Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Теория эффективного спроса Дж.М. Кейнса




1.

Теория эффективной конкуренции И. Штумпеттер

Теории социал-демократии.

Теории рынка с несовершенной конкуренцией.

а) Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

б) Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.

в) Теория «олигополии» и «уравновешивающих сил».

Примерно до середины XIX века экономике развитых стран была присуща совершенная (свободная) конкуренция. Она определялась небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Со второй половины XIX в. был накоплен огромный капитал. Быстрыми темпами росли капиталистические отрасли, такие как тяжелая промышленность, железнодорожная. Повсеместно перешли от парового двигателя к использованию электроэнергии. Произошел процесс концентрации производства. Возникли крупные и сверхкрупные предприятия. Они захватили большую часть рынка.

Указанные обстоятельства и процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду со свободной (совершенной) конкуренцией появилась конкуренция несовершенная.

Анализ новой рыночной конъюнктуры был дан профессором Гарвардского университета Эдвардом Чемберлином (1899 – 1967) в работе «Теория монополистической конкуренции» (1933) и англичанкой Джоан Робинсон (1903-1983) в книге «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933).

1.

А. Эдуард Чемберлин (1899 – 1967). Теория «монополистической конкуренции».

Суть монополии – контроль над предложением, а значит и ценой продукта. Чистая конкуренция возможна, когда товаропроизводители создают абсолютно идентичный продукт, продают его в идентичных условиях, ничем не отличающихся друг от друга. В реальной жизни таких условий нет. Даже идентичные товары отличаются упаковкой, торговой маркой и др. Не тождественны ни условия реализации, ни покупатели. Чистая конкуренция является искусственно абстракцией.

Каждый продавец обладает монополией на свой продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны знаменателей. Конкуренция на рынке – конкуренция монополистов.

Суть несовершенного рынка. Рынки в реальной действительности несовершенны. Каждый продавец – монополист, имеющий свой круг покупателей, т.к. обладает «уникальным товаром». Монополия продавца на свой продукт и конкуренция монополистов невозможна без «дифференциации продукта ». Сущность ее – наличие у товара или услуги одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака, способствующего тому, чтобы покупатели предпочли именно этот товар. Может быть как реальным, так и воображаемым, лишь бы было отдано предпочтение именно этому продукту. Дифференциация продуктов обуславливает выбор покупателем именно данного продукта (выбор вин, выбор автомобилей).

Неценовые факторы конкуренции – как особые отличительные от других аналогичных продуктов качества (свойства) продукта, так и реклама.

А) Индивидуальные особенности – форма, цвет, стиль, а также удобство местонахождения, репутация владельца, любезность и др.

Б) Реклама – «искусство рекламиста сродни искусству гипнотизера».

Теория стоимости и феномен избытка мощности.

1) Имеется не единый рынок, а сеть взаимосвязанных рынков,

распределенных между продавцами по одному на каждого.

В условиях чистого рынка спрос определяется ценой, в условиях монополистической конкуренции – ценой, особенностями продукта изатратами на рекламу.

Зачастую потребители рассматривают низкую цену как показатель более низкого качества продукта.

2) Феномен избытка мощности. Монополистическая конкуренция устраняет ценовую конкуренцию. Происходит нарушение равновесия цены в сторону ее повышения (издержки на рекламу, внесение изменения в продукт). Покупатель платит более высокую цену, объем выпускаемого продукта снижается, возникает избыток производственных мощностей, которые рассчитываются на основе учета спроса и издержек производства. Отсюда избыток мощностей, безработица.

Выводы:

- издержки производства и отпускная цена производителя нетождественны;

- издержки сбыта – разница между розничной ценой и ценой производства. Включают расходы не рекламу, жалование персонала, занятого сбытом и т.д.

«Издержки сбыта увеличивают спрос на соответствующий продукт, издержки производства увеличивают его предложение». Издержки производства создают полезности издержки, сбыта создают запросы.

Б) Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон (1903 – 1983).

Конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может через объем своих продаж влиять на общий уровень цен.

Конкуренция является несовершенной, когда малое количество крупных производителей (продавцов) получает возможность влиять на уровень рыночной цены (по терминологии Чемберлина – монополистическая).

Покупателя интересует не только цена, но и такие факторы, как качество продукции, местонахождение продавца, продажа в кредит. Робинсон ставит задачу – выяснить механизм установления цен, когда имеется монополия продавца.

Вывод: при несовершенной конкуренции продукции покупается меньше, чем при совершенной. В результате происходит рост цен. Он является результатом:

а) сговора между фирмами;

б) ограничения доступа в отрасль посторонних фирм.

