Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выдвижение гипотезы и разработка методики проверки ее справедливости - второй этап исследования




Выявление противоречия и формулирование проблемы -первый этап исследования

Эксперимент как метод педагогического исследования

Как правило, исследователь выбирает предмет своего иссле­дования на основе личной заинтересованности в нем, глубокого знания его содержания и противоречий. Чаще всего практиче­ский опыт в том или ином виде воспитательной деятельности, а также осмысление разнообразного опыта деятельности других людей позволяют педагогу сформулировать проблему исследова­ния. Естественно, что неоценимое значение в этом имеет изуче­ние литературы по избранной теме, которая поможет ознако­миться и с опытом коллег, и с научными разработками по иссле­дуемому вопросу.

Формулированию проблемы предшествует осознание проти­воречия между имеющимся и требуемым. Например, в педагогике общепризнанно, что в обучении ребенок развивается. Но на прак­тике часто приходится наблюдать противоположное: дети от класса к классу все менее активны в учении, все меньше проявля-

ют интереса к знаниям. Если в начальных классах на вопрос учи­теля много разнообразных ответов детей и нередко по-настоящему творческого характера, то в средних и особенно в старших классах даже лучшие ученики пассивны и апеллируют преимущественно к материалу учебника. Почему это происходит? Разве это не может не заинтересовать наблюдательного учителя? Разве это не проблема для исследования?

Сформулировав проблему, исследователь выдвигает гипоте­зу, предложение возможного (вероятного) пути решения про­блемы. В приведенном примере в качестве гипотезы можно пред­ложить такую: развитие творческих способностей детей тормо­зится необоснованно большим объемом знаний, которые они должны усвоить. Может быть и другое предположение: творче­ские способности слабо развиваются потому, что в обучении не используются методы, способствующие развитию мышления. Возможны и другие гипотезы.

Правильность или ложность гипотезы можно выяснить в ходе опытно-экспериментальной работы, которая начинается с состав­ления плана (методики) проведения эксперимента.

Суть любого эксперимента заключается в сознательном целе­направленном моделировании реального процесса в измененных условиях и в сравнении результатов изучаемого процесса при на­личии и отсутствии того фактора, воздействие которого на про­цесс проверяется. В предлагаемом примере для проверки истин­ности или ложности гипотезы о решающем влиянии объема зна­ний на развитие творческих способностей необходимо осу­ществить обучение по обычной программе и по эксперименталь­ной, которая предусматривает усвоение учащимися в 2-3 раза меньшего объема учебного материала.

Определяя способы проверки гипотезы, исследователь сталки­вается с целым рядом вопросов, например: сколько должно быть экспериментальных и контрольных классов, как их отбирать, сколько лет должен продолжаться эксперимент; можно ли считать эксперимент законченным, если отобранные в качестве экспери­ментальных классов прошли обучение с V по IX класс, или нужно, чтобы этот путь прошло несколько поколений учащихся, и т.п.

Необходимо разработать критерии, по которым будут сравни­ваться результаты обучения в экспериментальных и контрольных классах, причем эти критерии должны давать возможность срав­нения числовых показателей. В данном случае такими критериями могут быть: количество вариантов решения задач учениками в

опытных и контрольных классах, число учащихся, принимающих активное участие в олимпиадах, количество творческих проектов по различным заданиям, в том числе и не относящимся к учебной работе, и т.д.

Конечно же, исследователь не может ограничиться отбором одного контрольного и одного экспериментального классов. Ведь и самый скрупулезный отбор в эти классы учеников с равными возможностями не может обеспечить одинаковых условий. В те­чение даже одного года многое изменится в этих классах: из одно­го класса кто-то уедет; у кого-то изменится обстановка в семье, а это отразится на результатах учебной работы; во время эпидемий гриппа в одном из классов будет больше пропусков занятий; вне­классной воспитательной работой в этих классах руководят раз­ные классные руководители и т.д.

Исследователю приходится брать такое количество классов, которое устранит влияние случайных факторов. При этом средние показатели по всем классам будут выравниваться тем больше, чем больше будет классов. Очевидно, приближенной к идеальной по­становкой эксперимента по проверке влияния содержания обра­зования (его объема, как была сформулирована гипотеза) на раз­витие творческих способностей детей будет выделение в каждом районе одной школы, где классы (параллели) делятся поровну -на экспериментальные и контрольные. В каждой же области сле­дует выделить один район, в котором все школы делятся по тако­му принципу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.