Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная пассивность педагога




Быстрая смена событий вынуждает человека адаптироваться к ним, подстраиваться под новую ситуацию, а динамика образования человека должна повторять, и, в определенной степени, упреждать динамику появления новых знаний. Новые условия обучения требуют соответствующей квалификации педагогов.

О степени важности «информационного соответствия» в современном мире можно судить по исследованиям в сфере экономики, которые показывают, что в 97% случаев причиной неудач фирм в борьбе с конкурентами является недостаток внимания к происходящим на рынке изменениям или неспособность учесть в своей работе жизненно важную информацию [2]. К сожалению, готовность педагогов к принятию изменений в информационной сфере и выполнению профессиональных обязанностей на уровне соответствующем информационному обществу по большому счету можно охарактеризовать как информационную пассивность.

Информационная пассивность педагога как вид информационного поведения сформировалась в советский период. Низкая социальная значимость информации в обществе вела к отсутствию интереса к ней, что выражалось в информационной пассивности граждан, создавая нездоровую информационную среду, феномен боязни использования и обмена информации. Жесткая регламентация школьной жизни и бюрократическое управление породило исполнительного, равнодушного, лишенного инициативы педагога, сформировало пренебрежительное отношение к новаторскому поиску и опыту, оно противилось внедрению в педагогическую практику нового и передового, укрепляя в педагогах состояние беспомощности. Отсутствие привычки к информационной обеспеченности привело к информационной нетребовательности и безразличию.

Подтверждение этой мысли мы находим у экспертов рабочей группы Министерства общего и профессионального образования, которые, отмечая недостатки существующей системы образования и подготовки, сделали следующие выводы: «Многие из преподавателей существующих учебных заведений приобрели практические знания и опыт в устоявшихся условиях старого социального порядка. Они не обучены и не умеют помогать людям справляться с быстроменяющимися и нестабильными условиями. Более того, их предыдущая подготовка не позволила им накопить достаточный опыт для существующей ситуации. Соответственно, они не вызывают доверия со стороны обучаемых. Многие из них не имеют представления о новых методиках, применяемых в учебном процессе в России или за рубежом, или о новых технологиях в поддержку учебного процесса» [3].

Низкий уровень знаний о новых методиках свидетельствует о недостаточно эффективной работе системы переподготовки работников образования. На наш взгляд, основной причиной информационной пассивности являются шаблоны профессионального мышления педагогов. «В профессиональном мышлении каждого специалиста представлен понятийно-проблемный уровень мышления его эпохи, свойственный ей способ понимания педагогических процессов и явлений, что, в свою очередь, усиливается установками, этическими нормами, ценностями и другими социально-психологическими механизмами, присущими современному обществу. Ими обусловливается наличие того типа педагогического мышления, который доминирует в настоящее время» [4].

Сложившуюся ситуацию усугубляет сохранение ориентации педагогического мышления на конечность образования, которая понимается как подготовка к жизни, выполнение определенных социальных ролей. На практике этот стереотип приводит к стремлению научить всему и навсегда, усвоению готовых знаний, перегрузке учебных программ конкретным материалом, догматизму и формализму мышления. Преодоление указанного выше стереотипа в условиях стремительного возрастания объемов информации и ее быстрого старения, а также поддержание удовлетворительной компетенции педагога, требует формирования у него установки на непрерывное образование в течение всего активного периода жизни и необходимость самообразования.

В настоящее время для возникновения информационной пассивности также имеется серьезная причина. Стремительный рост объема информации во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и сфере образования, создает проблему в ее отслеживании даже с учетом узкой профессиональной специализации. У человека становится все меньше времени для того, чтобы углубиться в изучение какого-либо вопроса. Избыток имеющейся информации в совокупности с неумением работать с большими объемами информации является такой же преградой для становления профессиональной компетентности, как и отсутствие необходимых условий для ее поиска и обработки.

Считая умение учителя работать с информацией одним из главных профессиональных навыков, информационную пассивность педагога следует рассматривать как вид профессиональной деформации. Под профессиональными деформациями понимаются деструктивные изменения личности в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Информационная пассивность педагога характеризуется:

- несоответствием информационной картины мира педагога существующей реальности и требованиям информационного общества;

- прекращением своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета;

- нежеланием совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры);

- неумением отобрать из огромной массы информации, в том числе при помощи компьютера, наиболее ценную и необходимую, обработать и систематизировать, а также обеспечить хранение, которое гарантирует ее сохранность, легкость и экономичность использования.

Информационное общество требует отказаться от взгляда на учителя как на ретранслятора знаний. Б.С. Гершунский по этому поводу отмечает следующее: «Зациклившись на трансляции якобы бесспорных и однозначно трактуемых, да к тому же лавинообразно нарастающих по своему объему научных фактов, трансформируемых в процессе обучения в опять-таки якобы бесспорные и устойчивые, но непрерывно растущие по объему, а потому и непосильные для полноценного системного усвоения знания, современное образование оказалось еще более беспомощным в трансляции и, главное, в преобразовании ценностей духовных, в формировании и обогащении ценностей ментальных, в реализации своих, в конечном счете, главных культурообразующих и менталеобразующих функций» [5].

Преподаватель современной школы обязан не только «информационно соответствовать» сегодняшнему дню, но и знать направления дальнейшего информационного развития цивилизации с возможными опасностями этого развития. В условиях распространения информационных и коммуникационных технологий роль учителя как источника информации должна постепенно перейти к информационным устройствам, а на его долю останутся воспитательные функции, к выполнению которых он менее всего готов в настоящее время.

Мир меняется, и ничто не остается без изменения. Сами события жизни подталкивают к новому мышлению. Необходимо формировать новое мышление, мышление, обращенное в будущее и способное решить задачи развития цивилизации и сохранения окружающей среды. Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование это невозможно. Образование – социальный институт, формирующий потребности будущего общества. От осмысления рядовым учителем своей ключевой роли и способности сориентировать на будущее собственное сознание, во многом зависит судьба жителей нашей страны и планеты в целом.

 

Литература

1. Нечаев В.В., Дарьин А.В. Человек и информационная цивилизация – ритмо-информациологический подход // Проблемы информатизации: теоретич. и науч.-практич. журнал/ РАН; Мин-во науки и технологий РФ, М., 1999, вып. 1, С.70.

2. Дафт. Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – СПб.: Прайм - Еврознак, 2002. - С.115.

3. Аттестация педагогических кадров / Сост. Е.М. Шибанова. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 224 с. - (Образование в документах и комментариях). - С.192.

4. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика, № 6, 1995. - С.66.

5. Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. – М.: Педагогическое общество России. 2001. - С.46.

Задание №2 перечислить основные функции педагога в век информационного общества.

 

Персоналии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.