Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурсные торги как важнейший элемент рыночного регулирования товарного рынка




Формирование тактики представления материалов, предназначенных к опубликованию, использованию для рекламы, выступлений, докладов на конференциях, для передачи по радио, телевидению, во время деловых переговоров и т.п.

7. Определение порядка и целесообразности использования технических средств для работы с документами и информацией, составляющими коммерческую тайну: ПЭВМ, сканирующих устройств, аудио-видеотехники, факсов и т.д.

8. Создание системы контроля и исполнения всех требований и задач по обеспечению защиты коммерческой тайны организации.

 

Раздел 5.

Тема 16. Происхождение торгов и их экономические функции. Торги как один из способов регулирования современной экономики

24 ноября 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд(№ 2588-Х11)», предусматривающий конкурсный отбор поставщиков для осуществления государственных заказов.

Кон­кур­сные тор­ги (тен­дер) — это фор­ма вы­да­чи за­ка­зов на пос­тав­ку то­ва­ров, за­куп­ку ус­луг по за­ра­нее объяв­лен­ным в спе­ци­аль­ных до­ку­мен­тах ус­ло­ви­ям. Данные условия пред­по­ла­га­ю­т соревнование пред­ло­же­ний от нес­коль­ких учас­тни­ков тор­гов с целью обес­пе­че­ния на­и­бо­лее вы­год­ных ус­ло­вий сдел­ки для их ор­га­ни­за­то­ра.

Таким образом, необходимость в организации конкурсов, торгов возникает лишь тогда, когда заказчик (организатор конкурса) имеет возможность выбора среди нескольких исполнителей.

А исполнители, в свою очередь, должны быть заинтересованы в выполнении заказа. Подобная ситуация возникает только на определенном уровне развития экономических и правовых отношений в государстве. Исторический анализ также показывает, что в большинстве случаев само государство (как наиболее богатый и влиятельный заказчик) являлось главным инициатором проведения конкурсных отборов исполнителей.

Возникнув как форма поиска соответствия между ценой и величиной стоимости товара, торги как метод заключения сделок, вытекающих из договоров купли-продажи товаров и подряда, и на современном этапе выступают как важное средство регулирования цен контрактов, а также как эле­мент государственного регулирования торговых и внешне­экономических связей.

В ис­то­рии тен­дер­ной пра­кти­ки был пе­ри­од, ког­да по­бе­ди­те­ли тор­гов оп­ре­де­ля­лись ис­клю­чи­тель­но на ос­но­ва­нии на­и­мень­шей зап­ра­ши­ва­е­мой це­ны. Дан­ный спо­соб пред­став­ля­ет­ся весь­ма про­стым и эф­фек­тив­ным.

Од­на­ко по опы­ту вы­пол­не­ния зак­лю­ча­е­мых по та­ко­му ме­то­ду кон­трак­тов за­каз­чи­ки быс­тро по­ня­ли, что на­и­мень­шая це­на вов­се не обя­за­тель­но оз­на­ча­ет не­об­хо­ди­мое ка­чес­тво и мо­жет яв­лять­ся един­ствен­ным оп­ре­де­ля­ю­щим фак­то­ром толь­ко в от­дель­ных слу­ча­ях, ког­да при­вле­ка­е­мые к учас­тию в тор­гах пос­тав­щи­ки хо­ро­шо из­вес­тны за­каз­чи­ку как ис­пол­ни­те­ли, ста­биль­но обес­пе­чи­ва­ю­щие тре­бу­е­мый уро­вень ка­чес­тва. По этой при­чи­не по ме­ре раз­ви­тия тен­дер­ных про­це­дур за­каз­чи­ки бы­ли вы­нуж­де­ны вво­дить в кон­кур­сные до­ку­мен­ты до­пол­ни­тель­ные тре­бо­ва­ния по ка­чес­тву, ко­то­рые в ря­де слу­ча­ев мог­ли ста­но­вить­ся оп­ре­де­ля­ю­щи­ми.

