Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая спроса




Кривую D в экономической литературе называют кривой с про с а. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене Р1 величина спроса состав­ляет Q,, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2, и т. д.1 При предположении, что функция спроса носит линейный харак­тер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:

0D = а - Ь-Р

1 Приведенное графическое изображение является традици­онным для экономической науки, в то время как с математической точки зрения на абсциссе приня­то обозначать независимую пе­ременную (в данном случае -цену), а на ординате - зависимую (в данном случае - величину спроса).

Уравнение функции спроса показыва­ет, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры а и Ь отражают изменение экзогенных (нецено­вых) факторов спроса. При изменении величины а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b из­меняется наклон кривой. Параметр а по-


казывает минимальный объем спроса, независящий от уровня цены, Ь - реакцию величины спроса на изменение цены, о чем подробнее см. § 8 данной главы.

Полученная кривая иллюстрирует закон с про с а, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара по­вышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок посту­пает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского пове­дения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономичес­кой теории эффектов: эффекта дохода и эффекта за м ещен и я.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потре­бителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при сни­жении цены яблок в 3 раза (с 3 до 1 долл. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 долл. сможете купить уже не 100 кг, а 300 кг яблок. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т. е. 100 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнитель­ное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены то­вара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спро­са, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически при­остановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рын­ке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уров­нем дохода начнут удовлетворять свои потребности.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относитель­ными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, напри­мер, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относи­тельно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 100, а 150 или 200 кг.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может пре­обладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нор м альных товаров (т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замеще­ния действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые н и зшие, или низкокаче с твенные т овары, чьи потребительские каче­ства невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект


 




Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


замещения действуют в противоположных направлениях. С одной сто­роны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего по­требления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов бу­дет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

В экономической теории существует описание и такой ситуации, ког­да снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффек т о м Г и ффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется т оваро м Г и ффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие се­мьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут по­зволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тра­тя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена переве­шивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены - уве­личивается (как в случае с картофелем).

Торстен Веблен (1857 -1929 американский экономист один из основателей институционального направления в экономической теории.
Имеются и другие (помимо эффекта Гиффена) исключения из зако­
на спроса. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокра­
щать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный
товар становится более доступным, масштабы его потребления растут,
а данная категория потребителей не хочет быть «как все» (так называе­
мый эффек т с но б а). С другой стороны,
спрос на эксклюзивные дорогостоящие
товары может даже возрасти, если цены
на них увеличатся, так как богатый поку-

патель приобретает эти товары прежде '.

всего из-за престижных соображении (так-

называемый эффек т Ве б лена).1


Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все про­давцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее ко­личество товара, т. е. увеличить предложение.

Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет ме­няться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графи­чески данная зависимость изображена на рис. 5.2 (абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обо­значает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложен и я.

При предположении, что функция предложения носит линейный ха­рактер, уравнение кривой предложения может быть представлено в сле­дующем общем виде:

Qs = a + ЬР

Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыноч­ной цены (Р) и количеством продукции, которое производитель готов предложить на рынке (Qs), существует прямая зависимость. Парамет­ры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов пред­ложения. При изменении величины а происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясня­ется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен пред­приниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность на­нять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить произ­водство.


0 Q, Q2 Кривая предложения

Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции

Рис. 5.2.

 

 

Рис. 5.4.

Глава 5

к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако, если рост цен продолжается, то производи­тель может снизить объем производства. Во-первых, высокий уровень до­хода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной ра­боты. Во-вторых, если речь идет о рынке несовершенной конкуренции, про­изводитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться.

Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить их как раз и навсегда дан­ные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В связи с этим важно различать велич и ну с про с а и сам спро с, а также вел и ч и ну предложения и само предложен и е. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выраже­ние потребности в данном товаре остается неизменным. Можно гово­рить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Так, в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом случае будем двигаться не по кривой Dv а про­изойдет сдвиг кривой в новое положение D2 (рис. 5.3).

Р1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.