Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях. 1. Попробуйте построить генеалогическое древо своей семьи




1. Попробуйте построить генеалогическое древо своей семьи. Мы ведь с вами не согласны с тем, что только аристократия может гордиться своими корнями? Разве наши пращуры не заслужили того, чтобы их потомки не уподобились «Иванам, родства не помнящим»?

Не хочется, очень не хочется пророчествовать, но все же выскажу предположение, что многие из тех, кто по­пытается это задание выполнить, не сумеют проникнуть в историю своего рода больше, чем на три поколения... Вы не согласны? Докажите несправедливость предположения автора и он с радостью принесет извинения... Полагаю, что ваши близкие, если вы обратитесь к ним за помо­щью, только обрадуются вниманию к прошлому семьи и охотно вам эту помощь окажут.

2. Попытайтесь проанализировать, что вы унаследова­ли от своих родителей и прародителей. Воспользуйтесь пред­ставленным в тексте перечнем свойств, которые могут передаваться генетически. Особенно обратите внимание на задатки к определенным видам деятельности.

3. Как решается и как может быть решена рассматривае­мая в статье В.П. Кащенко (см.: раздел «Проблемно-анали­тический материал») проблема воспитания «даровитых де­тей» в современной школе? Разработайте краткие рекомен­дации для образовательных учреждений о работе с детьми, обнаружившими особые способности. При разработке та-

ких рекомендаций вам поможет ваш собственный школь­ный и вузовский опыт.

4. Как вы понимаете декларированный Е.С. Левицкой принцип «школа не перевоспитывает»^ Если вы согласны с этим принципом, то предложите краткие педагогичес­кие нормы-правила, выполнение которых обеспечило бы реализацию этого принципа.

5. Напишите рецензию на приведенные в разделе «Про­блемно-аналитический материал» фрагменты работы П.Ф. Каптерева «Образовательный процесс как выраже­ние внутренней самодеятельности организма».

6. Вспомните о собственных попытках (вероятно нео­днократных!) заняться самовоспитанием и напишите не­большое сочинение-эссе об одной из попыток. Желатель­но, чтобы в сочинении была выдержана следующая логи­ка: что побудило (кто побудил) к самовоспитанию, к ка­ким выводам привел самоанализ, какие были приняты самообязательства, какие приемы и средства использова­лись, как долго вы шли к цели и...куда (к чему) в итоге пришли. Если вы расскажете обо всем в юмористическом ключе, то это не только никто не осудит, но и... Извест­но, что юмор — непременный атрибут высокоразвитого интеллекта; вспомните, кстати, что ответственно за юмор левое полушарие мозга, и оно же, обеспечивает реализа­цию интеллектуальной функции. Так что, деликатная са­моирония — это еще одно ваше достоинство!

7. Надо полагать, что вам был бы чрезвычайно призна­телен Буратино, если бы вы помогли ему проанализиро­вать его достоинства и недостатки, сформулировать само­обязательства и наметить программу их реализации. Выпол­няя задания по предыдущей теме, вы уже выявили его по­ловозрастные особенности, сравнили их с соответствую­щими особенностями Мальвины — так, глядишь, на ра­дость детям у «Золотого ключика» появится продолжение. Впрочем, если вам по каким-либо причинам несимпати­чен этот персонаж, вы можете избрать любой другой..

8. Попробуйте совместно (в группе) сформулировать и написать: а) правила для начинающих заниматься само-

воспитанием; б) рекомендации для них. Вы, безусловно, понимаете, что правила отличаются от рекомендаций сте­пенью обязательности исполнения.

9. И последнее традиционное задание: в схеме «Мето­ды, приемы, средства деятельности по самовоспитанию» есть много сравнительно новых понятий — в текст посо­бия намеренно не введены их дефиниции. Выполнить эту работу придется — увы! — вам. А почему, собственно, «увы»? Ведь известно, что составление словаря - это такая гим­настика ума, с которой никакая математика не сравнится. А еще и развитие речи! А еще и возможность вникнуть в проблему, хорошо в ней разобраться, прочно сохранить в памяти!.. Ну и, конечно, возможность избавить себя от необходимости запоминать неудобоваримые вербальные конструкции, которые старается построить едва ли не каж­дый автор дефиниций, надеясь, очевидно, что его не пой­мут, а потому и не уличат в, скажем так, ненаучности. Итак, ваш краткий педагогический словарь пополняется!

• ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)

И.А. Донцов,

философ

Самовоспитание личности (1984 г.)