В нас­то­я­щее вре­мя ру­ко­вод­ства и ти­по­вые конкурс­ные до­ку­мен­ты по при­обре­те­нию то­ва­ров ра­бот и ус­луг в до­ку­мен­тах меж­ду­на­род­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций поч­ти во всех слу­ча­ях при про­ве­де­нии тор­гов на круп­ные за­ка­зы на­ря­ду с це­ной тре­бу­ют учи­ты­вать фак­тор ка­чес­тва.

Удель­ный вес фак­то­ра ка­чес­тва вы­ше все­го для тех ви­дов за­ку­пок, ко­то­рые ме­нее все­го под­да­ют­ся ко­ли­чес­твен­но­му опи­са­нию. Следовательно, чем по­нят­нее и под­роб­нее мож­но опи­сать пред­мет за­ку­пок, тем вы­ше удель­ный вес це­но­во­го фак­то­ра и ни­же — ка­чес­твен­но­го. В пра­кти­ке оцен­ки тен­дер­ных пред­ло­же­ний со­от­но­ше­ния це­ны и ка­чес­тва вы­ра­жа­ют­ся примерно так: 70: 30, 80: 20 и т.д.

На­и­бо­лее ши­ро­ко конкурс­ные тор­ги при­ме­няются в про­цес­се го­су­дар­ствен­ных за­ку­пок. Сле­ду­ет от­ме­тить, что пос­тав­ка то­ва­ров для го­су­дар­ствен­ных нужд — до­воль­но слож­ная и мно­гог­ран­ная про­бле­ма, ко­то­рая решается в рам­ках сис­те­мы пос­та­вок то­ва­ров для го­су­дар­ствен­ных нужд или сис­те­мы го­су­дар­ствен­ных за­ка­зов.

Ос­нов­ными субъек­тами хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­нос­ти ры­ноч­ной эко­но­ми­ки вы­де­ля­ют до­маш­ние хо­зяй­ства, пред­при­я­тия и ор­га­ни­за­ции биз­не­са, ор­га­ны го­су­дар­ствен­но­го уп­рав­ле­ния (табл. 7.3).

 

Таб­ли­ца10.3. Ос­нов­ные субъек­ты ры­ноч­ной эко­но­ми­ки

Субъект рынка Основная функция Основной источник финансирования
Государство Представление бесплатных услуг государственных организаций и учреждений, обеспечение безопасности населения и страны, перераспределение национального дохода Налоги, сборы и отчисления
Предприя­тия и организации бизнеса Производство товаров, услуг, интеллектуальной собственно­сти для потребления и про­дажи Выручка от продажи
Домашние хо­зяйства Личное потребление, производ­ство товаров и услуг Заработная плата, пен­сии, по­собия, стипен­дии, до­ходы от собст­вен­ности

Ос­нов­ные субъек­ты ры­ноч­ной эко­но­ми­ки:

До­маш­ние хо­зяй­ства — ос­нов­ной эле­мент об­щес­тва, его пот­ре­би­тельс­кой сфе­ры, глав­ной эко­но­ми­чес­кой фун­кци­ей это­го субъек­та яв­ля­ет­ся пот­реб­ле­ние ко­неч­но­го про­дук­та и ус­луг, про­изво­ди­мых го­су­дар­ством и биз­не­сом.

Ор­га­ны го­су­дар­ствен­но­го уп­рав­ле­ния и биз­нес яв­ля­ют­ся струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми вто­рой сфе­ры че­ло­ве­чес­кой де­я­тель­нос­ти в об­лас­ти эко­но­ми­чес­ких от­но­ше­ний — сфе­ры де­ло­вой ак­тив­нос­ти лю­дей, в ре­зуль­та­те деятельности ко­то­рой до­маш­ние хо­зяй­ства по­лу­ча­ют до­хо­ды.

К субъек­там хо­зяй­ство­ва­ния биз­не­са от­но­сят­ся пред­при­я­тия и фир­мы раз­лич­ных форм соб­ствен­нос­ти, глав­ной фун­к­ци­ей ко­то­рых яв­ля­ет­ся про­извод­ство раз­но­об­раз­ных то­ва­ров, ра­бот и ус­луг для до­маш­них хо­зяйств и ор­га­нов го­су­дар­ствен­но­го уп­рав­ле­ния.

