Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. И. Герцен Н. Г. Чернышевский




Сен-Симон Фурье Роберт Оуэн

 

Социалисты-утописты – в основе их теории лежит равенство (материальных благ, прав и обязанностей) и общность собственности.

Видели задачу в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерном использовании достижений науки и техники. Социалисты-утописты использовали «гипотетическийметод» - «что было бы, если …»

Сен-Симон (1760 – 1825) - «Письма женевского обывателя», «Взгляды на собственность».

1. Прогресс общества связан с развитием промышленности.

2. Будущее принадлежит крупному индустриальному производству. Управление обществом должно перейти к промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые). Основным примером распределения должно стать: «от каждого по способности, каждому по его деяниям».

Шарль Фурье (1772 – 1837) – видел источник всех бед в «торговом феодализме». 99 процентов торгового класса причислял к паразитам. Считал, что эксплуатация основывается на обмане людей, как покупателей.

«Индустриализм» - не выход из положения. В индустриальных странах нищих не меньше, а больше, чем в аграрных странах.

Предлагает создать строй ассоциаций – не будет паразитов, люди будут трудиться сообща, исчезнут нищета и неравенство.

Производственные ассоциации – «фаланги», проживают в общих дворцах – «фаланстерах». В труде участвуют все члены общества. Заработная плата отменяется. Доход делится 5/12 - по трудовому вкладу, 4/12 – по размеру акционерного капитала, 3/12 – по таланту.

Роберт Оуэн (1771 – 1858) – пытался претворить социалистические идеи в жизнь. Предприниматель, владелец крупной фабрики, пытался в Шотландии организовать образцовую общину. Вводил технические усовершенствования, сократил рабочий день до 10,5 часов, открыл детский сад, школу, страховую кассу, магазин, продававший продукты по дешевым ценам. Выступал противником частной собственности. Противник денег – предлагал заменить квитанциями, по которым владелец получает необходимые товары (базары справедливого обмена).

Идеи социалистов-утопистов опирались на теоретические положения трудовой теории стоимости Рикардо, но содержали критику основных постулатов этой теории. Идеи достижения социальной справедливости не носили цельного, завершенного характера.

 

3.

 

 

Разновидностью утопического социализма стал «русский крестьянский социализм» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. В чем причины возникновения этого явления? Россия – страна «второго эшелона» модернизации. Капиталистические отношения возникают и начинают развиваться здесь сравнительно поздно, уже в середине XIX в. В Западной Европе капитализм прошел уже большой путь развития. Проявились не только его преимущества перед феодализмом, но и негативные стороны – кризисы перепроизводства, безработица, обнищание трудящихся масс. Представители русского социализма хорошо были знакомы с трудами западных социалистов-утопистов, работами К. Маркса и Ф. Энгельса. Отсюда и отказ от идеализации Запада, поиски «третьего пути», особого пути развития России.

Первым выдвинул идею «крестьянского социализма» Александр Иванович Герцен (1812 – 1870). А.И. Герцен начинал как либерал «западник». В Западной Европе он видел идеал общественно-политического устройства, капиталистическое развитие неизбежно, закономерно и прогрессивно. Свою Родину воспринимал как сосредоточение зла, образец жестокости по отношению к народу.

В 1847 г. Герцен эмигрировал из России, поселился в Париже. Там его застала революция 1848 года. На его глазах были расстреляны одиннадцать тысяч участников восстания. Герцен пришел в ужас. Он пишет друзьям: «Дай бог, чтобы русские взяли Париж… пора окончить эту тупую Европу. Вам хочется Францию и Европу в противоположность России, как христианам хотелось рая в противоположность земле. Я же стыжусь за Францию». Герцен видел все пороки капитализма – крайнее обнищание трудящихся. Он выдвинул идею «особого пути развития к социализму от крепостного состояния, минуя капитализм. Зародыш социализма Герцен видел в крестьянской общине, отсутствии частной собственности на землю. Традиции коллективизма, взаимопомощи, артельности сильны в русском народе. Задача состоит в том, чтобы перейти от совместного владения землей к совместной ее обработке. Герцен критиковал взгляды Мальтуса. «В общине все бедны, но с голоду никто не умирает – помогают соседи».

В промышленности переход к социализму видел в создании промысловых артелей.

К.Маркс весьма иронически относился к идеям Герцена. В одном из писем он писал: «Господин Герцен, проживая во Франции на доходы от своего имения, узнал из писем своего управляющего о том, что в этом имении существует крестьянская община и загорелся идеей построить на основе этой общины социалистическое общество». Но в России идеи Герцена получили широкое распространение.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889). Автор «Политической экономии трудящихся», «Капитал и суд» (1860), «Очерки из политической экономии»(по Миллю. 1861).

Основные идеи:

1. Критика крепостничества.

2. Критика капитализма.

3. Обоснование социализма.

Чернышевский выступал не только за освобождение крестьян, но и за передачу им всей земли без выкупа. Земля передается в собственность государства – частная собственность на землю отменяется. Государственная собственность соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице. Отсюда выводилась концепция общинного социализма – при государственной собственности на землю община может стать зачатком социализма.

На фабриках – наемные рабочие превращаются в хозяев – распределителей, собственников средств производства.

Резко критиковал капитализм. Недостатки сосредоточения богатства на одном полном обществе и нищеты на другом, анархия производства, кризисы перепроизводства. Чернышевский разработал свой вариант трудовой теории стоимости – труд не только источник стоимости, но и мера справедливости распределения. Товарное производство – исторически приходящая форма хозяйства. Важна «внутренняя стоимость» - полезность для общества. Производителен не всякий труд, а тот, который обращен на удовлетворение материальных потребностей.

Идеи «крестьянского социализма» получили развитие в работах н ароднико в. В отличие от Герцена и Чернышевского, они уже не могли игнорировать развитие капитализма в России, но считали, что капитализм насаждается сверху, правительством, капиталистическая экономика – явление России чуждое; капитализма можно избежать.

Виднейшим представителем революционного народничества был Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876). В работе «Государственность и анархия» он высказал мысль, что всякое государство - орудие угнетения. Экономической основой будущего идеального строя должна быть передача всей земли в собственность самоуправляющимся крестьянским землевладельческим общинам. Фабрики и заводы должны быть переданы рабочим ассоциациям.

Либеральные народники 80-х – 90-х гг. XIX в. (Воронцов, Даниэльсон, Южаков, Кривенко). Считали, что капитализм для России означает регресс, ведет к ее упадку. Необходимо задержать его развитие. Это можно сделать в результате сознательных действий узких групп людей.

Вопрос о «рынках». Капитализм в России не может развиваться вследствие узости рынка. Невозможно реализовать произведенную продукцию и полученную прибавочную стоимость в бедной крестьянской стране с практически натуральным хозяйством. Внешние же рынки для России недоступны, так как завоеваны западными державами.Нужно развивать кустарную промышленность – «народное производство».

 

Тема 5. Экономические воззрения К.Маркса и Ф. Энгельса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.