Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Булатова, И.С. Б 907 Основы теории моделирования геометрических образов на плоскости: учеб




Булатова, И.С.

Б 907 Основы теории моделирования геометрических образов на плоскости: учеб. пособие / И.С. Булатова, В.Ю. Ельцова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2011. – 120 с.: ил.

Учебное пособие разработано в соответствии с профессианальной образовательной программой по дисциплине «Инженерная графика» разделу «Начертательная геометрия».

изложены методы построения изображений пространственных геометрических форм на плоскости. Большое внимание уделено вопросам, связанным с решением основных метрических и позиционных задач, рассмотренных на вербальном, графическом и аналитическом уровнях в свернутом виде (в схемах и таблицах).

Предназначено для студентов 1-го курса дневной формы обучения всех инженерно-технических специальностей, выполняющих расчетно-графическую работу 1.

УДК 514.18(075.8)

ББК В 151.34я73

 

 

 
© ДВГУПС, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 4

Методические рекомендации по изучению курса

«Начертательная геометрия»..................................................................... 5

Обозначения, принятые в пособии......................................................... 7

1. МЕТОД ПРОЕКЦИЙ.......................................................................................... 9

1.1. Основные понятия метода проецирования........................................... 9

1.2. Виды проецирования............................................................................ 9

1.3. Основные свойства проекций............................................................. 11

2. ПОСТРОЕНИе ОРТОГОНАЛЬНОГО ЧЕРТЕЖА............................................. 14

2.1. Построение чертежа по схеме Монжа................................................. 14

2.2. Построение чертежей в декартовой системе
координатных плоскостей проекций.................................................. 15

2.3. Построение безосного чертежа........................................................... 18

3. КОМПЛЕКСНЫЙ ЧЕРТЁЖ ТОЧКИ.................................................................. 20

3.1. Построение комплексного чертежа точки............................................ 20

3.2. Положение точки относительно плоскостей проекций....................... 23

3.3. Взаимное положение точек в пространстве........................................ 26

4. КОМПЛЕКСНЫЙ ЧЕРТЁЖ ПРЯМОЙ ЛИНИИ.................................................. 30

4.1. Построение комплексного чертежа прямой линии.............................. 30

4.2. Положение прямой линии относительно плоскостей проекций.......... 31

4.3. Определение натуральной величины отрезка прямой....................... 35

4.4. Взаимное положение прямых линий.................................................. 35

4.5. Взаимное положение точки и прямой линии.................................... 38

5. КОМПЛЕКСНЫЙ ЧЕРТЁЖ ПЛОСКОСТИ........................................................ 46

5.1. Задание плоскости на комплексном чертеже...................................... 46

5.2. Положение плоскости относительно плоскостей проекций................ 48

5.3. Взаимное положение прямой линии и плоскости............................... 52

5.4. Взаимное положение двух плоскостей............................................... 57

6. МЕТОДЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЧЕРТЕЖА......................... 73

6.1. Метод замены плоскостей проекций.................................................. 73

6.2. Метод вращения................................................................................. 77

7. Комплексный чертеж поверхностей................................................. 91

7.1. Определение поверхности.................................................................. 91

7.2. Задание поверхности на комплексном чертеже................................ 92

7.3. Классификация поверхностей............................................................ 93

7.4. Точки, принадлежащие поверхности................................................ 100

7.5. Сечение поверхностей плоскостями................................................. 102

7.6. Пересечение поверхности прямой линией....................................... 107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 117

Приложение 1. Образец оформления титульного листа

к расчетно-графической работе 1...................................... 118

Приложение 2. Пример оформления листа с решением задачи
к расчетно-графической работе 1...................................... 119

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................... 120

«Начертательная геометрия – раздел геометрии, в котором пространственные фигуры, а также методы решения и исследования пространственных задач изучаются с помощью их изображений на плоскости»[1].

Методы начертательной геометрии являются теоретической базой для решения задач технического черчения. В технике чертежи являются основным средством выражения человеческих идей. Они должны не только определять форму и размеры предметов, но и быть достаточно простыми и точными в графическом исполнении, помогать всесторонне исследовать предметы и их отдельные элементы. Для того чтобы правильно выразить свои мысли с помощью рисунка, эскиза, чертежа требуется знание теоретических основ построения изображений геометрических объектов, их многообразия и отношения между ними, что и составляет предмет начертательной геометрии.