Ос­нов­ная мас­са гос­за­ку­пок, в от­ли­чие от пот­ре­би­тельс­ко­го рын­ка, про­изво­дит­ся в кон­трак­тной фор­ме. Пра­ви­тельс­твен­ные рас­хо­ды выс­ту­па­ют в фор­ме пра­ви­тельс­твен­ных за­ка­зов биз­не­су на про­извод­ство раз­лич­ной про­дук­ции и ус­луг об­ще­на­ци­о­наль­но­го зна­че­ния.

В кон­трак­те заб­ла­гов­ре­мен­но (до про­извод­ства про­дук­ции) ого­ва­ри­ва­ют­ся це­ны, ко­ли­чес­тво и ус­ло­вия пос­тав­ки (вы­пол­не­ния ра­бот). И ес­ли рань­ше на ос­но­ве кон­трак­тов дос­ти­га­лось обес­пе­че­ние об­щес­твен­но­го сек­то­ра ус­ло­ви­я­ми его соб­ствен­но­го фун­кци­о­ни­ро­ва­ния (нап­ри­мер, компьютеры, ме­бель, кан­це­ляр­ские при­над­леж­нос­ти и др.), то в пос­лед­нее вре­мя все бо­лее ши­ро­кое при­ме­не­ние ста­ли по­лу­чать кон­трак­ты на пос­тав­ку то­ва­ров, ра­бот и ус­луг, удов­лет­во­ре­ние пот­реб­нос­ти в ко­то­рых тра­ди­ци­он­но нес об­щес­твен­ный сек­тор.

Например Работа го­род­ского об­щес­твен­ного тран­спорта, убор­ка улиц, сбор и вы­воз бы­то­вых от­хо­дов, со­дер­жа­ние пар­ков, по­жар­ной ох­ра­ны бо­лее эф­фек­тив­но вы­пол­ня­ют­ся не­го­су­дар­ствен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми, ор­га­ни­за­ци­я­ми, бла­го­да­ря глу­бо­кой спе­ци­а­ли­за­ции, ис­поль­зо­ва­нию но­вей­ших тех­но­ло­гий и вы­со­кок­ва­ли­фи­ци­ро­ван­но­го пер­со­на­ла. В США, Ве­ли­коб­ри­та­нии влас­ти раз­ных уров­ней все ча­ще пе­ре­да­ют час­тным ком­па­ни­ям та­кие су­гу­бо ад­ми­нис­тра­тив­ные фун­кции, как сос­тав­ле­ние и ана­лиз бюд­же­тов, сбор на­ло­гов, ох­ра­на об­щес­твен­но­го по­ряд­ка, со­дер­жа­ние тю­рем и уп­рав­ле­ние ими. Внут­ри са­мо­го об­щес­твен­но­го сек­то­ра все ча­ще фор­ми­ру­ют­ся от­но­ше­ния на ос­но­ве раз­де­ле­ния фун­кций по­ку­па­те­ля и про­дав­ца (пос­тав­щи­ка) — так на­зы­ва­е­мые ква­зи­рын­ки.

Постепенное выс­во­бож­де­ние пра­ви­тельс­твен­ных уч­реж­де­ний, ор­га­ни­за­ций от пред­ста­ви­тельс­тва фун­кций про­изво­ди­те­ля поз­во­ля­ет им пол­нос­тью сос­ре­до­то­чить вни­ма­ние на ин­те­ре­сах пот­ре­би­те­ля, за­ин­те­ре­со­ван­но­го в вы­бо­ре пос­тав­щи­ка, пред­ло­жив­ше­го ми­ни­маль­ные це­ны, и тре­бо­вать от не­го не­у­кос­ни­тель­но­го вы­пол­не­ния всех ус­ло­вий кон­трак­та. Нап­ри­мер, мес­тный ор­ган здра­во­ох­ра­не­ния пе­ре­ста­ет не­пос­ред­ствен­но ру­ко­во­дить ра­бо­той боль­ниц и выс­ту­па­ет в ро­ли за­каз­чи­ка и по­ку­па­те­ля ус­луг; в США од­ни му­ни­ци­па­ли­те­ты зак­лю­ча­ют до­го­во­ры с дру­ги­ми на сос­тав­ле­ние бюд­же­тов, раз­ра­бот­ку про­грамм, ес­ли их не удов­лет­во­ря­ет ра­бо­та соб­ствен­ных под­раз­де­ле­ний, по­ли­ция од­них рай­онов об­слу­жи­ва­ет по кон­трак­там со­сед­ние.

