Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карл Менгер Ойген фонБем Баверк Фридрих фон Визер




Карл Менгер (1840 – 1921) - «Основания политической экономии». Основные идеи:

1. Анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей.

2. Ценность благ зависит не от затрат на их производство, а от полезности товаров и услуг.

3. Полезность – способность удовлетворять какую-либо потребность. Общая – зависит от потребительских свойств товара. Конкретная – от того, кто и когда удовлетворяет потребность.

4. Удовлетворение потребности в хлебе до определенного предела важнее удовлетворения потребности в табаке. Но уже третья единица хлеба приносит такое же удовольствие, как и первая единица потребления табака.

Предельная полезностьполезность последней единицы товара, поступившей в распоряжение потребителя. (Покупатель готов заплатить за первую пару сапог больше, чем за восьмую). Имеет место связь между снижением предельной полезности и падением спроса (насыщение рынка товарами).

Оценка потребителя субъективна. С ростом цены покупатель отказывается от удовлетворения наименее важной потребности. У каждого своя шкала потребностей. Покупатель выбирает в какой последовательности и в каком объеме приобрести товары.

Люди не только оценивают полезности, но и обмениваются ими. Обмен возникает, когда блага, имеющиеся у одного субъекта, менее желательны для него, чем блага другого. Обмен дает выигрыш каждому из участников сделки при условии, когда польза от утраченного предмета равна пользе от товара, предложенного в обмен.

Степень конкретной полезности для разных людей неоднозначна. Зависит от редкости того или иного товара. Менгер приводит в пример т.н. парадокс Смита. Вода – благо первого порядка – без нее жизнь невозможна. Но она встречается в изобилии, поэтому ценность ее невелика. Алмаз обладает малой полезностью, но крайне редок, отсюда и его высокая ценность. В пустыне, в отсутствии воды, путешественник с радостью отдаст за ее стакан любой алмаз.

Ценность товара определяется факторами полезности и редкости. Эти факторы взаимосвязаны. С удовлетворением потребности в каком-либо товаре его ценность падает

Количество потребляемых благ А (хлеб) В (сыр) С (табак)
1 (одно)   2 (два)   3 (три)   4 (четыре)   5 (пять)                        

 

Таблица показывает снижение конкретной полезности по мере увеличения запасов благ и неодинаковую остроту потребностей в благах.

Ценность товаров обусловлена не издержками производства, а предель полезностью. Ее определяет предельная единица товара.

Цены товаров выступают в качестве соизмерителей полезностей. Полезность товаров, участвующих в обмене, должна соответствовать ценам. Для покупателя существует предел повышения цен, выше которого он товар не купит. Для продавца – нижняя граница, ниже которой он товар не продаст. Цена, приемлемая для той и другой стороны выражает равенство предельных полезностей. Она складывается из взаимодействия предельных величин – максимальной полезности для покупателя и минимальных затрат для продавца.

Менгер ввел понятие ликвидностиспособности к сбыту.

Ликвидность ограничивается:

1. По отношению к лицам, которым можно сбыть товар. Это лица, которые:

а) не имеют потребности в данных товарах;

б) по правовым или физическим причинам не могут приобрести данный товар;

в) не знают о возможности приобрести товар;

г) оценивают товар на меньшую сумму, чем продавец.

2. Ликвидность ограничена местностью, в которой можно реализовать товар (должен быть круг лиц, имеющих потребность в данном товаре; не должно быть препятствий к доставке товаров в данную местность; должны окупиться расходы, связанные с перевозкой).

3. Ликвидность ограничена количественно (количеством потребителей данного товара).

4. Сезоном, в течение которого может быть реализован товар.

Наиболее ликвидным товаром являются деньги.

 

Ойген фон Бем-Баверк (1851 – 1914)«Позитивная теория капитала», «Капитал и процент» - развил идеи К. Менгера.

1. Теория ценообразования. Различает меновую и субъективную ценность благ. Субъективная – индивидуальная оценка продавцом и покупателем. Меновая – определяется на рынке в ходе конкуренции.

Бем-Баверк расширяет представление о полезности. Не только удовлетворение какой-либо потребности, но и избавление от хлопот, экономия сил, сокращение расходуемых средств.

Вводит понятие «субституциональной предельной полезности». Ценность данного блага определяется предельной полезностью тех благ, от которых субъект отказывается, чтобы приобрести данное благо.

2. Автор кардиналистского подхода – считал возможным конкретное измерение полезности благ. Уделял большое внимание механизму установления рыночных цен. У каждого продавца есть своя ценапредложения, у каждого покупателя – своя цена спроса. Торг начинается с минимальной цены спроса – с ней не согласны большинство продавцов. Рыночная цена спроса повышается – часть покупателей покидает рынок, так как не может платить такую цену, но растет число продавцов, готовых отдать товар по этой цене. В конце концов число покупателей и продавцов уравновешивается.

