Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность и распределение налогового бремени




положим, равновесная цена товара на рынке составляет 1 долл., и го­сударство вводит дополнительный налог на производителя в размере 50 центов на каждую единицу данного товара. Кривая предложения в этом случае сдвигается вверх на величину налога, и цена товара должна воз­расти.

Если бы увеличение цены в точности соответствовало размеру на­лога, то это бы означало, что производитель полностью перекладывает уплату налога на покупателя (это возможно в случае нулевой эластич­ности спроса). На рисунках 5.10а и 5.106 показано, что реальное рае-пределение налогового бремени между продавцом и покупателем зави­сит от эластичности спроса и предложения. При неэластичном спросе и эластичном предложении (рис. 5.10а) цена сильно увеличивается и большую часть налога уплачивает покупатель (в нашем примере 35 центов из общей суммы налога фактически платит покупатель и толь­ко 15 центов - производитель). При эластичном спросе и неэластич­ном предложении (рис. 5.106) повышение цены приводит к тому, что потребители существенно сокращают закупки данного товара, пере­ключая свой спрос на товары-субституты, и производителю уже не удается переложить на покупателя бремя уплаты налога (цена возрас­тает только на 15 центов, а остальную сумму налога платит сам произ­водитель).



Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


 


тu

MU

§ 9. Спрос и полезность.

Теория потребительского выбора

Как уже было показано, цена равновесия на конкурент­ном рынке определяется точкой пересечения кривых спроса и предло­жения. В данном параграфе более подробно остановимся на экономи­ческих принципах, лежащих в основе кривой спроса, т. е. цены покупа­теля. Затем в следующей главе проанализируем принципы, определяю­щие кривую предложения, т. е. цену продавца.

Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребитель­ной ценности, потому что этот товар обладает полезностью и необхо­дим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совершен­но бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания по­ведения покупателя на рынке, если мы не рассмотрим некоторые зако­номерности самого процесса потребления.

Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как исполь­зуется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потреб­ности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.

Но если напряженность потребности убывает по мере того, как по­требность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наи­большую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.

1 идея убывающей пределной позности была впервые высказана немецким экономистом Германом Госсеном в 1854 г. хотя сам термин «предельная полезность он не употреблял
Для более точного описания процесса убывания полезности в эко­номической науке используется уже известное нам понятие пре­дельной полезно с т и, т. е. добавочной полезности, прибавляемой каждой последней порцией товара, о чем кратко говорилось в § 3. Используя это понятие, сформулируем закон уб ываю щ ей предель­ной полезно сти: по мере увеличения количества потребляемого то­вара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первы м законо м Го сс ена.1

На рис. 5.11а на абсциссе отложим количество потребляемого товара Q, на

ординате - общую полезность TU. По

мере увеличения количества потребленного

товара общая (суммарная) полезность

возрастает, но прирост полезности

(незаштрихованные прямоугольники) С

каждой новой порцией товара сокраща


б) Общая и предельная полезность

ется, пока не дойдет до нуля. Если предположим, что благо можно раз­делить на бесконечно малые порции, то замедляющийся рост общей полезности может быть изображен не в виде ступенчатой диаграммы, а как непрерывная выпуклая линия.

На рис. 5.116 в виде прямоугольников отложена только предельная по­лезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.

Таким образом, можно сделать вывод, что величина предельной полезно­сти зависит от количества данного товара и степени потребности в нем.

Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, ко­торые характеризуются различной степенью интенсивности. Хотя оцен­ка интенсивности потребности субъективна, но можно и объективно от­делить первичные, неотложные потребности от менее насущных по­требностей. Во всяком случае, ясно, что каждый человек располагает свои потребности, а, следовательно, и свой спрос на рынке в соответ­ствии с определенной шкалой, на которой первые места занимают са­мые неотложные потребности, за ними располагаются остальные.

Каково основное условие равновесия, которое должно быть выпол­нено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность? Ведь, как отмечалось в гл. 1, мы рассматрива­ем поведение «рационального максимизатора». При удовлетворении по­требностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употребляемых благ ста­нут одинаковы. Таким образом, можно сформулировать в т орой закон Го сс ена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.

Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы де­нег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную пре­дельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет от-


Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


дельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одина­ковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же по­лезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины. Это условие равновесия потре би теля может быть выражено сле­дующим образом:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.