Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность предложения




Qi' Pi

D Q Р

Р

 

Рис.5.5 цена равновесия


Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся (рис. 5.5). В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q,) и цена Р, выступает как уравновешивающая цена, или цена рав­нове си я.

При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF) и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спро­са и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. Лишь в точке £ достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохра­няться в краткосрочном периоде, пока не изменятся какие-либо пара­метры, определяющие спрос и предложение.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается ра­венство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответство­вать тому количеству продукции, которое производители намерены про­должать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутство­вать тенденция к повышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количе­ство имеющегося в обществе данного товара распределено между воз­можными его потребителями. Но это лишь ча сти чное равнове си е на единственном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, на­против, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приво­дит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в опре­деленный момент и одновременно в ее совокупности. И в этом случае говорят об общем равнове сии ры н ка (подробнее об этом см. в гл. 15).

Важно подчеркнуть, что равновесный метод анализа в микроэконо­мическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой эконо­мическая система находится в состоянии «идеального» покоя. В состо­янии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения; намерения потребителей купить определенное количество товара по данной цене совпадает с намерениями произво­дителей поставить на рынок такое же количество товара по той же цене. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствую­щий субъект - будь то отдельный производитель, фирма или покупатель - не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В т очке рав н ове си я эко н о ми че с кое дв и жен и е прекра щ ае тс я. Для того,


чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия - уро­вень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Конечно, равенство спроса и предложения - это теоре­тическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое со­впадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позво­ляет выявить наиболее важные закономерности функционирования ры­ночного механизма.

Анализ закономерностей изменения спроса и предложения и меха­низма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нор­мального функционирования рыночного механизма и достижения обще­го равновесия. Экономическая свобода подразумевает, во-первых, сво­боду предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т. е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения; в-четвертых, свободу ценооб­разования.

Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать на изменяющиеся условия и обеспечивать как частичное, так и общее равновесие.

§ 8. Эластичность спроса и предложения

Рассмотрев основы рыночного равновесия, мы пока еще не выяснили, почему кривая предложения выглядит таким, а не иным образом, и почему именно таким, а не иным образом выглядит кривая спроса. В свою очередь, если мы не выясним этого, то не поймем, отче­го кривая предложения пересекается с кривой спроса в данной, а не в другой точке. В связи с этим зависимость величины спроса и предложе­ния от соответствующей рыночной цены товара нуждается в более де­тальном рассмотрении.

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (рис. 5.6). Основным моментом, на который нужно обра­тить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. О б щая выр у чка, ил и валовый доход, продав­ца всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара, или произведению PxQ. На рис. 5.6а представлен случай, когда паде­ние цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. 5.66 снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. 5.6в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.


 




 


 

 

Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


 


Эластичность спроса

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, ха­рактеризует степень эла с т и чно с т и с про с а в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены (рР)

представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвав­шему его изменению цены:

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меня­ется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответству­ющим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неиз­менной (рис. 5.6а), мы говорим о единичной эластичности спроса (ED= 1). Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса (рис. 5.66), спрос неэластичен (£0< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса (рис. 5.6в), мы говорим об эластичном спросе (ED> 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как прави­ло, является отрицательной величиной;

однако в экономической теории принято

1 Например, повышение цен на яблоки на 10% вызвало умень­шение величины спроса на 5%. Коэффициент эластичности ра­вен: (-5%)/10% = -0,5. Но нас бу­дет интересовать абсолютное значение, которое равно 0,5.

пользоваться абсолютным значением этого показателя, не принимая во внима­ние знак «минус».1

На степень эластичности спроса вли­яет целый ряд факторов: наличие това­ров-субститутов (т. е. взаимозаменяе-


мых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, каче­ство товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, ожи­дания потребителя и т. д.

Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Здесь нужно отметить, что помимо товаров-субститутов, существуют и товары - комплементы (взаимодо­полняемые товары, например, фотоаппараты и фотопленка). Помимо этих групп товаров, существуют и независимые товары (например, ка­рандаши и молоко). Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекре с тной эла с тично с тью. Коэф­фициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отно­шение изменения спроса на товар / к вызвавшему его изменению цены на товар у.

