Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками




Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке с целью проверки и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, кото­рые организуются с учащимися во внеурочное время с целью ос­воения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к нравственно-эстетическим ценностям, политике, труду и др.Их можно назвать воспитательными играми. Так, в начальных классах с детьми разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки до­машних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр, проводят игры-практикумы по освоению «техники» жестов,

обращений, разговора по телефону и т.д.

Считать, что в средних классах подростки не нуждаются в подобного рода игровом тренинге, нет оснований. Многое они не успели освоить в начальных классах, появляется немало и новых затруднений в общении с миром, научиться преодолевать которые легче всего в игре. Поэтому и в подростковых классах, особенно в V-VI, еще весьма уместно проведение игр, в которых школьники учатся разговаривать по телефону и приветствовать старших, ока­зывать помощь нуждающимся и общаться со сверстниками, вести себя вежливо и с достоинством в различных ситуациях.Ко всему этому добавляются игры профориентационные, игры эстетической направленности, игры с идейно-политическим содержанием и др. Естественно, каждая игра оказывает комплексное воздействие на ее участников: способствует развитию в умственном, физическом, трудовом, нравственном и эстетическом отношениях, но какое-то из направлений может быть преобладающим. По форме это те же игры-соревнования, имитации, драматизации, но проводятся они во внеурочное время и наполнены неучебным содержанием. Так, например, в целях экономического воспитания учащихся VIII-XI классов во внеурочное время с ними может быть проведена игра

«Чистый воздух нашего города». В этой игре одновременно могут участвовать учащиеся VIII,IX, Х и XI классов: восьмиклассники выясняют источники загрязнения воздуха, девяти- и десятиклассни­ки анализируют характер вреда, приносимого природе и человеку различными источниками, а самые старшие - разрабатывают сис­тему мер по решению проблем очистки воздуха, используя знания по физике, химии, экономике и др.

Естественно, подобная игра рассчитана на выполнение значи­тельных по трудности и времени заданий и может быть завершена масштабной конференцией, выпуском газет, журналов, сборников ученических докладов и сообщений. Здесь проявляется тесная связь игры с трудом.

В целях эстетического воспитания используют театральные игры: кукольный театр, драматизации сказок, художественных произведений.

Значительно большее распространение, чем в младшем школь­ном возрасте, получают у подростков игры спортивные: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и др. В младшем школьном возрасте дети играют в них меньше, потому что еще не способны к длитель­ному физическому напряжению и не могут еще в полной мере со­блюдать правила игры.Их деятельность еще почти полностью под­ражательная, и игра в футбол, например, для ребенка этого возрас­та пока лишь выполнение роли футболиста. Для подростков и старших школьников по мере взросления игры подвижные (спортивные) все больше приближаются к спорту с его вполне оп­ределенными правилами.

Большое распространение в средних и старших классах полу­чили профориентационные игры. В.А.Ященко выделяет шесть их разновидностей:

1) проблемно-поисковые, фактически не затрагивающие во­просы выбора профессии и профессиональной подготовки, но развивающие внимание, смекалку, умение действовать в различ­ных ситуациях и способствующие самопознанию;

2) отражающие отдельные аспекты профессиональной деятель­ности, знакомящие с особенностями конкретных профессий (типа «Универмаг»);

3) моделирующие сам процесс выбора профессии, помогающие осмыслить процедуру профессионального выбора (типа «Профконсультация»);

4) ценностно-ориентационные (типа «Мой профессиональный идеал»);

5) воспроизводящие важнейшие стороны жизненного уклада более древних культурно-исторических эпох (типа «Ремесла», «Одежда»);

6) моделирующие процесс организации профессиональной ра­боты в школе, в отрасли, в стране и воспроизводящие противоре­чия между различными звеньями системы (типа «Кабинет профориентации»).

В проведении профориентационной игры (равно как и игры другой направленности) можно выделить четыре этапа:

1. Подготовительный: выявление актуальности и заинтересовывание участников игры, разработка и усвоение правил, выявле­ние особенностей участников и качеств личностей, которые нуж­но корректировать, распределение ролей и заданий. Для этого используются простые диагностические методики, викторины, задания, подытоживаются результаты наблюдений и др.

2. Процессуальный (собственно игра): выполнение действий по сценарию игры.

3. Рефлексивный: коллективное обсуждение проведенной игры, индивидуальный анализ профессионального смысла закончив­шейся игровой деятельности.

4. Постигровой этап: перенос смысла игровой деятельности на повседневную действительность, самонаблюдения учащихся, изу­чение профессии, беседы, упражнения1.

В последние годы в нашей стране получают распространение терапевтические игры, т.е. игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков обще­ния и облегчения или даже устранения некоторых физических и фи­зиологических аномалий. Их эффективность в дошкольном и школьном возрасте очень велика. Используются они и в работе со взрослыми. Американский психотерапевт Г.Л.Лэндрет отмечает, что игровая терапия эффективна при решении самых разнообраз­ных детских проблем, в том числе и таких, как затруднение в чте­нии, отставание в речевом развитии, неуспеваемость детей, стрессы и тревожность, агрессивное поведение, лечение заикания и др.

Занятия по игротерапии проводит психотерапевт, но методи­кой и техникой игровой терапии может овладеть и учитель^. Следует только помнить, что игротерапия, как и психотерапия вообще - это специальные области научной и профессиональной деятельности. В педагогике, в воспитании можно использовать отдельные элементы, некоторые доступные методы в несложных случаях отклонений развития ребенка от нормы. Пытаться же переносить в воспитание в полном или почти полном виде идеи, принципы и методы психотерапии бесперспективно и опасно (это достаточно хорошо показано в работах известного амери-

1 См.- Ящепко В А. Игра и выбор профессии: Методическое пособие - М, 1990. См -.Лзчдрет Г.Л Игровая терапия-Искусство отношений -М, 1994 -С.47.

канского психотерапевта К.Роджерса (см., например: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. -С. 333-358).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.