«Предельная пара сверху» - слабейшие из покупателей, вступившие в сделку и наиболее сильный из продавцов, устраненных конкуренцией.

«Предельная пара снизу» - наиболее сильный из покупателей, вынужденный уйти с рынка и наименее сильный вступивший в сделку продавец. Рыночные цены находятся между оценками этих двух предельных пар.

3.Теория капитала и процента.

Капитал возникает в связи с «окольным методом производства». Робинзон может ловить рыбу руками, а может сплести сеть. Сетью ловить лучше, но изготовление сети требует времени. Если он возьмет сеть у другого лица, тот вправе требовать вознаграждения.

«Окольный путь» - приобретение машин, механизмов – повышает эффективность производства. Если вычесть из стоимости продукта издержки, то разница составит дополнительный доход, равный ставке процента. Она должна быть компенсирована. «Процент – это всякий доход, составляющий вознаграждение капитала».

Фридрих фон Визер (1851 – 1926)«Теория общественного хозяйства» (1914).

Им был сформулирован Закон «издержек производства» (Закон Визера) или теория вменения:

«Ценность средств производства, принимающая форму издержек, определяется не величиной затрат на их производство, а ценностью продукта, который будет изготовлен с помощью этих средств».

Издержки – это не затраты, а вмененная (предполагаемая) стоимость. Если машина используется для производства одних товаров, она не может быть использована для производства других. Предприниматель стремиться найти такую комбинацию факторов, которая обеспечит минимум издержек и максимум выгоды.

Средства производства комплиментарны. Ни одно из них (ни капитал, ни земля, ни труд) само по себе не создает дохода. Приходится постоянно решать,каково их оптимальное сочетание.

 

 

У.С.Джевонс Леон Вальрас

Уильям Стенли Джевонс (1835 – 1882) – основоположник кембриджской школы. Главным трудом является «Элементы чистой политэкономии ».

Истинную экономическую теорию можно вывести, лишь обращаясь к чувствам удовольствия и страдания – мотивам деятельности человека

Чувства удовольствия и страдания меняются по интенсивности и продолжительности. Цель – максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий. Труд сопровождается страдание Он будет интенсивным, пока его приращение не будет приносить больше отрицательных ощущений, чем удовольствия от приращения продукции.(рис.1)

Индивид будет работать до тех пор, пока предельная полезность, получаемая от производства продукции. не сравняется по величине с отрицательной тягостью труда (ab = bc).(рис.2)

Джевонс ввел понятие «совершенная конкуренция». Покупатели и продавцы имеют неограниченный доступ друг к другу и обладают полной взаимной информацией.

 

 

 

 

 

 

Леон Вальрас (1834 – 1910) «Элементы чистой политэкономии» (1877). Основатель «Лозаннской школы».

Впервые попытался создать математическую модель для решения проблем равновесия экономической системы. Считался основоположником «макроэкономического моделирования».

Лозаннская школа является ветвью математической школы. Основные ее положения и выводы обоснованы математически и представлены в виде системы уравнений.

Существует ряд рынков – рынок товаров, услуг, рабочей силы, денег. Вальрас поставил проблему – как устанавливается взаимодействие цен, издержек, объектов спроса и предложения на различных рынках.

Равновесная цена устанавливается в точке равновесия между полезностью товара и издержками его производства. Она обеспечивает сочетание степени полезности потребительной стоимости с уровнем затрат.

Для покупателя – критерий полезности данного товара.

Для продавца – соотношение выручки и затрат.

Цены на всех рынках взаимосвязаны. Цены на потребительские товары устанавливаются во взаимосвязи и взаимодействии с ценами на рабочую силу, с ценами на продукты. Процесс взаимодействия различных рынков – условия движения к равновесным ценам в обществе. Модель общегоэкономического равновесия – единственно возможная в условиях рыночного механизма и совершенной конкуренции модель равновесия множества рынков (готовой продукции и факторов производства). Должна соответствовать следующим условиям (Закон Вальраса):

- соответствие спроса и предложения товаров;

- взаимосвязь между основными показателями производства и обмена;

- все сделки на рынке совершаются одновременно;

- модель статична (предполагает неизменность запаса и разнообразие продуктов);

- идеальная информированность субъектов производства.

Все это позволяет решать задачи всего народного хозяйства.

Функции государства:

- контролировать стабильность денег;

- обеспечивать безопасность граждан;

- обеспечивать всеобщее образование;

- гарантировать социальную защиту рабочим.

Должен существовать принцип равенства возможностей для всех при неравенстве фактического положения.

 

3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.