При изменении цены на товар-субститут коэффициент перекрестной эластичности оказывается больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай); при изменении цены товара-комплемента перекрестный коэффициент эластичности оказывается меньше нуля (рост цены на фо­топленку ведет к уменьшению спроса на фотоаппараты). При измене­нии цены независимого товара перекрестный коэффициент эластичное-^ ти равен нулю (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

Следует также отметить, что колебания цен товаров с различной эластичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных товаров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном до­ходе приводит к сокращению спроса на другие товары, а следователь­но, и к снижению их цен.

Когда мы говорим о спросе, то подразумеваем, конечно, платежос пособный спрос. Поэтому, как уже было показано ранее, одним из важ нейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы говорим об эла сти чно сти с про с а в зависимости от дохода В частности, хорошо известно, что изменение доходов покупателей ока­зывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими сло­вами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бываеи больше.


 




Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


 


Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:

£/=А£> А/ Q' I
Е,<1

D

где£' - коэффициент эластичности спроса в зависимости от до­хода, Q - величина спроса, а / - доход покупателей.

Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом прямая, т. е. с ростом доходов спрос увеличивается. Однако в некото­рых случаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается, как отмечалось в § 7, товаров низкого качества, с низкими потребитель­скими свойствами, которые потребляют наиболее бедные слои населе­ния. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку потребители получают воз­можность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов.

На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спро­сом на разные товары можно построить график «доход-расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неиз­менной). Такие графики называют кр и вы ми Энгеля.1 На рис. 5.7 пока­зан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая £,), предметов роскоши (кривая £2) и низкокачественных товаров (кривая Е3). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (/), а на оси ординат - расходы на потребление данного блага (С).

Рассуждения относительно эластичности спроса в целом могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение. Эла с тич­но с ть предложен и я - это показатель относительного изменения пред­лагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложе-

о

1 Эрнст Энгель (1821-1896) -немецкий статистик, занимав­шийся анализом влияния изме­нения дохода на структуру потре­бительских расходов.

Кривые Энгеля

Рис. 5.7.


О

Рис. 5.8.

ния р) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

fp_AQ. АР Ь* ~ Q ■ Р

На рис. 5.8 показаны три линии предложения с разной эластичнос­тью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки произ­водственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты* перелива капитала из одной отрасли в другую и т. д.

Говоря об эластичности спроса и предложения, т. е. о том, насколь­ко при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следователь­но, время становится одним из факторов эластичности. Особенно боль­шое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к но­вому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

Исходя из этого, наше понимание рыночного равновесия должно быть дополнено анализом согласования спроса и предложения с уче­том элемента времени.

Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предло­жение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация м гновенного равнове си я будет характеризоваться лишь повышением цены (рис. 5.9а). Кривая предложения S, представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса в положение D2 увели­чивает цену равновесия до Р2.


 

Глава 5

Общая характеристика рыночной экономики

Согласование спроса и предложения с учетом фактора времени

 

В условиях краткосрочного равнове с ия (рис. 5.96) число предпри­ятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предло­жение несколько увеличивается, и кривая S2 становится слегка наклон­ной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предло­жения немного возрастает до Q3, а цена равновесия Р3 становится ниже.

Наконец, когда рассматриваем дл и тельное равнове си е (рис. 5.9в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена рав­новесия еще более снизилась.

Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличе­ния рассматриваемого периода времени, что способствует установле­нию нормальных цен. То, насколько быстро предложение может приспо­собиться к изменившимся ценам в конечном итоге зависит от степени мобильности экономических ресурсов.

С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие г и бко ст и цены, которая может быть определена как величина, обрат­ная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения величины спроса и предложения на цену.

Понятия эластичности спроса и предложения по цене имеют боль­шое практическое значение не только для понимания поведения потре­бителя на рынке или ценовой стратегии фирм, но и для анализа послед­ствий экономической политики государства, в частности, политики нало­гообложения. Одним из важнейших здесь является вопрос ра с пределе­ния налогового б ре м ен и, т. е. кто реально уплачивает тот или иной налог. Проиллюстрируем это на условном примере (см. рис. 5.10). Пред-


 

РА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.