Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терминология курса




Предмет, объекты и цель

Запросов потребителей

Качество как степень удовлетворения

Категория «качество» отражает не только потенциал, которым обла-

дает организация, но достигнутые результаты и саму деятельность по их

достижению. Качество в XXI веке становится стратегией развития любой

организации. Достижение такого баланса служит определенной гарантией

устойчивого развития и постоянного совершенствования деятельности ор-

ганизации в условиях меняющегося конкурентного мира.

Таким образом, качество в современном менеджменте представляет

собой системную, многоуровневую категорию, отражающую способность

организации удовлетворять потребности сторон, заинтересованных в ее

деятельности, достигая при этом устойчивое развитие в постоянно ме-

няющихся конкурентных условиях.

Качество – соответствие фактических свойств продукта свойствам, которыми он должен обладать, предусмотренными в технической документации на изготовление (требованиям потребителя).

курса «Управление качеством»

Предметом изучения курса является управление качеством деятель-

ности организации, которая рассматривается как система взаимосвязан-

ных процессов, нацеленных:

- на удовлетворение и предвосхищение запросов потребителей;

- на повышение эффективности работы на основе лидерства руководителей;

- на активное применение методов постоянного улучшения качества

работы организации в целом.

Объектами изучения курса «Управление качеством» являются:

- деятельность организации в целом и составляющие ее процессы;

- продукция как результат деятельности;

- персонал (рис. 1.1).

Остановимся более подробно на рассмотрении содержания названных

объектов изучения курса.

 

Рис. 1.1. Основные составляющие качества

деятельности организации

Процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных и вза-

имодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы.

Процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных и вза-

имодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы.

В качестве примеров процессов, осуществляемых в организации,

можно привести управленческие процессы: жизненного цикла продукции

(проектирование, разработка, закупки ресурсов; производство и обслужи-

вание); управления ресурсами; измерения; анализа; улучшения.

Входами одних процессов обычно являются выходы других. Напри-

мер, для процесса закупок материально-технических ресурсов входом бу-дет процесс «оценка и выбор поставщиков». При этом процессы в органи-

зации должны планироваться и осуществляться в управляемых условиях

с целью добавления ценности в каждом последующем процессе. Для ор-

ганизации названные положения проиллюстрированы на рис. 1.2.

 

Рис. 1.2. Деятельность организации как процесс

преобразования входов в выходы

Продукция как результат процесса в данном курсе является объектом

изучения, которая − конечный результат деятельности организации, инте-

ресующий субъектов ее внешней среды (потребителей).

Цель изучения курса «Управление качеством» в системе подготовки

менеджеров заключается в приобретении теоретических знаний, а также

практических умений и навыков в области управления качеством иссле-

дуемых объектов (процессов, персонала, продукции, деятельности органи-

зации в целом).

 

Характеристика качества представляет собой отличительное свойство

объекта (продукции, персонала, процесса, деятельности организации в це-

лом), которая присуща объекту и вытекает из требования к нему. Вы-

деляют простые и сложные характеристики объекта.

Простая характеристика − такое свойство, которое не может быть

подразделено на совокупность двух или более других, менее сложных

свойств. Например, длина, ширина и высота для объекта правильной

формы представляют собой простые характеристики.

Сложная характеристика − такое свойство, которое может быть

подразделено на два или более других, менее сложных свойств. Напри-

мер, характеристика объема включает два свойства: площадь и высоту.

Применительно к персоналу сложной характеристикой является уровень

профессионализма, в состав которого может входить опыт работы, обра-

зование, повышение квалификации и др.

Требование − это потребность или ожидание, которое установлено

и обычно предполагается или является обязательным. С целью обозна-

чения конкретного вида требования применяются определяющие слова,

например, требования к продукции, к системе менеджмента качества, тре-

бования потребителя. Требования выражаются в определенных понятиях

в зависимости от рассматриваемого объекта. Например, требования к ка-

честву продукции промышленных предприятий могут включать такие ас-

пекты, как: эксплуатационные характеристики, функциональная пригод-

ность, надежность, эстетичность. Требования к качественным характери-

стикам персонала зафиксированы в контрактах, в должностных инструк-

циях, требования к осуществляемым процессам и продукции − в соответ-

ствующей нормативно-технической документации.

- процесс − совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих

видов деятельности, преобразующих входы в выходы;

- процедура − установленный способ осуществления деятельности

или процесса;

- продукция − результат процесса.

К терминам, непосредственно отражающим содержание современных

подходов к управлению качеством, относятся следующие:

- менеджмент качества − скоординированная деятельность по ру-

ководству и управлению организацией применительно к качеству;

- система менеджмента качества − система менеджмента для

руководства и управления организацией в области качества;

- политика в области качества − общие намерения и направления

деятельности организации в области качества, официально сформули-

рованные высшим руководством;

- постоянное улучшение − повторяющаяся деятельность по увели-

чению способности выполнять требования;

- управление качеством − часть менеджмента качества, направлен-

ная на выполнение требований к качеству;

- обеспечение качества − часть менеджмента качества, направленная

на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнимы;

- планирование качества − часть менеджмента качества, направ-

ленная на установление целей в области качества, определяющая необ-

ходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соот-

ветствующие ресурсы для достижения целей в области качества;

- улучшение качества − часть менеджмента качества, направленная

на увеличение способности выполнять требования к качеству.

Содержание понятия «менеджмент» характеризуется многоаспектно-

стью:

- способ управления, руководства, направления или контроля;

- искусство управления и руководства;

- люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также

управленческий персонал;

- эффективное использование и координация таких ресурсов, как ка-

питал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с мак-

симальной эффективностью.

Менеджмент и управление в специальной литературе рассматривают-

ся практически с одних и тех же позиций. В соответствии с этим термины

«менеджмент» и «управление», а следовательно, «менеджмент качества»

и «управление качеством» необходимо использовать как тождественные.

Контрольные вопросы и задания по лекции 1

«ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВО»

1. Назовите и охарактеризуйте известные вам сущности категории «качество».

2 Приведите известные Вам положения, отражающие философские взгляды на категорию «качество», дай те им толкование.

3 Назовите и охарактеризуйте известные вам трактовки категории «качество».

4 Приведите современное определение термина «качество», раскройте его смысл.

5 Что является предметом изучения курса «Управление качеством», обоснуйте Ваше утверждение.

6 Приведите объекты курса «Управление качеством», обоснуйте Ваши утверждения.

7 Что является целью изучения курса «Управление качеством», обоснуйте Ваше утверждение.

8 Дайте определения терминам: «процесс», «процедура», «продукция», поясните – как эти категории взаимосвязаны в менеджменте качества?

9 Что такое «политика в области качества», её значение в системе менеджмента качества организации.

10. Почему в современных условиях большинство ученых и специали-

стов связывают понятие «качество» с удовлетворением определенных

ожиданий и запросов потребителей?

11. На основе анализа приведенных определений сущности категории

«качество», а также личного опыта попытайтесь сформулировать собст-

венное понимание содержания качества.

12. Назовите основные термины, которые используются при управле-

нии качеством, приведите их определения.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.