Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чеснокова У.А. Итоги пилотного опроса «Отраву за город – в специализированные магазины» в городах России




Секция 3. Социополитические, экономические, этнокультурные проблемы жизнедеятельности региона

 

УДК 32.019.52

Чеснокова У.А.

Chesnokova U.A.

 

The results of pilot survey “Poison out of the city – into special stores” held in Russian cities

Ключевые слова: Трезвость, общественное мнение, опрос

Keywords: Sobriety, public opinion, survey

В данной работе приведены результаты социологического опроса «Отраву за город – в специализированные магазины», проведенного в нескольких городах России. Проанализированы качественные ответы респондентов, изучены не только установки и мнения по поводу выноса алкогольных и табачных ядов за пределы населенных пунктов, но и отношение, готовность людей в целом к созидательным действиям, направленным на полное отрезвление общества.

This paper concerns results of sociological survey “Poison out of town – to specialized stores” conducted in several towns in Russia. Qualitative analysis of respondents’ answers provided. Not only purposes and opinions about taking alcohol and tobacco poison out of human settlements but also people's attitude and readiness to the creative actions to promote Sobriety in society are studied.

 

Прежде, чем целенаправленно проявлять определенные действия к обществу, мы должны узнать в реальности: нуждается оно в этом или нет? Готовы ли сами люди к каким-либо значимым изменениям в окружающей их действительности?

Общественной организацией УСТ «Трезвый Южноуральск» был составлен опрос, с помощью которого планировалось выяснить отношение населения к Трезвости в целом, необходима ли она в современном мире, а также отношение к одному из пунктов программы УСТ в России «Трезвость – воля народа!», в котором говорится о выносе специализированных магазинов за черту города. Но проведенный нами опрос показал, что выяснить отношение к Трезвости в век информационного террора пока не представляется возможным, т.к. у людей сложилось неверное понимание самого определения «Трезвость» (трезвый – не пьяный, умеренно пьющий и т. д.). Также, вопросы, входящие в опрос, были достаточно общего характера, ответы на которые были очевидны, т. е. по ходу его проведения мы убеждались в том, что и так знаем, о чем большинство людей спорить не будет.

Поэтому, переработав и усовершенствовав данный опрос, членами организаций союза УСТ было решено переклассифицировать его в целом и конкретизировать каждый составляющий его вопрос, т. е. более глубоко и развернуто изучить само отношение людей именно к четвертому пункту нашей программы, о выносе торговли в специализированные магазины, за пределы населенных пунктов и в итоге получить более достоверные результаты.

Цель измененного опроса теперь была направлена не только на исследование общественного мнения, но и в большей степени на его формирование, т. е., оказывая большее воздействие, респондента не просто просят выразить отношение к какой-либо проблеме, но и хотят, чтобы он совершил сам некое действие, серьёзно подумал, поразмышлял над вопросом, дал ответ и, возможно, на базе этого сформировал иной взгляд на происходящее.

Таким образом, «исследовательская» часть усовершенствованного опроса сузилась и состоит из двух вопросов:

1) Представьте, что с завтрашнего дня во всех магазинах не будет алкоголя и табака. Как Вы лично к этому отнесётесь?

2) Сейчас алкоголь и табак продаётся в жилых домах, рядом со школами и детскими площадками. Как Вы лично к этому относитесь?

Вопросы, составляющие первую часть опроса, имеют структурированный, закрытый характер, т. е. предполагают выбор ответа из списка («хорошо», «плохо»,«безразлично»).

Далее следует «формирующая» часть опроса, состоящая из 5 вопросов:

3) Если с завтрашнего дня алкоголь и табак будет продаваться только в специализированных магазинах за городом, что Вы лично будете делать?

4) Как Вы считаете, для чего люди отравляют себя алкоголем и табаком?

5) А что в реальности даёт им отравление?

6) Как Вы считаете, кому выгодно, чтобы люди отравляли себя алкоголем и табаком?

7) Что Вы лично сделаете, чтобы Россия стала Трезвой?

Данный блок включает в себя вопросы открытого, неструктурированного вида, с помощью которого можно выявить динамику мнений, штампов, оценок, социальных ориентаций.

В двух регионах Российской Федерации (Юг и Южный Урал) в течение двух месяцев соратниками из разных организаций союза УСТ был проведен данный опрос. В основном активная работа с населением проводилась в таких городах как Южноуральск, Челябинск, Новоуральск, Златоуст, Тюмень, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Новочеркасск, Сальск, Батайск, Невинномысск. Всего было опрошено 638 человек, из них 349 женщин и 289 мужчин в возрасте от 14 до 80 лет (преимущественно от 30 до 60 лет). Опрос проходил как на улицах города, так и в форме анкетирования среди учащихся в учебных заведениях.

На первый вопрос о том, как бы вы лично отнеслись к отсутствию алкоголя и табака во всех магазинах 70,5% респондентов ответили «положительно», 11% – «отрицательно» и 18,5% остались равнодушны (рисунок 1).

Второй вопрос, выясняющий отношение людей к продаже алкоголя и табака рядом со школами, детскими площадками, в жилых домах, показал, что 89,2% опрашиваемых воспринимают это «отрицательно», 3% – «положительно» и 7,8% – «безразлично» (рисунок 2).

