Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение, изменение и прекращение права экологопользования




Содержание права экологопользования

Содержание права собственности на природные объекты

Содержание права государственной и других форм собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, пользования и распоряжения.

Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Например, России как государству принадлежит право владения в экономической зоне, внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) РФ. На этой территории, находящейся далеко за пределами государственных границ, Россия вправе осуществлять лишь определенные виды экологопользования: использование дикой фауны и т.п. Владея землей и другими природными объектами, государство имеет право ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на тот или иной природный объект или осуществление ими определенных видов хозяйственной деятельности. Так, на территории государственных заповедников запрещаются все виды лесопользования, заготовки сена, лекарственных растений, цветов и т.п.

Право пользования землей и природными объектами выражается в их хозяйственной и иной эксплуатации, извлечение из них полезных свойств и использование в целях удовлетворения потребностей общества.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, в отношении же природных объектов его следует трактовать как определение юридического статуса природного объекта, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды и состояние самого объекта, на которое человек не всегда можёт оказать решающее влияние. Установление юридического статуса объекта государством как собственником заключается в категоризации объекта по основному целевому назначению и в определении непосредственного целевого назначения природного объекта при передаче его в собственность, владение, пользование или аренду конкретному лицу (гражданину, организации).
Владение, пользование и распоряжение природными объектами как’ правомочия собственности осуществляется собственником с учетом не только конкретных природных объектов, но и всей экологической системы в целом, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.


4. Экологическая система как объект права собственности на природные объекты


Система отношений государственной и иных форм собственности складывается под влиянием двух основных тенденций: интересов государства в максимальной эффективности производства и в сохранности природных объектов и экосистемы страны в целом. Поэтому государство устанавливает обязанности экологопользователей с позиций эффективного использования природных объектов при охране и повышении их естественной продуктивности. Экологическая система страны рассматривается законодательством с трех позиций: как целостностный интегрированный объект, как определенные части этого целостного интегрированного объекта, имеющие определенную самостоятельность, и как индивидуальные природные объекты, обладающие относительной самостоятельностью.

Экологическая система как целостный интегрированный объект отражена в законодательстве неполно, преимущественно с позиций охраны окружающей среды, и представляет совокупность экологических систем, каждая из которых обладает своей неповторимой целостной обособленностью от других и неразрывной взаимосвязью с остальными. Несмотря на их индивидуальность, эти экосистемы можно типизировать (типичные ландшафты, курортные местности, заповедники, заказники, достопримечательные природные объекты и др.). Охраняемые законом обособленные части экосистемы составляют объект правового регулирования второго уровня, который должен осуществляться не в ущерб первому. Так, если горные работы, допустимые к проведению в первой зоне курортов наносят вред окружающей природной среде, они должны быть прекращены.

Объектами третьего уровня правового регулирования являются, природные объекты, обладающие индивидуальной самостоятельностью ( как, земля не может быть сравнима с водами; атмосферный воздух — с лесами, нёдрами, животным миром и т.п.) Эти природные объекты фигурируют в законе как объекты государственной собственности Использование каждого из них регулируется нормативно-правовыми актами. Исходя из второго, правовое регулирование экосистемы осуществляется также на трех уровнях: использования и охраны экосистемы страны в целом; использования и охраны отдельных экосистем, входящих в экосистему страны; использования и охраны отдельных природных объектов.
Таким образом, экосистема страны находится в сфере правоотношений собственности и влияет на механизм действия этих отношений; на способы включения в него людей, реализации правомочий собственника. Объектами же собственности могут быть только -земля, недра, воды, леса, животный мир, которые являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

 

 


Тема № 3. Право экологопользования


1. Понятие права экологопользования


Экологопользование существует со времени появления человечества и имеет принципиальные отличия от природопользования:

а) в природопользовании господствует экономический, хозяйственный интерес, в экологопользовании интерес максимальной сохранности окружающей среды, сохранения экологических связей в экосистеме, обеспечения ее целостности;

б) в природопользовании объективные экологические законы за частую игнорируются, в экологопользовании производственные отношения строятся в полной гармонии с этими законами.

Из этого следует, что право природопользования — это установленный законом порядок использования природных ресурсов для удовлетворения экономичёских потребностей народного хозяйства и граждан, а право экологопользования следует определить как институт экологического права, регулирующий правомочия экологопользователей через правоотношения собственности в зависимости от видов и состояния природных объектов с учетом их экологических взаимосвязей с экологической системой России, планетарной экологической системой и взаимодействие субъектов экологических правоотношений.

