Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии




Одним из возможных способов снижения потерь общества от мо­нопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельно­сти фирмы, служит стимулирование конкуренции на рынке естествен­ной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема опре­деления оптимальной остроты конкуренции. Полное отсутствие конку­ренции ведет к злоупотреблению монопольной властью и неэффектив­ности производства. Избыточная конкуренция снижает стимулы инвес­тирования и в долгосрочной перспективе также наносит ущерб эффек­тивности производства. Вопрос выбора масштаба фактической и потен­циальной конкуренции в каждом конкретном случае служит предметом особого решения. Принимая такое решение, необходимо адекватно оп­ределить рынок естественной монополии и по возможности сузить сфе­ру деятельности, где конкуренция невозможна или нежелательна. Так, рынок природного газа традиционно относится к естественной монопо­лии. В действительности естественной монополией в полном смысле этого слова является лишь газотранспортировка.

Добыча и реализация природного газа потенциально могут быть рынками с достаточно высо­ким уровнем конкуренции. Точно так же в рамках отрасли железнодо­рожного транспорта можно выделить относительно обособленные сег­менты: прокладка железнодорожных путей, эксплуатация и собственно железнодорожные перевозки – причем первый и третий сегменты явля­ются потенциально конкурентными. Применительно к потенциально конкурентным сегментам сферы деятельности естественной монополии государственная политика должна состоять в стимулировании входа новых фирм и снижении барьеров входа на рынок.

В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечи­ваемый единственным производителем, не компенсирует потери обще­ства от злоупотребления монопольной властью. Тогда государству целе­сообразно пойти на реорганизацию отрасли естественной монополиипутем разукрупнения фирм-производителей.

В тех отраслях, где реорганизация или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является развитие конкуренции за право доступа и отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара. Государство продает естественной монополии право осуществлять тот или иной вид деятельности в форме франчайзинга. Подобный метод государственного регулирования используется в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание.

Цена предложения фирмы за право действовать в отрасли в одиночку зависит от ее ожиданий относительно будущего потока прибыли. Чем больше ожидаемая монопольная прибыль в отрасли, тем выше будет конкуренция на стадии тендера за право покупки франшизы и тем выше уровень цены предложения. Уплаченную сумму можно рассматривать как компенсацию за злоупотребление рыночной властью. Однако государство в состоянии увязать конкуренцию за право доступа в отрасль собязательствами фирмы-естественной монополии поставлять продукцию по возможно более низкой цене.

Преимущества франчайзинга как метода регулирования отрасли естественной монополии заключается в том, что он предоставляет эффективное ограничение деятельности монополиста, поскольку всегда существует угроза невозобновления контракта, если его условия не были выполнены должным образом. Безусловно, с использованием системы франчайзинга связан ряд объективных проблем. Организация тендера предполагает конкуренцию между значительным числом независимых фирм, которые обладают одинаковым доступом к необходимой для принятия решения информации. Однако на практике число фирм, конку­рирующих за франшизу, ограничено, так что существует опасность сговора между ними. Кроме того, если в отрасли уже действует какая-либо фирма, то она обладает явными преимуществами перед независимыми фирмами-аутсайдерами, поскольку ее опыт и информационные возможности выше.

Непростым вопросом служит определение срока действия франшизы. Поскольку осуществление деятельности в отрасли влечет за собойнеобратимые издержки (включая издержки по получению франшизы), более продолжительный контракт способен привлечь большее число фирм, особенно крупных. Краткосрочный контракт может снизить сти­мулы фирмы к инвестированию, так как фирмы будут опасаться растор­жения контракта и потери всех необратимых затрат, связанных с его получением. С другой стороны, краткосрочный контракт в большей сте­пени может учесть все возможные последствия изменения рыночных ус­ловий, что снижает риск оппортунистического поведения фирмы-фран­чайзера. Чем продолжительнее срок действия контракта, тем труднее специфицировать его условия, тем выше риск его невыполнения и ожи­даемые издержки мониторинга выполнения соглашения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.