Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности использования различных методов в педагогическом исследовании




В педагогических исследованиях используются и другие методы. Их описание можно найти в специальной литературе. Однако мо­жет возникнуть вопрос о правомерности такого многообразия ме­тодов исследования. Ведь в естественных науках пользуются почти исключительно экспериментом. Там только те сведения считаются достоверными, которые подтверждены экспериментально.

Конечно, в значительной мере это относится и к педагогике: в педагогических исследованиях наиболее достоверные данные по­лучают в ходе экспериментальной работы. В то же время ряд осо­бенностей педагогического процесса ограничивает возможности использования эксперимента по сравнению с естественными нау­ками. Главная особенность педагогического эксперимента в том,

что его основные участники - дети. Неповторимость, уникаль­ность каждого ребенка накладывают особую ответственность на организаторов опытной работы: в ее процессе детям не должно быть нанесено ущерба (их здоровью, идейно-нравственному, ум­ственному и эстетическому развитию). Поэтому не всегда воз­можно использование эксперимента. Исследователю приходится проводить значительный объем предварительных наблюдений, изучения документов и др., чтобы сформулировать такую гипоте­зу, которая была бы как можно более обоснованной.

В отличие от этого в естественных науках предусматривается заведомый ущерб от экспериментирования: часть организмов (растительных или животных - в зависимости от объекта исследо­вания) или материалов может быть не просто испорчена, но даже уничтожена в результате проверки влияния на них тех или иных условий.

Следует иметь в виду также и то, что в педагогическом процес­се далеко не все явления можно подвергнуть моделированию, не все можно выделить и изолировать для детального рассмотрения и измерения в числовых показателях. Более того, в этом процессе все элементы настолько тесно между собой связаны, что само вы­деление носит весьма условный характер и всегда приводит к оп­ределенной деформации выделяемых для изучения элементов: пе­дагогический процесс - процесс целостный. Это в первую очередь и определяет основные особенности использования эксперимента и других научных методов в педагогических исследованиях.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте разные подходы к объяснению соотношения основных педагогических понятий.

2. Раскройте связь педагогики с философией, физиологией, психологией.

3. Какие методы используются в педагогических исследованиях?

4. Какова последовательность осуществления педагогического исследова­ния?

Рекомендуемая литература

1. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого.-М., 1991.

2. Подласый И. П. Педагогика. - М., 1999.

3. Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 1997.

4. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследова­ния. - М., 1982.

5. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. - М., 1971.

6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993, 1999.

Глава II ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ

Естественно, что в процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, воспитанник.

Результат воспитания - развитие личности.

Человек рождается существом почти исключительно биологи­ческим. Общественным существом, способным вступать в отно­шения с другими людьми, он становится в процессе развития. Правда, некоторые черты социальности есть и у новорожденного. Влияние общества ребенок испытывает и в период внутриутроб­ного развития. Социально обусловленный образ жизни матери, многовековой период развития человечества в условиях общест­венного существования, способствовавшего генетическому закре­плению сугубо человеческих задатков (предпосылок прямохождения, специфического строения мозга, речевого аппарата и др.), определяют некоторые признаки социальности на самых ранних этапах детства - в младенчестве.

Но становление собственно человека в качестве общественного существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспри­нимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях об­щественного существования.Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как че­ловек. Это подтверждают время от времени примеры развития детей, попавших по каким-либо причинам в раннем возрасте в стаи животных и оставшихся живыми. Подтверждают это и при­меры воспитания слепоглухонемых детей, которые лишены воз­можности естественного вступления в отношения с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств, обеспечиваю­щих основную гамму восприятия внешних воздействий, - зрения и слуха. Развитие этих детей фактически полностью определяется степенью компенсации этого недостатка воспитателями. При от­сутствии этой компенсации слепоглухонемые дети как существа социальные фактически не развиваются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.