;

- выбирать механизмы и агентства по обеспечению качества обучения.

Финансовая - определяется правом вуза на:

- формирование резерва и сохранение профицита государственного финансирования;

- определение оплаты за обучение;

- заем и инвестирование средств на финансовых рынках;

- выпуск акций и облигаций;

- владение и распоряжение землями и строениями, занимаемыми университетом.

Расширение автономии в системе высшего образования отнюдь непростая задача и, как показывает опыт зарубежных стран, процесс может занимать несколько десятилетий и его исход напрямую зависит от того, насколько скрупулезно государство подошло к разработке плана по переходу вузов к автономии.

 

Список литературы

1. Аналитический обзор 2012 года. –Астана, МОН РК АО «Информационно-аналитический центр», 2012. С.340 // [Электронный ресурс]

2. Декларация «Университеты Европы после 2010 года: многообразие при единстве целей». Четвёртый съезд Ассоциации европейских университетов в Лиссабоне, 13 апреля 2007г

3. Форум по высшему образованию в области бизнеса [Электронный ресурс] www.bhef.com

4. Высшее образование в Казахстане. Отчет ОЭСР, 2007, с. 56

Сведения об авторах

Игнатова Елена Васильевна, Павлодарский государственный педагогический институт, директор офиса регистратора, доктор PhD, [email protected], 87779330054

Омарова Вера Константиновна, Павлодарский государственный педагогический институт, профессор кафедры педагогики, кандидат пед. наук, доцент ВАК, [email protected], 87015209618

Ignatov E.V., Pavlodar State Pedagogical Institute, Director, Office of the Registrar, Dr. Ph, [email protected], 87779330054

Omarova V.K., Pavlodar State Pedagogical Institute, professor of pedagogy, the candidate ped. Sciences, Associate Professor WAC, [email protected], 87015209618




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.