Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность В.Н. Ивановского по развитию психологии в Беларуси




Одним из ярких представителей Московской профессуры, которыми пополнился профессорско-преподавательский состав БГУ, был Владимир Николаевич Ивановский (13(25) июля 1967 — 4 января 1939). Авторы «Новейшего философского словаря» [39, с. 251—252] называют его русско-белорусском философом, психологом, предки которого происходят из Беларуси.

Круг его интересов был достаточно широк: от мистики средних веков до современной психологии и гносеологии. Так, в «Вопросах философии и психологии» он опубликовал следующие статьи: «Ложные вторичные ощущения» (1893 г.); «К вопросу об апперцепции» (1897 г.); «К вопросу о самообразовательном движении» (1898 г.); «Очерк жизни и деятельности Н.Я. Грота» (1900 г.) и др. Автор большого количества статей в других журналах, особенно по проблемам педагогики и образования.

В разное время в центральных изданиях отмечались заслуги ученых, работавших в том числе и в Беларуси. Так, в статье А.В. Петровского [13, с. 5] отмечается, что среди ученых, занявших место в строю деятелей молодой послереволюционной науки, были видные представители психологической науки. Среди них В.М. Бехтерев и известные русские психологи: Н.Н. Ланге, В.А. Вагнер, А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, Г.И. Челпанов, В.Н. Ивановский, М.М. Рубинштейн и многие другие.

Владимир Николаевич родился в г. Верхнем Волочке Тверской губернии, в семье учителя. В совершенстве знал английский, немецкий, французский, читал на латинском и греческом языках. Работал в БГУ с 1921 по 1927 г.


В.Н. Ивановский закончил историко-филологический факультет Московского университета в 1889 г. с дипломом 1-й степени. После окончания давал частные уроки в Москве. Будучи студентом 4-го курса, он заинтересовался лекциями по психологии профессора М.М. Троицкого. После окончания университета продолжил посещение курса М.М. Троицкого по психологии, а также начал участвовать в заседаниях Московского психологического общества.

В майском номере журнала «Вопросы философии и психологии» за 1892 г. появилась его рецензия на книгу француза СВ. де Ро-берти. С тех пор он стал регулярно сотрудничать с этим журналом. Весной 1893 г. редактор «Вопросов философии и психологии» профессор Н.Я. Грот пригласил Ивановского на должность секретаря редакции, где он проработал до 1896 г.

В это время он был также помощником секретаря Московского Психологического общества (1894—1897), а затем с января 1897 по январь 1900 г.— его секретарем. Параллельно занимался историей средних веков и подготовил ряд статей по этой теме, в том числе: «Мистика и схоластика в IX—XII вв.», «Народное образование и Университет в Средние века», «Роджер Бэкон». Редактировал и корректировал сборник «Программы домашнего чтения», редактировал первый том «Библиотеки для самообразования».

Преподавание в учебных заведениях В.Н. Ивановский начал с сентября 1894 г.: читал педагогику в Московском училище Ордена Святой Екатерины, с осени 1897 г. до весны 1900 г.— лекции по психологии на Московских женских педагогических курсах. В 1898 г. он стал магистром философии, в 1899 г. избирается приват-доцентом философии историко-философского факультета Московского университета.

С января 1900 г. В.Н. Ивановский был в двухгодичной заграничной командировке от министерства народного просвещения, после которой еще на год остался за границей для научной работы. Работал в этот период в Берлине, Париже, Лондоне, жил некоторое время в Оксфорде. В Берлине записался в студенты университета и в летнем семестре 1900 г. слушал лекции профессоров Штульпе, Дильтея и др., участвовал в практических занятиях по психологии у аспиранта-Шумана. В 1900—1901 гг. в Сорбонне слушал лекции Бромара, Леви-Брюлля, Рибо, Пьера Жане и др.

В июле 1900 г. он принимал участие в Первом международном философском конгрессе и был избран в члены секции Бюро конгресса от славянских стран. В 1904 г. на Втором конгрессе в


Женеве был переизбран в состав Бюро конгресса. Летом 1903 г. вернулся в Москву.

С 1904 г. переехал на работу в Казанский университет приват-доцентом. С 1904 по 1912 г. в этом университете читал философию, психологию, историю новой философии, был одним из учредителей Казанских высших женских курсов, где преподавал с 1906 по 1912 г. Последняя должность В.Н. Ивановского перед приездом в Минск — ректор Самарского университета (1920—1921 гг.).

В качестве небольшой исторической справки отметим, что после революции ректоров вузов избирали ежегодно. Характерно, что в 1918 и 1921 гг. ректором Самарского университета избирался А.П. Нечаев (1870—1948), известный психолог, занимавшийся экспериментальным изучением детского развития и внедрением эксперимента в педагогическую психологию. Начало XX в. отмечалось повышенным интересом к изучению ребенка. В связи с этим возник вопрос о необходимости создания педагогической психологии. Однако вопрос состоял в том, какая психология нужна школе и каковы возможности эксперимента в познании ребенка. Дискуссия разделила психологов России на два лагеря: сторонников традиционной психологии (Г.И. Челпанов) и экспериментальной психологии (А.П. Нечаев). Г.И. Челпанов полагал, что экспериментальную работу должны осуществлять специалисты, а А.П. Нечаев приветствовал создание при школе психологических кабинетов и лабораторий, ставивших не только учебные, но и исследовательские цели, и поддерживал вовлечение в эту работу учителей. Исходной позицией А.П. Нечаева в исследовательской деятельности было стремление к целостному познанию развивающейся личности.