«Процесс самовоспитания, самосовершенствования в индивидуальном развитии личности неизбежно, законо­мерно начинается в период подросткового возраста. Именно в этом возрасте у человека обостряется внимание к свое­му духовному миру, возникает стремление и активизиру­ются поиски возможностей к самовыражению и самоут­верждению, проявляется особый интерес к самопозна­нию, самоиспытанию. Собственно, начинается бурный процесс самовоспитания, который охватывает все сторо­ны духовной жизни личности. Это накладывает печать на отношения подростка к другим людям и к себе самому. Учеба, чтение, труд, дружба, самообразование, отноше­ние к родителям, учителям, сверстникам — все протекает под влиянием этого процесса. (...)

Начавшись в подростковом периоде развития личнос­ти, процесс самовоспитания, по-видимому, не у каждого человека достигает уровня высокого развития, становит­ся систематическим. У некоторых он остается на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативного самовоспитания». Но так или иначе, возникнув, самовос­питание в той или иной форме сопровождает личность в течение всей ее жизни. (...)

Стремление человека к самовоспитанию порождается общественной жизнью, воспитанием, собственной дея­тельностью индивида, а не какими-либо сверхъестествен­ными силами. Но сформировавшись в обществе, оно, не­зависимо от того, как его происхождение понимают и объясняют люди, становится атрибутом сознательного от­ношения человека к самому себе»"3.

"3 Донцов И.А. Самовоспитание личности: Философско-этические про­блемы. - М., 1984. - С. 57-60.

Н.П. Дубинин,

академик, генетик

Генетика и педагогика (1983 г.)

«Научное решение вопроса о том, детерминированы ли генетически личностные свойства человека или они формируются в нем по мере активного включения его в сферу общественных отношений, имеет важное значение для педагогики.

Как известно, наиболее пластичны, особо восприим­чивы к воспитательным воздействиям дети. И это, види­мо, не случайно. Именно в период детства осуществляется морфофункциональное (биологическое) развитие человека и усвоение им социального опыта. Совпадение оптималь­ных сроков восприятия социальной программы и биоло­гического развития еще раз свидетельствует о наличии диалектического единства социальной и генетической про­грамм в человеке. Период детства, или, точнее, период достижения социальной зрелости разделяется на ряд эта­пов - грудной, ясельный, дошкольный, школьный и т.д., каждый из которых обладает некими оптимальными воз­можностями для обретения ребенком социальных качеств.

Еще на эмбриональной стадии усиленно развивается мозг, в нем очень рано устанавливаются нейронные связи. Функции и структура мозга новорожденного позволяют ему вступить в общественную жизнь. В течение первого года жизни ребенка вес его мозга увеличивается с 300 г до 1 кг. В целом на постнатальный период падает более 80% роста и развития нижнетеменной области. Эта область мозга увеличивается только при наличии разнообразных соци­альных контактов ребенка. Поля лобной и височной долей развиваются на протяжении более длительного времени, кора мозга — всю жизнь.

К двум годам ребенок овладевает речью, что свиде­тельствует об огромных сдвигах в его психике, завершаю­щихся формированием сознания. (...)

Темпы биологического и социального развития в он­тогенезе неодинаковы. Кроме того, каждый из этих про­цессов протекает неравномерно. Периоды ускорения раз­вития сменяются периодами его замедления... Каждая из способностей человека формируется в определенном воз­расте, например ходьба — в 1 год, речь в два года. Соот­ветственно и действие разных социальных факторов (на­пример, воспитания и образования) также неравномерно на разных возрастных этапах.

Оптимальные сроки (сензитивные периоды) развития определенных психических функций, обеспечивающих успешную социализацию человека, связаны с соответству­ющей организацией биологической основы этих функций, т.е. предполагают необходимый уровень морфофункцио-нального развития, и прежде всего мозга, гормональных воздействий и т.д.»114.

«Развитие генетики человека, установление фактов су­щественного влияния биологических особенностей на струк­туру индивидуальности не дают основания отрицать, что человек как личность формируется в системе определенных общественных отношений. При этом важно помнить, что хотя в эмбриогенезе и в момент рождения человек есть не больше, чем особого вида животное, целиком подчиненное законам биологии, его биология — человеческая. Человечес­кое дитя рождается с такой генетической программой, ко­торая обеспечивает его готовность к вступлению в социальную форму движения материи. Это касается строения мозга, го­тового к развитию мышления, гортани - для членораздель­ной речи, наличия рук, анатомических черт и т.п. И если эти возможности не будут реализованы в общественно-тру­довых отношениях, человек на всю жизнь останется на уровне существования особого вида животного»115.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.