Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труд - высший тип человеческой деятельности, имеющий общественный характер




Игра, по утверждению К.Д.Ушинского и П.Ф.Каптерева, в жизни детей постепенно переходит в занятия, учение и, наконец, в труд. В труде по сравнению с игрой и учением изменяется цель. Если в игре действуют ради самой деятельности, а целью учения является научение чему-либо (усвоить знания, выработать уме­ния), то целью труда является выполнение работы, приносящей практический результат: изменение объекта и приспособление его для удовлетворения человеческих потребностей. Труд можно оп­ределить как деятельность, направленную на преобразование мате­риальных и нематериальных объектов и приспособление их для удов­летворения потребностей человека.

Труд тесно связан с учением. Резкой границы между ними про­вести невозможно. Нередко учение называют учебным трудом. Однако труд - это особый вид деятельности. Учение тогда стано­вится трудом, когда ученик на основе усвоенных знаний и выра­ботанных умений пишет, например, сочинение, решает новую за­дачу, выполняет в мастерских изделие для потребительской цели. В этом случае он уже не учится в строгом смысле этого слова, а преобразует предмет труда, выполняет работу, проявляя само­стоятельность и творчество. В то же время работник, изо дня в день выполняющий свои обязанности, трудится, одновременно совершенствуя свои умения, расширяя и углубляя знания, т.е. учится еще лучше выполнять трудовые операции.

Тесно связан труд и с игровой деятельностью. Это особенно характерно для детей и подростков: они самостоятельно и с по­мощью взрослых вносят в труд элементы игры или даже все тру­довое задание планируют и выполняют в виде игры. Например, А.С.Макаренко наиболее трудные и неприятные виды работ в своей колонии организовывал на основе соревнования между группами, имитации деятельности «индейцев», военизированно­го порядка, художественно-творческих акций. Его опыт успешно использовали и используют многие воспитатели.

Но в конечном итоге труд более привлекателен для детей, чем игра. Главная причина этого в том, что именно в труде ребенок, как и взрослый, может целенаправленно изменять предметы, преобразовывать свое окружение по своему плану и тем самым изменять свое положение среди окружающих его предметов и людей.

Это понимают и маленькие дети. Даже в возрасте полутора-двух лет они испытывают большее удовольствие, занимаясь с

предметами, предназначенными для взрослого труда, чем с иг­рушками, имитирующими эти предметы (молотки, отвертки, ножницы и др.). Дети постарше уже хотят не только «работать» игрушечными лопатами, граблями, молотками и т.п., но делать что-либо, используя настоящие инструменты, инвентарь, обору­дование. И если взрослые заботятся о том, чтобы эти «настоящие» инструменты были соответствующего возрасту и силам детей размера, веса, отвечали основным требованиям безопасности, то детский труд оказывается и результативным, и воспитывающим:

он естественно переходит из игры в работу, в трудовую деятель­ность с планируемым конечным результатом. Это подтверждено, в частности, опытом учителя И.П.Волкова, который обеспечива­ет результативную творческую и безопасную работу учащихся начальных классов с режущими и колющими инструментами (Волков И. П. Учим творчеству. - М., 1988).

Труд связан и с общением: в процессе труда человек вступает в общение с другими людьми, поскольку чаще всего труд имеет коллективные формы. Но даже будучи формально индивидуаль­ным, он требует вступление в контакты с другими людьми. В то же время общение в определенных случаях становится близким по характеру и смыслу к труду - деятельности с заранее поставлен­ной целью. Эта цель - преобразование поведения, мышления, чувств и т.д. другого человека, это особенно характерно для педа­гогического общения: труд учителя - это в значительной мере за­ранее спланированное общение с учениками.

В структуру труда обычно включаются четыре элемента: пред­мет труда (т.е. то, что планируется изменить), цель (что должно получиться в результате воздействия на предмет), средства труда (то, что будет использовать работник в процессе труда), сама дея­тельность по достижению цели. Однако подлинно человеческий труд, труд, используемый в качестве средства воспитания, а не только производства предметов потребления, подразумевает и ана­лиз результатов деятельности, и определение путей исправления ошибок, и усовершенствование сделанного, создание более совер­шенных изделий, продуктов. В этом случае труд приобретает ту за­вершенность, которая характеризует высшую ступень в человече­ской деятельности: человек не останавливается на достигнутом ре­зультате; достижение цели влечет за собой постановку новой, более высокой цели. Такой труд, преобразуя предметы труда, совершен­ствует самого человека. Таким образом, используемый специально в воспитательных целях труд можно определить как средство вос­питания, в котором воспитательное воздействие на воспитанника оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совер­шенствующая объекты материальной и духовной среды. В этой дея-

тельности человек и сам совершенствуется в физическом, умствен­ном, нравственном, эстетическом и других отношениях, поскольку правильно организованный труд тесно связан со всеми сторонами человеческой жизни, практически включает человека в формирова­ние нравственных, эстетических, экономических и других условий

его жизни.