Изображение фигуры на плоскости как графический способ представления информации о ней имеет преимущества в сравнении с другими способами:

– общение становится более доступным, потому что образы, создаваемые на основе визуального (зрительного) восприятия, обладают большей, чем слова, ассоциативной силой;

– изображения являются интернациональным языком общения, тогда как, например, вербальное общение требует для понимания, как минимум, знания языка собеседника.

Таким образом, теоретические основы визуализации информации о геометрических объектах, многообразие геометрических объектов пространства, отношения между ними и их графического отображения на плоскости составляют предмет начертательной геометрии.

Итак, в курсе начертательной геометрии студенты должны освоить:

1) методы отображения пространственных объектов на плоскости;

2) способы графического и аналитического решения различных геометрических задач;

3) приемы увеличения наглядности и визуальной достоверности изображений проецируемого объекта;

4) способы преобразования и исследования геометрических свойств изображенного объекта;

5) основы моделирования геометрических объектов и выполнить расчетно-графическую работу 1 «Альбом задач по начертательной геометрии», состоящую из 12 задач.

Задание на расчетно-графическую работу выдается преподавателем. Образцы оформления титульного листа и листа с решением задачи см. в прил. 1 и 2.

Методические рекомендации по изучению
курса «Начертательная геометрия»

Мыслительная деятельность человека является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Трудно и невозможно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где мышление не играет существенной роли.

В процессе обучения в вузе главное состоит не только в том, чтобы студенты смогли усвоить научные основы предстоящей деятельности, но и в том, чтобы молодой человек научился управлять развитием своего мышления. С этой целью в структуре учебного пособия содержатся алгоритмы. Алгоритмы развития мышления выстраиваются так, чтобы знания (закон, закономерность, определение, вывод, правило и т. д.) могли применяться при выполнении заданий (решении задач).

Выделяют следующие способы построения алгоритма[2]:

а) из одного понятия:

– выделить существенные признаки понятия,

– определить взаимосвязь признаков между собой,

– установить последовательность наложения признаков на конкретный пример;

б) при комбинировании нескольких понятий:

– построить алгоритмы применения каждого понятия,

– сравнить алгоритмы (выделить общие и специфические признаки),

– определить взаимосвязь признаков между собой,

– установить последовательность наложения признаков на конкретный пример.

Алгоритм проведения анализа:

1) выделить в понятии все признаки предмета или явления (физические, химические свойства и отношения);

2) определить существенные признаки;

3) выделить несущественные признаки.

Алгоритм проведения синтеза:

1) определить все признаки, характеризующие предмет или явление;

2) выделить из них существенные, принадлежащие предмету или явлению, без которых последнее теряет свой смысл;

3) соотнести имеющиеся признаки с признаками известных понятий или ввести новое понятие.

Алгоритм проведения сравнения (сравнительный анализ предполагает проведение анализа каждого понятия и сравнения их между собой):

1) провести анализ сравниваемых понятий:

– выделить в понятии все признаки предмета или явления (физические, химические свойства и отношения);

– определить существенные признаки;

– выделить не существенные признаки;

2) определить существенные и несущественные признаки;

3) сделать вывод:

– о полном совпадении понятий (если одинаковы все признаки);

– частичном совпадении понятий (если совпадение признаков частичное);

– несовпадении понятий (если нет одинаковых признаков).

Алгоритм обобщения:

1) разложить каждое из понятий на существенные признаки;

2) определить общие для всех понятий существенные признаки;

3) дать (сформулировать) обобщение на основе этих признаков;

4) найти (если существует) обобщающее понятие.

Алгоритм свертывания знаний:

1) разложить каждое из понятий на существенные признаки;

2) определить общие для понятий существенные признаки:

– для всех понятий (родовые признаки);

– для отдельных групп понятий (видовые признаки);

3) дать (сформулировать) обобщение на основе этих признаков;

4) найти (если существует) обобщающее понятие;

5) определить основные взаимосвязи между понятиями – совпадение, включение, соподчинения, противоположность, противоречие;

6) на основе выделенных взаимосвязей представить данную совокупность в виде схемы, графика, рисунка, таблицы.

В результате обучения студенты должны иметь опыт как разработки алгоритма применения знаний, так и способности его применения при выполнении заданий по курсу теории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.