Рост цен – источник монополистической прибыли, выше средней нормы. Это приводит к нарушению законов рынка. Требуется вмешательство государства.

Отрицательные последствия несовершенной конкуренции:

1) порождается социальная несправедливость;

2) снижается цена товара - труда.

Монопсония – такая ситуация, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель. Этим Дж. Робинсон объясняет феномен «эксплуатации труда». Крупная фирма покупает труд неорганизованных работников, навязывая им свои условия сделки. Предотвратить такую ситуацию может только законодательство о минимальной заработной плате и политика профсоюзов.

В отличие от Чемберлина, который признавал монополистическую конкуренцию естественным состоянием рынка, Дж. Робинсон видит в ней нарушение нормального состояния конкурентной хозяйственной системы и эксплуатацию наемного труда. Она считает необходимым государственное регулирование.

В. Теория олигополии (Чемберлин, Феллнер, Самуэльсон). «Олигос» - немногий, «полео» - продаю.

Олигополиятип рыночной структуры отрасли хозяйства, при которой несколько крупных фирм и компаний на основе неформальных договоренностей контролируют производство и сбыт основной массы продукции.

Эта теория признает связь монополий с крупным производством. Самуэльсон считает олигополистическими рынки сталелитейной, алюминиевой, автомобильной и машиностроительной продукции.

К отрицательным сторонам олигополии относится: ликвидация конкуренции и, следовательно, рост цен, недозагрузка производственных мощностей, чрезмерные затраты на рекламу, включаемые в цену товара.

Положительным же является постоянное улучшение качества продукции, учет интересов потребителей.

В целом же олигополистическая экономика считается эффективной.

Г. Теория уравновешивающихся сил была сформулирована профессором Гарвардского университета Дж. Гэлбрейтом в книге «Американский капитализм. Теория уравновешивающей силы» (1952).

Анализируя последствия от внедрения в сферу бизнеса крупных монополий, Гэлбрейт делает вывод о том, что монополии порождают своих противников, которых он называл «уравновешивающими силами». Уравновешивающая сила – некий механизм, способный обуздать властьмонополий. Его элементами является:

- монополия покупателей, противостоящая монополии продавцов;

- государство;

- различные объединения, в первую очередь профсоюзы и объединения фермеров.

2.

Социал-демократическое направление зародилось в 60-е гг. XIX в. Говорить о какой-то единой экономической теории социал-демократизма нельзя. Общее у различных экономических концепций – критическое отношение к рыночному хозяйству, основанному на частной собственности и противопоставленному ему планомерно регулируемого хозяйства, основанного на коллективной собственности.

Фернанд Лассаль(1825 - 1864) – исходил из тезиса Рикардо о том, что размер заработной платы сводится к набору благ, необходимых для поддержания жизни. Повышение оплаты труда ведет к росту рождаемости, возрастает предложения рабочих рук, в результате превышения предложения над спросом заработная плата падает. Это вызывает сокращение рождаемости, уменьшение предложения рабочих рук и рост заработной платы.

Уничтожить эту зависимость можно только передав рабочим средства производства путем организации производственных ассоциаций. Это можно сделать лишь при поддержке государства.

В конце XIX – начале XX вв. в социал-демократическом движении господствовал марксизм. Но внутри марксизма все большую силу набирает ревизионизм, требующий пересмотра ряда положений Маркса.

Эдуард Бернштейн(1850 – 1932) – подверг ревизии положение об обнищании рабочего класса. С развитием капитализма происходит необнищание, а улучшение положения рабочего класса. Объем производства растет, и реализация произведенного возможна лишь при условии роста доходов рабочих.

Теория демократизации капитала через акционерные общества. Акция – капитал в его идеальной, совершенной форме.

Бернштейн – сторонник «кооперативного социализма». Предприятия должны принадлежать производственным ассоциациям рабочих. Все это должно осуществляться путем реформ.

Конрад Шмидт(1863 – 1932) – предприниматели повышают цены, что ведет к снижению уровня жизни рабочих. Но предел росту цен положен необходимостью воспроизводства рабочей силы, иначе производство остановится.

Повышение заработной платы – фактор роста производства. Растет производительная способность, растет спрос – все это дает толчок производству.

 

Австромарксизм: Отто Бауэр (1881 – 1936). Дал анализ причин мирового экономического кризиса 1928 – 1933 гг. Главная причина – бесплановое обновление основного капитала. Предотвращение кризисов невозможно. Речь может идти о смягчении их последствий путем перераспределения налогов, организации общественных работ, сокращения рабочей недели, чтобы обеспечить занятость.