Проведенный ана­лиз оте­чес­твен­но­го и за­ру­беж­но­го в сов­ре­мен­ных ус­ло­ви­ях поз­во­ля­ет определить ос­нов­ные при­нци­пы формирования госзакупок:

¨ го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся за­каз­чи­ком про­дук­ции, оно рас­по­ла­га­ю­щее для это­го со­от­вет­ству­ю­щи­ми ре­сур­са­ми и пе­ре­да­ю­щее оп­ре­де­лен­ные пра­ва сво­им ис­пол­ни­тель­ным ор­га­нам;

¨ структура и сос­тав за­ка­зов оп­ре­де­ля­ет­ся струк­ту­рой сис­те­мы об­ще­го­су­дар­ствен­ных пот­реб­нос­тей и фун­кци­я­ми го­су­дар­ства, ко­то­рые, как пра­ви­ло, не мо­гут быть ре­а­ли­зо­ва­ны ме­ха­низ­мом ры­ноч­но­го са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния;

¨ размеры госза­ка­зов ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ве­ли­чи­ной средств бюд­же­та стра­ны;

¨ госза­ка­зы раз­ме­ща­ют­ся и ре­а­ли­зу­ют­ся на до­го­вор­ной ос­но­ве.

До­го­вор­ные (контрактные) от­но­ше­ния в об­щес­твен­ном сек­то­ре име­ют пре­иму­щес­тва и спо­соб­ны при­но­сить определенный эф­фект.

Важнейшим при­нци­пом этих мер, по мне­нию боль­шин­ства спе­ци­а­лис­тов, яв­ля­ет­ся от­кры­тость (глас­ность). Она зак­лю­ча­ет­ся в том, что все эта­пы про­ве­де­ния кон­кур­сных тор­гов, на­чи­ная с ус­та­нов­ле­ния ус­ло­вий их про­ве­де­ния до объяв­ле­ния по­бе­ди­те­лей, осу­щес­твля­ют­ся пуб­лич­но, и каж­дый учас­тник име­ет воз­мож­ность с ни­ми оз­на­ко­мить­ся. Мно­го­лет­ний ми­ро­вой опыт по­ка­зы­ва­ет, что от­кры­тость яв­ля­ет­ся са­мым силь­но­дей­ству­ю­щим сред­ством против кор­руп­ции.

При­нцип рав­ноп­ра­вия (спра­вед­ли­вос­ти) зак­лю­ча­ет­ся в том, что ус­ло­вия про­ве­де­ния тор­гов, при­нци­пы, кри­те­рии и по­ря­док оп­ре­де­ле­ния по­бе­ди­те­ля ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ра­нее, и для всех учас­тни­ков оди­на­ко­вы. Кро­ме то­го, при­нци­пы про­кью­ре­мен­та не поз­во­ля­ют ме­нять эти ус­ло­вия в хо­де про­ве­де­ния кон­кур­сных тор­гов. Ка­те­го­ри­чес­ким тре­бо­ва­ни­ем про­це­дур про­кью­ре­мен­та яв­ля­ет­ся не­до­пу­ще­ние дис­кри­ми­на­ци­он­ных мер по от­но­ше­нию к ко­му-ли­бо из учас­тни­ков.