   
Рисунок 1. Представьте, что с завтрашнего дня во всех магазинах не будет алкоголя и табака. Как Вы лично к этому отнесётесь? Рисунок 2. Сейчас алкоголь и табак продаётся в жилых домах, рядом со школами и детскими площадками. Как Вы лично к этому относитесь?
   
Рисунок 3. Если с завтрашнего дня алкоголь и табак будет продаваться только в специализированных магазинах за городом, что Вы лично будете делать? Рисунок 4. Как Вы считаете, для чего люди отравляют себя алкоголем и табаком?
   
Рисунок 5. А что в реальности даёт им отравление? Рисунок 6. Как Вы считаете, кому выгодно, чтобы люди отравляли себя алкоголем и табаком?

 

  Рисунок 7. Что Вы лично сделаете, чтобы Россия стала Трезвой?

В целом ответы на вопросы первой части опроса, показали, что подавляющее большинство людей не хочет видеть алкогольные и табачные яды в продаже наравне с пищей и готовы к их полному вынесению из продуктовых магазинов.

На третий вопрос о том, что вы лично будете делать, если алкоголь и табак будет продаваться только в специализированных магазинах за чертой города, были получены различные варианты ответов. Реакция людей к таким действиям оказалась одобрительной – 93%. Однако, 52% из них все-таки «будут ездить по необходимости за город»; 28% – «ничего не будут делать», «не покупают», 7,5% – вести здоровый образ жизни, 5,5% – «радоваться», «полностью поддерживать». За редким исключением кто-либо был категорически против таких мер – 7% (рисунок 3). Также были единичные ответы о том, что будут производить алкогольные яды сами.

Четвёртый вопрос о том, для чего люди отравляются алкогольными и табачными ядами, был направлен на то, чтобы достать из человека разного рода штампы, стереотипы, активизировать программу на самоотравление, и в тоже время дать понять людям, что алкоголь и табак являются интоксикантами. В основном были получены такие данные: 26% – «от плохой жизни», «проблемы», «жить не хотят», 15% – «от безделья», 10% – «для кайфа», «веселья», «чтобы расслабиться», «для получения удовольствия», 10% – «за компанию», 9,5% – «зависимость», «вредная привычка», 4,5% – «просто так» 3% – «от незнания», «невоспитанность», 2% – «традиции», «менталитет» и 20% –другое (рисунок 4).

Следующий, пятый вопрос – «А что же в реальности даёт людям отравление алкоголем и табаком?» – уже имел уточняющий характер, вытесняющий стереотипы и позволяющий людям самим поразмыслить, больше дать высказаться Личности, нежели подавляющей её «программе», а также узнать некоторую правдивую информацию об ядах. 95% ответов говорили о том, что отравление интоксикантами даёт «болезни», «смерть», «вред здоровью», 3% – «деградацию», 1% – «самообман» и 1% – другое (рисунок 5).

Мнения о том, кому выгодно отравление народа алкогольными и табачными ядами практически разделились пополам: 47% считают, что «виноваты сами производители, поставщики», 49% думают, что «это выгодно государству», 3% «не знают», 1% – «затрудняются ответить». Шестой вопрос в некоторой степени формирует различение интересов организаторов процесса отравления людей, по своей собственной воле или нет происходит отравление граждан. И он показал, что многие осознают явный финансовый интерес продавцов и производителей интоксикантов, а некоторые понимают политический интерес в отнимании Трезвости, интерес геноцида (рисунок 6).

Последний, завершающий наше исследование вопрос о том, что Вы лично будете делать, чтобы Россия стала Трезвой 40% ответили «личный пример», «воспитание детей», 43% – «ничего», «не знаю», 10,5% – «будут вести/ведут здоровый образ жизни», 4% – «запрещу» и 2,5% – другое (рисунок 7). Основная задача этого вопроса – это оставление приятного впечатления от разговора, возможность для человека поразмыслить о поднятой теме, подумать о том, а как я могу изменить окружающих меня людей? Каким образом благо страны зависит лично от меня?

Также, помимо основных вопросов, с опрашиваемыми беседовали о Трезвости, о механизмах отравления людей, корыстных интересах, которые осуществляют его, о важности личного примера жизни в Трезвости для детей, для окружающих людей. Раздавались листовки с информацией о программе «Трезвость – Воля Народа!», календари и прочее.

Таким образом, опрос «Отраву за город – в специализированные магазины!» показал, что у жителей нашей страны уже созрел определенный социальный заказ на Трезвость, что это реальная «воля народа». Люди готовы к созидательным действиям, хотят жить в здоровом, полноценном обществе и нам пора направить все силы на его развитие.

В дальнейшем, разработанный союзом УСТ опрос будет совершенствоваться и дорабатываться в последующей деятельности, расширять границы своего распространения по городам России. Посредством него мы будем продолжать выявлять динамику развития общества, информировать население правдивой информацией о том, что такое Трезвость, какова её роль в жизни, с помощью чего и как вернуть, защитить, сохранить и утвердить Трезвость в будущем.

 

Сведения об авторе

Чеснокова Ульяна Андреевна, студентка психолого-педагогического факультета Челябинского государственного университета, [email protected], тел. 8-951-118-9527.

Chesnokova U.A., student of psychology and pedagogical faculty of the Chelyabinsk state university, [email protected], tel. 8-951-118-9527.

 

УДК 32.019.51

Казакова З.В., Киви В.В.

Kazakova Z.V., Kivi V.V.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.