Термин право экологопользования многозначен.

1. Право экологопользования в объективном смысле представляет собой совокупность экологических норм, закрепленных в нормативно-правовых актах различного уровня: в Конституции РФ; федеральных законах ЛК РФ, ВдК РФ, ЭК РФ, Закон о недрах и др.); в постановлениях правительства (в положениях о государственном контроле земель, вод, лесов и т.п.); законах субъектов РФ; в решениях органов местного самоуправления (например, в решениях этих органов о запрете производить хозяйственную деятельность в определенных местностях и т.п.). Эти нормы порождены государственной волей и обязательны как для государства, так и для экологопользователей до тех пор, пока они не будут изменены или отменены в установленном порядке.

2. Право экологопользования в субъективном смысле является совокупностью прав и обязанностей экологопользователей, исполнение которых зависит от последних. Так, пользователи земли имеют право использовать полезные свойства предоставленных им земельных участков, но не обязаны это делать.

Таким образом, ёсли право экологопользования в объективном смысле представляет собой форму выражения совокупности прав и обязанностей экологопользователей, то право экологопользования в субъективном смысле есть содержание этих прав и обязанностей. Форма правового регулирования не всегда совпадает с его содержанием. Например, содержание того или иного правила может выражаться в молчании закона: если в законе не перечислены какие-либо случаи, то молчание закона определяется тот. Факт, что эти случаи правовыми не являются и право на них не распространяется.

З. Право экологопользования как правоотношение представляет собой механизм реализации субъективных правомочии экологопользователей, закрепленных в объективном праве экологопользования, процесс их практического применения.

Право экологопользования подразделяется на следующие виды:

а) в зависимости от объекта право экологопользования может быть общим или специальным, т.е реализуемым без каких-либо разрешений или по специальному разрешению. Применение общего или специального экологопользования зависит от вида природного объекта и сложившейся экологической ситуации;

б) в зависимости от субъектов экологопользования право экологопользования можно подразделить на право экологопользования организацией и право экологопользования граждан. Такое подразделение юридически обусловлено тем, что граждане имеют общую экологическую правоспособность, а организации — специальную. Например, если граждане вправе вести любую форму крестьянского или личного подсобного хозяйства на своем участке, то организации— только ту, которая предусмотрена их уставом. Состояние природного объекта, обусловливающее содержание права экологопользования, зависит от свойств не только данного объекта, но и соседних объектов, поэтому экологопользователь вынужден приспосабливаться к условиям экосистемы, в которую включен используемый им объект.

Лимиты на экологопользование представляют собой систему временных ограничений на использование отдельных видов природных ресурсов и воздействие на окружающую среду в процессе хозяйственной и иной деятельности в пределах административно-территориальной единицы с целью обеспечения административных и экономических мер принуждения к поэтапному достижению экологопользователями нормативов использования отдельных видов природных ресурсов и нормативов воздействия на окружающую среду. Лимиты на экологопользование устанавливаются МПР России на определенный срок в виде объемов предельного использования природных ресурсов; величин выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения в ней отходов производства и потребления; величин иных вредных воздействий.

 

2. Содержание права экологопользования. Для раскрытия содержания права экологопользования необходимо исследовать все его элементы.

Объектом права экологопользования является:

а) материализованная субстанция, которой возможно обладать как реальной вещью. Не может быть объектом права экологопользования атмосферный воздух, ибо он не материализован и им невозможно обладать как вещью;

б) природный объект, имеющий естественное происхождение. Так, нельзя считать объектом права экологопользования теплицы, представляющие собой искусственно созданныё сооружения, в которых произрастают сельскохозяйственные культуры на искусственно воссоздаваемых почвосмесях. Отношения по поводу хозяйственной эксплуатации теплиц являются имущественными;

в) объект, находящийся в экосвязях с окружающей средой. Так, Законом о животном мире не регулируются отношения в области использования диких животных, содержащихся в неволе: в зоопарках, научно -исследовательских лабораториях и т.п. (ст. 44). Выбыв из экологических связей, природный объект естественного происхождения перестает быть объектом экологических отношений.

