Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труд душевный




Серьезный интеллектуальный труд, обеспечивающий осмысле­ние отношений между людьми, неизбежно приводит к выводу о необходимости заботы не только о себе, но и о других людях.Но еще до этого, до формулирования такого вывода на основе умо­заключений ребенок, развивающийся в условиях доброжелатель­ной требовательности, проявляет заботу о близких. Он делится частью ценного для него, прилагает некоторые усилия для того, чтобы любимому человеку было лучше.

Однако же точнее будет сказать, что ребенок до 3-4 лет спо­собен приложить усилия, но сам без внешнего побуждения сде­лать этого еще не может. Зато сопереживать, эмоционально поддержать радость и попытаться развеять грусть близкого ему человека и полуторагодовалый, а тем более двух-трехлетний ре­бенок может. Труд души, нравственное усилие возвышают ре­бенка в его отношениях с окружающими не в меньшей мере, чем интеллектуальные победы в открытии новых знаний: нравствен­ное усилие над собой, победа над своим желанием ради удобст­ва, удовольствия, радости другого выводят ребенка на новый для него уровень отношений с людьми и отношения к себе са­мому. Этот новый уровень фиксируется и характеризуется иным, добрым отношением взрослых, которое стимулирует деятель­ность ребенка в этом направлении. Не получающие же такого стимула привыкают жить только для себя, не зная о возможно­сти и необходимости заботы о других. Естественная располо­женность ребенка к тому, чтобы вызвать у других чувства удо­вольствия, радости, не развиваемая в эмоциональных реакциях,

добрых действиях и самоограничениях, не выразится в дальней­шем в подлинно гуманном отношении даже к близким. Не при­выкший к душевному труду, скорее всего, окажется неспособ­ным к нему.

Что же это за труд - душевный? Как его можно охарактеризо­вать? Известный писатель Ф.А.Абрамов писал о нем так: «Что я понимаю под душевной работой каждого? Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан чело­веку - судом собственной совести» (Слово в ядерный век. - М., 1987.-С. 268-269).

Учитель Е.Н.Ильин дополняет характеристику душевного труда следующими рассуждениями: «К известной формуле Мака­ренко «воспитывать деятельностью» добавляю - духовной (!), т.е. одухотворенным интересом к человеку, ко всем граням его внеш­ней и внутренней жизни... Духовность изначально - наш челове­чий (!) интерес друг к другу, к людям. Всегдашняя готовность ус­лужить - бесплатно, ни за что... Любой ценой - хорошее! Даже если не просят... Здесь вырастаем мы в себя, хороших - из того хорошего, что несем людям»1.

Важное место в воспитательной системе отводилось душевному труду в кадетских корпусах дореволюционной России. В офици­альных документах, определявших методику воспитания кадетов, наставникам предписывалось привлекать их к участию в благотво­рительной деятельности, к оказанию помощи сирым и убогим. На­пример, согласно «Инструкции по воспитательной части для кадет­ских корпусов» от 1886 г., выражение воспитаннику похвалы за доброе его чувство вполне уместно лишь в тех случаях, когда оно сопровождается добрыми поступками, пожертвованием собствен­ными интересами, самовоздержанием и трудом на пользу других, так как сущность эгоизма заключается не в недостатке добрых чувств, а именно в отсутствии добрых дел. Можно сослаться и на опыт вальдорфских школ, в которых воспитывается благоговейное отношение к человеку и природе, и на воспитание в скаутских ор­ганизациях, где каждый день должен быть отмечен каким-либо по­лезным делом для других. Немалый опыт в этом отношении был накоплен и пионерской организацией в нашей стране с ее практи­кой индивидуального и коллективного шефства, тимуровской ра­боты. К сожалению, этот опыт утрачивается. Обеспокоенные больше приращением учениками знаний, учителя и воспитатели забывают, что прямой связи между знаниями и душевностью не су­ществует. В этом отношении прав был Д.Голсуорси, утверждая,

1 ИльинЕ.Н. Путь к ученику. - М., 1988.-С. 154, 161.

что «для душевного богатства вовсе не нужно денег и даже боль­шого ума».

Из советских ученых-педагогов наиболее пристальное внима­ние уделил этому виду труда В.А.Сухомлинский. В статье «Труд души» он писал: «Труд души - это значит страдать, болеть стра­даниями и болями человека, прежде всего матери, отца, сестры, дедушки, бабушки. Не бойтесь открывать юную душу для этих страданий - они благородны....Я понимаю мастерство воспита­ния так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является в конечном счете побуждением к труду души. Чем тонь­ше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящей из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя»1.