При­нцип эф­фек­тив­нос­ти на­це­ли­ва­ет на мак­си­маль­ный ко­неч­ный ре­зуль­тат про­ве­де­ния кон­кур­сов, что­бы в ито­ге бы­ли осу­щес­твле­ны за­куп­ки тре­бу­е­мых ре­сур­сов с мак­си­маль­ной эко­но­ми­чес­кой вы­го­дой для по­ку­па­те­ля.

При­нцип эко­но­мич­нос­ти оз­на­ча­ет, что про­це­ду­ры тен­де­ра дол­жны осу­щес­твлять­ся с ми­ни­маль­но воз­мож­ны­ми зат­ра­та­ми ре­сур­сов. В оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни эко­но­мич­ность вли­я­ет на ко­неч­ную эф­фек­тив­ность.

При­нцип от­вет­ствен­нос­ти и подотчетности оз­на­ча­ет, что все упол­но­мо­чен­ные ли­ца (сам за­каз­чик) от­ве­ча­ют за свои дей­ствия не толь­ко в ад­ми­нис­тра­тив­ном по­ряд­ке, но и юри­ди­чес­ки. Все ус­ло­вия кон­трак­та дол­жны вы­пол­нять­ся обя­за­тель­но и при лю­бых ус­ло­ви­ях, что осо­бен­но важ­но для сов­ре­мен­но­го оте­чес­твен­но­го рын­ка.

Отдельные экономисты выделяют также принципы: конкурентность и обоснованность.

Фор­мы и ме­то­ды осу­щес­твле­ния государственных ­за­ку­пок. Меж­ду­на­род­ная пра­кти­ка и на­ци­о­наль­ные за­ко­но­да­тель­с­тва пред­ла­га­ют два ос­нов­ных ме­то­да раз­ме­ще­ния за­ка­зов на пос­тав­ку то­ва­ров для го­су­дар­ствен­ных нужд: конкурентные (кон­кур­сные тор­ги, тен­де­ры, аукционы) и неконкурентные (пе­ре­го­во­ры, запрос котировок, запрос предложений).

Каж­до­му ме­то­ду со­от­вет­ству­ют оп­ре­де­лен­ные порядок, пра­ви­ла, про­це­ду­ры и об­ласть при­ме­не­ния.

Пред­поч­ти­тель­ны­ми счи­та­ют­ся кон­кур­сные тор­ги, так как они в на­и­боль­шей сте­пе­ни от­ве­ча­ют це­лям, за­да­чам и при­нци­пам про­фес­си­о­наль­но­го про­къю­ре­мен­та. Тор­ги пред­став­ля­ют со­бой сос­тя­за­ние пре­тен­ден­тов на при­обре­те­ние то­ва­ра или по­лу­че­ние кон­трак­та.

Прокьюремент (от англ. procurement) — форма управленческой технологии или совокупность практических методов и приемов, а также инструментов, применяемых в процессе организации закупок, предоставления объектов в аренду, распределения заказов в ходе осуществления конкурсных торгов, облегчения их для участников, соблюдения справедливости, предотвращения коррупции.

В основе прокьюремента лежит соблюдение принципов открытости (гласности), равноправия претендентов, эффективности заключаемых сделок, ответственности сторон — участников контракта. Прокьюремент означает также деятельность, обеспечивающую поиск и соединение компаньонов будущей сделки, заключение договоров, соглашений.

Содержание кон­кур­сных тор­гов крат­ко мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать сле­ду­ю­щим об­ра­зом: по­ку­па­тель (за­каз­чик) объяв­ля­ет кон­курс для про­дав­цов (пос­тав­щи­ков) на то­вар или ус­лу­ги с за­ра­нее оп­ре­де­лен­ны­ми ха­рак­те­рис­ти­ка­ми и пос­ле срав­не­ния по­лу­чен­ных пред­ло­же­ний под­пи­сы­ва­ет­ся до­го­вор (кон­т­ракт) с тем про­дав­цом или под­ряд­чи­ком, ко­то­рый пред­ло­жил на­и­бо­лее вы­год­ные для по­ку­па­те­ля ус­ло­вия.

Тема 17. Виды тендерных торгов и их характеристика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.