Субъектами права экологопользования могут быть граждане РФ и иностранцы, а также организации, учреждения и предприятия, в том числе иностранные юридические лица. В частности, лесопользователями в Российской Федерации могут являться юридические лица в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством РФ; пользователями недр — субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе

юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ. Что же касается аренды земли, то ее субъектами могут быть не только иностранные организации, но и иностранные государства, международные организации, международные объединения и т.п. для обретения статуса субъекта права экологопользования необходимо соблюдение двух условий:

1) наличие экологической правоспособности субъектов, установленной в нормативно-правовых актах. Так, для российских организаций определена полная экологическая дееспособность, а для иностранных организаций — частичная. Для того чтобы стать землепользователем на территории РФ, иностранная организация должна создать совместное с российской организацией предприятие;

2) реализацию данной экологической правоспособности в установленном порядке. Например, для получения земельного участка в пользование граждане и организации, обладающие экологической правоспособностью, должны обратиться в установленном порядке к государственному органу, уполн9моченному предоставлять земельные участки в пользованиё или собственность, за разрешением на отвод; специализированные землеустроительные органы должны оформить данный отвод и т.п.

Статус экологопользователя возникает после решения компетентного органа об отводе природного объекта в пользование и реализации этого решения на практике. Приступать к пользованию природными объектами можно только после совершения этих юридических действий. Даже в случае перехода права собственности (пользования) на земельный участок по наследству пользование им допускается лишь после оформления наследственного дела в установленном законом порядке. В противном случае гражданин (организация) не может стать субъектом права экологопользования.

3. Возникновение, изменение и прекращение права экологопользования. Право экологопользования, в отличие от права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты, не является постоянным. Оно может возникать изменяться ли прекращаться в установленном законом порядке.

Право экологопользования возникает путем:

а) предоставления природного объекта, находящегося в собственности государства или других лиц, в собственность, пользование или аренду. В соответствии. с земельным законодательством граждане РФ могут получить земельные участки в индивидуальную или коллективную собственность (общую совместную или общую долевую), пользование или аренду Пользование землей может быть бессрочным (постоянным) или временным. Право предоставлять гражданам земельные участки имеют только органы местной администрации;

б) заключения договора аренды природного объекта. договор о ременном пользовании природным объектом может корректироваться:о соглашению сторон, в связи с чем могут изменяться и условия права экологопользования.
Экологическое законодательство предусматривает заключение договора на комплексное природопользование, который заключается между природопользователем и органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную. или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное экологопользование.

Этот договор предусматривает:

а) условия и порядок использования природных ресурсов;

б) права и обязанности экологопользователя;

в) размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда;

г) порядок разрешения споров..

Лицензия (разрешение) на комплексное экологопользование выдается экологопользователю федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды с указанием:

а) видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; -

б) экологических требований, при которых Допускается использование природных ресурсов, и последствий несоблюдения этих требований;

в) включения земли как недвижимости в гражданский оборот, что влечет за собой ее участие в сделках купли-продажи, аренды, мены, [потеки, залога и т.п.;

г) перехода титула права собственности на недвижимость (строение или сооружение). Одновременно переходят и права на земельный участок, если иное предусмотрено законодательством.

Право экологопользования изменяется вследствие:

а) замены одного природного объекта другим при изъятии объекта, первоначально предоставленного для государственных или общественных нужд;

б) изменения правового статуса используемого объекта. Например,
с признанием земельного участка землей историко-культурного назначения на нем запрещается любая деятельность, противоречащая целевому назначению этой земли; -

в) изменения экологического состояния используемого природного объекта: появления эрозийных процессов, заболачивания, засоления
и других процессов, в результате которых изменяется режим экологопользования;

г) ограничений, вводимых законодательством, или возникновения потребности в этих ограничениях.

Основаниями прекращения права экологопользования являются:

а) добровольный отказ экологопользователя от пользования данным природным объектом или его частью;

б) прекращение экологопользования в случае прекращения деятельности организации (крестьянского хозяйства);

в) прекращение договора арендных или трудовых отношений;

г) нарушение правил экологопользования.

В законодательстве в качестве оснований прекращения права собственности, землепользования и аренды также предусмотрены: нецелевое использование земли; использование земли способами, приводящими к снижению плодородия почв, урожайности земли сельскохозяйственного назначения ниже нормативного уровня по кадастровой оценке; систематическая неуплата земельного налога в течение. двух лет и непогашение задолженности в течение последующего одного года, а также неуплата арендной платы в сроки, установленные договором аренды; неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев стихийных бедствий, периода мелиоративного строительства, и неиспользование в течение двух лет земель, предусмотренных для несельскохозяйственного производства; выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, выходящими из состава этих предприятий; переход права собственности на Строение, сооружение, изъятие (выкуп) земель для государственных, Общественных и иных нужд, а также с целью предоставления их гражданам смерть пользователей земли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 3615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.