Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь педагогической теории с практикой учебно-воспитательной работы




Отрасли педагогической науки

Педагогика выделилась в самостоятельную науку в XVII в., ее основоположник Я.А.Коменский в книге «Великая дидактика» определил основные задачи этой науки, важнейшие принципы и методы обучения и воспитания детей. В дальнейшем в педагоги­ке стали выделяться в самостоятельные научные дисциплины такие, как теория обучения (дидактика), теория воспитания, ис­тория педагогики, методики преподавания отдельных дисцип­лин. В XX в. в самостоятельные науки оформились дошкольная и школьная педагогики, профессионально-техническая педаго­гика и педагогика высшей школы. Можно говорить и о таких направлениях, как педагогика взрослых, исправительно-трудовая педагогика, военная педагогика и некоторые другие.

Есть некоторые специфические области педагогических ис­следований, о которых следует сказать особо. Речь идет о тео­рии обучения и воспитания детей, лишенных какого-либо орга­на чувств, с нарушениями в умственной (мыслительной) дея­тельности. Изучением закономерностей и возможностей воспи-

тания таких детей занимаются: сурдопедагогика - наука о вос­питании глухих и слабослышащих, тифлопедагогика - наука о воспитании слепых, олигофренопедагогика - наука о воспита­нии детей с нарушениями в умственном развитии. Отдельные педагогические дисциплины, обретя определенную самостоя­тельность, автономность, образуют систему педагогических дисциплин. Наглядно она представлена на схеме (с. 23), где так­же показана связь педагогики с другими науками.

Педагогика тесно связана с практикой учебной и воспита­тельной работы. Ее развитие определяется практическими зада­чами, которые ставят перед ней общество и школа, система на­родного образования и воспитания. В задачу педагогики входит и определение перспектив развития систем воспитания, «опе­режение времени». В то же время жизненность, полезность раз­рабатываемых педагогической наукой теорий и рекомендаций проверяется в практической воспитательной и учебной работе.

Но педагогическая практика - не только полигон, мастерская, где реализуются созданные наукой теории. Опыт лучших учителей служит для науки неиссякаемым источником нового: обнаружив удачную находку новатора, экспериментатор на ее основе разраба­тывает теорию, которую могут применять все. Можно вспомнить, что и знаменитая классно-урочная система Коменского появилась в своих основных элементах в опыте славянских братских школ, а также в иезуитских школах позднего средневековья. В 70-80-е гг. XX столетия значительный вклад в разработку педагогической теории в СССР сделали учителя Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова и др. Многие их новаторские идеи помогли ученым сформулировать общую теорию эффективного обучения и воспи­тания школьников в соответствующих социально-политических условиях.

Связь между теорией и практикой, ее результативность опре­деляются социальным заказом. Если педагогические, научные разработки проводятся без учета объективных потребностей об­щества в людях определенного уровня воспитанности, а на основе субъективных требований или благих пожеланий, то связь теории с практикой будет зависеть исключительно от искусства отдель­ных воспитателей.

Та или иная наука может открыть очень важные законы, раз­работать технологию тех или иных процессов, но если обществу

по каким-то причинам не нужно их использование, они не най­дут широкого применения на практике. Например, в феодаль­ном обществе не было необходимости развивать промышленное производство сельскохозяйственных товаров, как не было необ­ходимости обучать детей грамоте. В силу этого замечательные теории Коменского и Ушинского о воспитании оказались в свое время невостребованными. Точно так же и в настоящее время: мно­гочисленные наработки отдельных творческих учителей, педагогов-ученых не могут изменить ту ситуацию в образовании, которая сложилась за годы перестройки и реформ 90-х гг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.