Показательно, что талантливый педагог видел душевный труд не только в сочувствии и сострадании, но и в протесте, презрении, несогласии: «Бывает и так, что труд души выражается в обиде, огорчении, даже страдании... От того, как приходится в детстве, отрочестве, на заре юности - легко и безоблачно, беструдно и безбедно или же невыносимо трудно - в решающей мере зависит, кто получится - несгибаемая личность... или же безликое... суще­ство»2. Поэтому очень важно, чтобы у детей постоянно были объ­екты заботы, чтобы в их окружении были и хрупкие, изящные, беззащитные предметы и существа, нуждающиеся в повседневном уходе и защите: «Если в школе... все крепкое и железобетонное -какой уж тут труд души!... Уберечь эту хрупкую красоту от при­косновений и тем более от повреждений - поверьте, это труднее, чем построить школьную мастерскую, чем совершить стокило­метровый велопробег»3.

В условиях развития рыночных отношений важность воспита­тельной деятельности в этом направлении значительно возрастает.

Труду души немалое внимание уделял В.В.Зеньковский - из­вестный педагог российского зарубежья (1881-1962). Он утвер­ждал, что роль воспитания заключается в том, чтобы подвести дитя к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Этот путь бесконечен, поэтому воспитание не может дать ничего законченного. Оно лишь открывает путь и учит идти им. Безостановочно движение по пути к совершенству. И главные пу­теводители на этом пути - моральные чувства: стыд, любовь к другим людям, работа совести. Они как три окна, через которые в

1 СухомлинскийВ.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. -Т.З.-С. 474, 475.

2 Там же.

3 Там же.

душу льется моральный опыт. Благодаря этому «перед нами вы­ступают три объекта моральной оценки, три сферы нашей мо­ральной активности: наша личность, другие люди, культура как продукт нашей совместной деятельности»1. Продуктом же здоро­вой моральной жизни является чувство долга, обратное значение которого для моральной жизни невозможно переоценить.

Особое значение в становлении формирующейся личности принадлежит этой внутренней работе над собой в пору отрочест­ва - в пору «психического половодья»: «Как во время весеннего половодья очень важно охранять мосты и плотины, давая вовремя выход массам скопившейся воды, так в пору психического поло­водья особое значение приобретает отвлечение рвущихся наружу сил по путям здорового и продуктивного творчества»2. И вся сила воспитательного воздействия в этот период должна быть сосредо­точена совсем не на интеллекте, а на регуляции сложнейших дви­жений в эмоциональной сфере.

Наиболее трудный вопрос этого периода - это вопрос пола, по­лового развития и созревания. Однако важно понимать, что пол не исчерпывается половой жизнью. Кроме этого есть еще жизнь пола, глубина пола, заключающие в себе творческий огонь. Даже в аске­тической жизни есть отражение святыни пола, и сама аскетика - это борьба за пол, обеспечивающая победу над его эмпирией. Путь ук­репления подростков в одолении ими искушения пола как раз и со­стоит наряду (одновременно, синхронно) с развитием моральных чувств, морального сознания и моральной активности в открытии исхода жизненной энергии в других направлениях.

Этими направлениями являются: 1) развитие ритма через ис­пользование музыки, танца; в ритме - и сила психологического выравнивания, и духовно-организационная сила; 2) гармонизация внутреннего мира, внутренняя гармонизация человека, которая достигается только внутренними усилиями. Для этого необходи­мо наличие центрирующей силы или в виде интеллектуального постижения истины (которое не всем под силу и, заметим, прихо­дит со временем - слишком поздним, чтобы на это изначально полагаться в воспитании), или в виде религиозного начала. Поэто­му «лишь на почве религиозной жизни создается реальная основа подлинного душевного равновесия и здоровья», - утверждал В.В.Зеньковский. Подспорьем на этом пути, теми шлюзами, ко­торые позволят безопасно схлынуть буйным водам психического половодья, должны быть спорт, разнообразный и интересный труд, кружковые занятия (особенно в старших классах), танцы,

1 Зенъковский В. В. Психология детства. - М., 1996. -С. 174-176. 2 Там же. - С. 332.

скаутизм. Богатство выбора из обилия возможностей выражения своих сил, творческих способностей (музыка, лепка, рисование, сказка, ритм, слово - как формы самовыражения) очень помогает

в трудной внутренней работе подростка.