Воспитательная сила труда заключается в наибольшей степени

в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новой или новых потребностей. Они могут быть заключены в самом труде, в его результатах или в том, что может дать человеку его результат (на что может обменять человек результат своего труда). Следова­тельно, мотивом труда в отличие от мотивов других видов дея­тельности является получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. «Отодвинутость» мотива от самой дея­тельности требует волевых усилий для ее выполнения, связана с целенаправленным ее планированием, предвосхищением результатов, постоянным самоконтролем за ходом процесса и его промежуточ­ными результатами. Этого не требует от человека ни игра, ни

учение.

Если результат труда перестает быть потребностью для чело­века, то и сам труд становится для него иным: он воспринимается как некая обязанность, только выполнив которую можно от нее освободиться. Нравственное воздействие такого труда перестает

быть положительным.

Компенсацией силы, разрушающей нравственную ценность

труда, в котором всегда есть элемент принудительности, выступа­ет природный альтруизм человека, его стремление сделать что-то полезное для других. У истоков этого качества, вероятно, ин­стинкт самосохранения: как одно из самых слабых существ при­роды человек мог выжить в борьбе за существование, лишь объ­единившись в сообщества, в которых каждый заботился обо всех и все - о каждом. С другой стороны, развитие цивилизации при­вело к появлению потребности в признании успехов индивида другими. Таким образом, эгоистическое стремление к удовле­творению своих потребностей и признанию своего труда вместе с альтруистическим стремлением отдать часть себя другим удер­живает труд на уровне средства, положительно влияющего на формирование личности в условиях его несвободы (товарного производства). Конечно же, мера этой несвободы должна уравно­вешиваться удовлетворением личной заинтересованностью ре­зультатами труда.

Очевидно, самым существенным в психологии труда является

признание его результатов обществом или референтной группой и 229

обеспечение благодаря ему устойчивого статуса или положитель­ного изменения статуса индивида в системе общественных отно­шений. Стремясь к этому, человек, в том числе и ребенок, может целенаправленно выполнять однообразную и трудную работу длительное время: ведь цель этой работы не только в самом ре­зультате труда, его значимости для работника, но и в его значи­мости для других. Так, ребенок может длительное время собирать из мелких деталей игрушечный дом, до значительной степени ус­талости помогать убирать комнату, с удовольствием вскапывать почву и делать грядку. Главное условие этого - уверенность в значимости результата деятельности, в признании его взрослыми. Для выполнения такого труда необходимы концентрация внима­ния, волевое усилие, преодоление физических и психологических трудностей, что и способствует совершенствованию личности. Понимание этого дало основание известному промышленнику Генри Форду сделать утверждение: «Я не мог до сих пор устано­вить, чтобы однообразная работа вредила человеку. Салонные эксперты, правда, неоднократно уверяли меня, что однообразная работа действует разрушительно на тело и душу, однако наши исследования противоречат этому»1. Дело, очевидно, в том, что Г. Форд заботился не только о повышении производительности труда рабочих, но и об их благосостоянии, обеспечивая им луч­шее положение по сравнению с рабочими предприятий других промышленников.

Человек не может удовлетворить всех своих потребностей, вы­полняя один какой-то вид труда. Если же он выполняет почти ис­ключительно одну работу, то в этом случае ему приходится обме­нивать ее результаты на результаты труда других людей. В ре­зультатах своего труда человек видит не только эти результаты, но и то, что для него связано с ними, те следствия, которые могут быть выведены из его труда. Поэтому интерес к своему труду мо­жет быть обусловлен как потребностью в производимых продук­тах, так и потребностью в тех продуктах и условиях, которые сам человек создать не может, но может получить взамен результатов своего труда. Более того, человек даже в процессе любимого тру­да создает продукты по большей части не для себя, а иногда и все не для себя.

В этом проявляется, в частности, общественный характер тру­да, порождающий особое психологическое отношение к самому процессу и к его результатам по сравнению с другими видами дея­тельности - игрой, учением, общением. Тот труд, который К.Д.Ушинский назвал свободным, может быть внешне, формаль-

1 Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. - М., 1989.-С.91.

но и несвободным, будучи тем не менее свободным фактически, поскольку обеспечивает свободу личности, удовлетворение ее ин­тересов и потребностей пусть и не прямо через результаты, полу­чаемые в ходе его процесса, а косвенно - в результате обмена ре­зультатов своего труда на необходимое для удовлетворения своих потребностей. Можно отметить в этом плане, что К.Д.Ушинский свободу труда видел в том, что «...человек сам принимается за не­го по сознанию его необходимости»1.

Значит, труд может быть и неинтересным, и трудным (и даже обязательно труден настоящий труд), но если человек сам в соб­ственных интересах сознательно принимается за него, то он, очевидно, свободен и имеет положительное воспитательное зна­чение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.