В 1921 г. ректором Самарского университета опять избирается А.П. Нечаев, а В.Н. Ивановский переезжает в Минск и избирается профессором БГУ по психологии. В период работы в БГУ он написал монографию «Методологическое введение в науку и философию» (1923 г.). В книге обсуждаются проблемы научно-исторического познания. Помимо других проблем В.Н. Ивановский предложил интересную классификацию наук: он разделил все науки на теоретические и практические. В раздел практических наук он включил и психологию. Об этой классификации упоминает Л.С. Выготский в статье «Исторический смысл психологического кризиса» и присоединяется к характеристике психологии как естественной науки в этом широком смысле слова [17, с. 322—323].

Следует отметить, что А.Н. Ждан не подчеркнула в своем учебнике [18], что эта книга была написана В.Н. Ивановским во


время его работы профессором БГУ. Вообще, уровень обобщений во всех российских учебниках и учебных пособиях по истории психологии столь велик, что до союзных республик ранее и самостоятельных государств ныне авторы почти не опускаются.

Примечательным в жизни и деятельности В.Н. Ивановского в БГУ является написание первой оригинальной программы под названием «Программа по психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и истории Белоруссии» на 1923/24 учебный год. Эта программа находится в нашем Национальном архиве, написана Ивановским собственноручно, отменным почерком на двух листах с обеих сторон. Программа подписана 26 мая 1924 г. и предназначена для студентов первого курса педагогического факультета БГУ. В ней одну страницу занимает программа по истории психологии, вторая и третья страницы включают изучение психических процессов, четвертая страница содержит программный материал по психологии личности и психоанализу 3. Фрейда. В конце программы автором отмечается: «Главный метод моего преподавания состоит в том, чтобы каждый вопрос для слушателей дать более ясно и побудить их к самостоятельности»1.

В архиве также есть отчет профессорско-преподавательского состава педагогического факультета о работе за 1923/24 учебный год на 41 листе. Из отчета В.Н. Ивановского от 11 июня 1924 г. следует, что на педфаке он читал курс логики и методологии науки, а также курс психологии для студентов первого курса всех отделений, вел все практические занятия по истории научного мировоззрения на втором и третьем курсах, состоял членом правления университета, был заместителем ректора по учебной части до апреля 1924 г., а также председателем научного общества.

В феврале-марте 1924 г. В.Н. Ивановский читал курс для группы рабфака «О выборе профессии и факультета». 8 июня 1924 г. делал доклад по теме: «А.С. Пушкин в истории русской общественности» на торжественном заседании Совета БГУ, научного общества и комитета публичной Пушкинской библиотеки в Минске.

Принимал участие во II Всероссийском психоневрологическом съезде, проходившем в Ленинграде 3—10 января 1924 г., в составе делегации от правления БГУ и был председателем психологической, рефлексологической и педагогической секции.

1 Национальный архив Республики Беларусь, ф. 205, оп. 3, ед.хр. 793, 796, 3158: оп. 1, ед.хр. 819.


Был в научной командировке в Москве в октябре 1923 г. и апреле 1924 г. Работал по подготовке к печати второго тома курсам «Методологического введения в науку и философию».

Опубликовал статью «Ассоциационизм у А. Бэна» (1927 г.). Подготовил также несколько статей для энциклопедического словаря товарищества братьев Гранат. Таким образом, до появления первых кафедр педагогики и психологии профессор В.Н. Ивановский закладывал основы учебно-методической базы Белорусского университета. С 1 октября 1927 г. он был официально уволен с работы по причине инвалидности.

Тема докторской диссертации В.Н. Ивановского: «Ассоциационизм психологический и гносеологический» (1909 г.). Он также издал ряд учебников: «Психология: курс лекций, читаемый в 1897—1899 гг. на высших педагогических курсах» (1899 г.), «Введение в философию» (1909 г.). Переводил Д. Милля, Фр. Бэкона, У. Джемса и др.

Авторы «Новейшего философского словаря» [38] отмечают, что исследования творчества В.Н. Ивановского весьма скромны, а прижизненные критические публикации односторонне ориентированы. В.Н. Ивановский относится к тому поколению философов и психологов, которые внесли значительный вклад в философско-психологическое образование, он активно участвовал в просветительном движении и разработке моделей гуманитарного образования. Основной круг интересов В.Н. Ивановского связан с ассоциа-ционизмом в европейской науке и философии. Он во многом преодолел круг идей позитивизма и выдвинул ряд положений, скорее относящихся к глубинной психологической и исторической социологии. В трактовке путей развития науки и философии В.Н. Ивановский выдвигает многофакторные схемы, в известном отношении предшествующие Бостонской школе (Т. Кун и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.