Исключительный по своей напряженности труд приходится выполнять детям но преодолению этического дуализма: этическая фразеология народа - одно, а этическая действительность - дру­гое. Ребенок сначала усваивает наши слова и вносит в них весь энтузиазм чистого сердца. Одновременно он учится жить, следуя не словам, а нашим делам. И еще в дошкольном возрасте дети на­ходят противоречие между двумя слоями моральных взглядов и мучительно переживают его. По-разному разрешают они этот конфликт: одни живут двойной жизнью, другие просто отбрасы­вают неудобную этическую фразеологию, третьи усваивают пси­хологию компромисса. Воспитание в этом отношении заключает­ся в развитии воли, умения сдерживать себя как основы самооб­ладания, не дающего терять свой идеал в этих трудных условиях ядовитой моральной атмосферы нравственного развития1.

Одной из разновидностей душевного труда можно назвать усилия, прилагаемые воспитанником на формирование у себя по­ложительных морально-волевых качеств, таких, как аккуратность, вежливость, бережливость, великодушие, смелость, скромность и др., и преодоление отрицательных - грубость, скупость, черст­вость, трусость и др. Назовем этот труд индивидуально-нрав­ственным. Дети даже в возрасте полутора-двух лет хотят быть хорошими и способны прилагать целенаправленные усилия для реализации этого желания. Правда, очень кратковременны эти усилия, внимание ребенка в этом возрасте еще не удерживается на чем-либо более нескольких минут, а то и всего лишь десяткадругого секунд. Внимание быстро переключается на предметы материальные и деятельность с ними. Поэтому вызывать и на­правлять эти усилия нужно через деятельность и взаимодействие ребенка с реальными объектами (в том числе и живыми людьми), направляемую таким образом, чтобы она окрашивалась соответ­ствующими переживаниями воспитанника и определенной эмо­циональной оценкой воспитателя. Подрастая, ребенок начинает понимать и смысл самих категорий нравственности, а усилия мо­гут быть направлены уже в большей степени, чем в младшем воз­расте, непосредственно на преодоление невнимательности и укре­пление чуткости, на развитие рационального сочетания бережли­вости и щедрости и т.п. По-настоящему осознанной эта работа становится в подростковом возрасте, но не начатая в самом ран-

1 Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996. - С. 181-184.

нем детстве под участливым руководством самых близких взрос­лых, она не будет достаточно эффективной.

Другой разновидностью душевного труда можно назвать по­вседневно-духовный труд, выражающийся в проявлении сочувст­вия, внимания к тревогам, заботам и радостям родителей, других родственников и близких, сверстников в детском саду и школе, воспитателей.

Способность заметить, почувствовать настроение близкого че­ловека свойственна всем детям. Но эта способность может не раз­виваться, а притупляться при неупражнении, тем более при созна­тельном сдерживании проявления добрых чувств, стимулом к кото­рому может послужить пример черствости взрослого. Но и в благоприятных условиях проявление этих чувств связано с преодо­лением трудностей в виде необходимости усилий по самоограниче­нию, особенно когда первой в душе возникает реакция несогласия, протеста в ответ на чувство или мнение близкого (вообще - друго­го) человека. Быть внимательным, участливым, чутким и терпимым к чувствам и настроениям, заботам и делам близких в реальной действительности нелегко. И эти качества формируются и развива­ются лишь при тактичном стимулировании и выражении благодар­ности за их проявление. Эта душевная работа детей начинается, ес­тественно, в семье, а продолжением ее становится душевный труд по проявлению участия к сверстникам, учителям, - всем, с кем вос­питанник вместе осваивает науку жизни.

Через участие в этих разновидностях душевного труда воспи­танник входит в более широкий круг душевных отношений ко всем людям. Его работа находит продолжение и развитие в миссионерско-просветительском труде (шефских концертах, беседах, обсуждениях, лекциях и т.п.) и благотворительном (самая разно­образная практическая деятельность по оказанию помощи боль­ным, инвалидам, старикам, детям - всем нуждающимся в помощи, а также сбор и изготовление игрушек для детских домов и интер­натов, вещей для малоимущих и т.п.).

Воспитательная эффективность всех разновидностей душевно­го труда еще в большей степени, чем труда физического и умст­венного, зависит от создания благоприятной эмоциональной обста­новки его осуществления. Он должен быть свободным, без прину­ждения, на основе эмоциональной душевной отзывчивости воспи­танника на потребность другого во внимании к нему и участии в его заботах,бедах и радостях.

Немаловажное значение, особенно в воспитании детей млад­ших возрастов, имеет также положительный эмоциональный от­клик на их душевные усилия. В некоторых случаях воспитателям не следует пренебрегать обязанностью позаботиться о том, чтобы

робкие, недостаточно умелые усилия воспитанников по оказанию помощи не были встречены слишком сдержанно или хуже того пренебрежительно. И наконец, душевные усилия детей, их эмо­циональная отзывчивость не должны оставаться незамеченными воспитателями, их проявление должно находить одобрение и под­держку у воспитателей и сверстников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.