Карл Реннер (1870 – 1950) – разработал программу замены частной собственности общественной (постепенная социализация). Создание рабочих советов на предприятиях. Лишение капиталистов дивидендов. Образование кооперативов. К национализации относился отрицательно.

Фабианское движение в Великобритании: Сидней Вебб (1859 – 1947).

Концентрация производства, создание монополии – свидетельство того, что капитализм себя изжил. Социалистическое общество – единая акционерная компания, в котором граждане одновременно труженики и собственники. Из фабианского движения выросла лейбористская партия. Задачи государства – перераспределение доходов. Необходим социальный контракт – соглашение между правительством, профсоюзами и корпорациями о заработной плате, налогах, занятости, социальной сфере. Необходима смешанная экономика, сосуществование частного и национализированного секторов, гибкое централизованное планирование.

Гильдейский социализм: Джон Гобсон (1858 – 1940), Джордж Коул (1889 – 1959). Все, занятые в какой-либо отрасли, образуют единую в масштабе страны гильдию, являющуюся собственником предприятий отрасли. Каждая гильдия формирует свой план. Центральный координационный орган составляет сводный план, формирует бюджет.

В конце XIX в. капитализм вступил в свою монополистическую стадию. Процесс образования монополистического капитализма начался в 70-х гг. XIX в., К началу XX века сложились его основные черты: достигшая высокой степени концентрация производства и капитала и установление на этой основе господства монополий; слияние банковского и промышленного капитала, образование финансового капитала; усиление роли экспорта капиталов; возникновение международных монополистических союзов, делящих между собой мир; завершение территориального раздела мира между крупными империалистическими державами и начало борьбы за его передел. Все это не могло не найти отражение в работах теоретиков социал-демократии.

Рудольф Гильфердинг (1877 – 1941)«Финансовый капитал». Особое внимание уделял монополиям в банковском деле. Банковские монополии подчиняют промышленность, создается «финансовый каптал». Утверждение его господства открывает дорогу к замене свободной конкуренции планомерной организацией экономики.

Образование международных картелей ведет к устранению конкуренции в масштабах группы стран и даже во всемирном масштабе. Монополистический капитал ведет к преодолению свободной конкуренции и слепых сил рынка, к созданию мирового планового хозяйства.

Карл Каутский (1854 – 1938) – теория «ультраимпериализма». Капитализм вступает в стадию ультраимпериализма. Монополии рыночных стран сольются в единый всемирный картель. Это приведет к устранению анархии производства, и созданию планового регулируемого хозяйства в мировом масштабе.

В.И. Ленин (1870 – 1924) «Империализм как высшая стадия капитализма».

Свободная конкуренция неизбежно ведет к концентрации производства, к образованию монополии. Монополии удушают свободу конкуренции, устанавливают монопольные цены на рынках.

В противовес Гильфердингу и Каутскому выдвигает на первый план негативные стороны монополистического капитализма.

Монополии не ликвидируют конкуренцию полностью, существуют рядом с ней, что до предела обостряет конфликты и углубляет экономические кризисы.

Монополистический капитализм – капитализм, паразитический, загнивающий. Конкуренция – двигатель прогресса, монополия – фактор застоя и регресса.

Захватив господствующее положение на рынке, установив монопольные цены, монополии не проявляют интереса к обновлению продукции, повышению его качества. Более того, тормозят технический прогресс путем скупки патентов без расчета на их реализацию. Но поскольку монополии не могут полностью изгнать конкуренцию, то застой и загнивание лишь тенденция, а не правило. Периоды застоя и периоды подъема сменяют друг друга, что порождает неравномерность развития отдельных стран и отраслей.

3.

Теория эффективной конкуренции – Йозеф Штумпеттер (1883 – 1950) – американский экономист. Если марксисты противопоставляли монополии и конкуренцию, то Штумпеттер видит возможность их взаимодействия. Эффективна не всякая конкуренция, а только та, которая ведет к снижению издержек производства и повышению качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Именно монополии, располагающие громадными ресурсами имеют возможность внедрять новые технологии, что требует громадных инвестиций и связано с длительными сроками их окупаемости.

Монопольная прибыль – порождение нововведений, вознаграждение за техническое и организационное новаторство. Сверхприбыль – явление временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами. Монополия преследует частные интересы – но в результате выигрывает все общество.

Эффективная монополия – источник динамизма экономики.

Связь монополий с крупным производством (сталелитейная, алюминиевая, автомобильная, машиностроительная отрасли).

Отрицательные стороны:

- ликвидация конкуренции и рост цен;

- недогрузка производственных мощностей;

- чрезмерные затраты на рекламу.

Положительные стороны – высокая эффективность производства, постоянное улучшение качества продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.