Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия педагогики




В первой, вводной, части, мы рассматривали общие вопросы развития педагогики как науки, пришли к выводу, что эта наука о воспитании: о цели, средствах, формах и методах, которые исполь-

зуются в воспитательной работе. Будущему учителю важно глубоко знать теоретические основы науки о своей профессиональной дея­тельности - содержание предмета; с каких позиций рассматривается предмет исследования, какие общенаучные положения составляют фундамент педагогических теорий, данные каких других наук ис­пользует педагогика в своих изысканиях; какова структура педаго­гики, на какие научные дисциплины она разветвляется и какими методами пользуется при изучении своего предмета.

Как уже было сказано, предметом педагогики является воспита­ние. Под воспитанием понимают процесс целенаправленного форми­рования личности. Это процесс сложный, он включает в себя специ­ально организуемую деятельность в специально создаваемых вос­питательных учреждениях и учебных заведениях, а также воспи­тание в семье и воздействие средств массовой информации, осуще­ствляемое специально в воспитательных целях. Воспитательное влияние оказывают и непреднамеренные воздействия самых разно­образных условий и примеров окружающей человека среды - пред­метов, явлений, результатов человеческой деятельности, взаимоот­ношений между людьми.

Чтобы как-то систематизировать все это многообразие объек­тов, попадающих в сферу педагогических исследований, выделя­ют кроме категории воспитания еще образование, обучение и вос­питательную работу. Образование - это процесс и результат при­обретения систематизированных знаний, умений и навыков, усво­ения определенного культурного багажа. Уровень образования, образованности всегда ассоциируется с уровнем культуры челове­ка. Человек образованный, имеющий, например, высшее образо­вание, - это и человек высокой общей культуры, а не только солид­ной профессиональной подготовки. Если же это не так, то, очевид­но, диплом не полностью соответствует подразумеваемому уровню культурного развития его обладателя.

Обучение - это основной путь получения образования. Обуче­ние определяется как двусторонний процесс совместной, целена­правленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков. Преподавание и учение - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны обучения. Обучение - основной, но не единственный путь получе­ния образования. Очень важным путем получения образования является самообразование, т.е. целенаправленная самостоятельная работа человека по усвоению системы знаний, умений, навыков, повышению своего общекультурного уровня. Определенное зна­чение имеет в этом и влияние факторов неспециально направлен­ного характера - средств массовой коммуникации, обыденного общения с людьми и др.

Воспитательная работа - это специально организуемая педа­гогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности.

Соотношение и взаимосвязь этих трех основных педагогиче­ских понятий можно изобразить следующим образом: обучение является частью образования, которое, в свою очередь, состав­ляет часть еще более широкого понятия - воспитания, воспита­тельная работа - это та часть воспитания, которая не включает­ся в образование.

Существует и иное представление о соотношении педагогиче­ских понятий: образование - это общее понятие по отношению к обучению и воспитанию, оно включает в себя понятия обучения и воспитания. В этом случае под образованием понимается «единый процесс физического и духовного формирования личности...», а воспитание - «это специально организованная деятельность педа­гогов и воспитанников для реализации целей образования в усло­виях педагогического процесса»1.

Различия в определении этих понятий коренятся в отсутствии строгой определенности толкования их в русском языке. В обычной речи под образованностью понимают как обладание лишь определенной суммой знаний, научную развитость, так и общий уровень культуры. Воспитанность же понимается и как внешняя натренированность поведения в соответствии с прави­лами приличия, и как общий уровень нравственности и научной развитости человека. Это отмечал В.И.Даль, известный знаток русского языка: «Образованный, научно развитой; воспитан­ный, приличный в обществе, знающий светские обычаи; первое, умственное образование; второе, внешнее; для нравственного -нет слова!»2. Вот потому, что нет в русском языке специального слова для обозначения нравственной воспитанности человека, «воспитание» и «образование» употребляют и как синонимы, и как обозначающие: воспитание - воспитанность, образование -обучение, просвещение, получение разносторонних знаний.

Однако все же в большей степени лингвисты (особенно совре­менные) склонны толковать «воспитание» как имеющее более ши­рокое значение, чем «образование». У того же В.И.Даля читаем:

«Воспитывать... в высшем значении научить, наставлять, обучать

всему, что для жизни нужно»3.

С большей определенностью толковал это понятие уже в XX в. другой известный лингвист Д.Н.Ушаков. В словаре под его ре-

1 Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1997. - С. 78, 86. 2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978. -Т. II. -С. 613.

3 Там же.-T.I.-С. 249.

дакцией воспитание определяется как «систематическое воздейст­вие на развитие ребенка», а образование - как «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. Совокупность знаний, получен­ных в результате систематического обучения»1. Позже, у С.И.Ожегова, образование определяется как «обучение, просве­щение. Образованный - имеющий разносторонние знания», а вос­питать - значит «вырастить, дав образование, обучив правилам поведения»2.

Вероятно, в соответствии с тем, что в российском обществе вы­двигается на передний план - деловые качества или общая направ­ленность личности, наделяется более широким значением «вос­питание» (середина XX в.) или «образование» (90-е годы XX в.). «Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце», -писал В.И.Даль. Но для делового человека на первом месте - ум и знания. Воспитанность же как единство знаний и отношений, на­учной развитости и общественной гуманистической ориентиро­ванности кажется второстепенной и даже излишней, нарушающей эмоциональный комфорт.

Для педагогики же как науки о формировании личности поня­тие «воспитание» является общим по отношению к обучению и образованию. Это отношение можно представить в виде схемы (схема 1).

Схема 1

1Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушакова. - М., 1938. - Т. 2. - С.

371,695. 2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1978. - С. 396.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.