Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен




ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ФАКТОР ЕГО РАЗВИТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ СОСТАВЛЯЮТ ДВЕ СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ, ДВА СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Деятельность и общение достаточ­но подробно рассматриваются в курсе «Общая психология». Здесь же мы пред­лагаем Вам воспроизвести в памяти основные положения теории деятель­ности и общения и определить их зна­чение как важнейших факторов раз­вития и социализации человека.

Важнейшим основанием онтологии и антропологии является признание человека существом имманентно спо­собным к деятельности, при этом деятельность рассмат­ривается как форма бытия и способ существования и раз­вития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (вклю­чая его самого) в соответствии с его потребностями, це­лями и задачами.

 

К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Онтология (от греческого ontos — су­щее и logos — понятие - учение о бытии, принципы бытия, его струк­тура и закономерности.

 

 

Естественное состояние человека — состояние деятель­ности. Пока человек живет, он постоянно участвует в са­мых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебно-познавательной, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой...

Существуют различные классификации видов деятель­ности;

• в социологии принято выделять трудовую, общест­венно-политическую, художественно-творческую, науч­ную и т.д.;

• педагогика в качестве ведущих видов деятельности определяет трудовую, учебную, игровую;

психология — изучает деятельность, связанную с пси­хическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыс­лительная и др.)

Выступая как форма бытия и способ существования че­ловека, деятельность:

обеспечивает создание материальных ус­ловий жизни человека, удовлетворение ес­тественных человеческих потребностей;

• становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

• является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;

• создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реали­зации его социальных интересов;

• является источником и критерием на­учного познания, самопознания и са­моразвития;

• обеспечивает познание и преобразование окру­жающего мира.

• ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Предметность — она подчиняется, уподобляется свой

-А Л ствам и отношениям преобразуемого в процессе дея­тельности объективного мира120.

120 См.: Давыдов В.В. О месте категории деятельности в современной те­оретической психологии // Давыдов В.В. Деятельность: теории, мето­дология, проблемы. — М., 1990. — С. 151.

Социальность — деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обме­ну ее продуктами, информацией, к согласованию инди­видуальных целей и планов, к взаимопониманию.

Сознательность - в процессе организации и осуществ­ления деятельности «сознание выполняет разнооб­разные функции: информационную, ориентирующую, це-леполагающую, мотивационно-побудительную, регулиру­ющую и контролирующую»121.

• Психологи различают также деятельность:

В

нешнюю - чувственно-предметную, матери­альную деятельность.

Внутреннюю - деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, иначе - идеальную деятельность сознания122.

Различают, но не противопоставляют:

А.Н. Леонтьев в этой связи отмечал, что «происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществля­ющий практическое преобразование вещественных пред­метов, все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложнейших умственных действий; в то же время труд современного исследователя - деятельность специально познавательная, умственная par excellence — все более наполняется процессами, которые по форме сво-гй являются внешними действиями»123.

121 БуеваЛ.П. Человек, деятельность и общение. — М., 1978. — С. 103—104.

122 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. — М., 1983. — Т. 2. — С. 148-152.

123 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. — М., 1983. — С. 152.

• Структура человеческой деятельности124 (по А.Н. Леонтьеву)

Рисунок 13

В ВАШ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»:

ПОТРЕБНОСТЬ — состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и высту­пающее источником его активности, организующее и на­правляющее познавательные процессы, воображение и по­ведение.

МОТИВ (от лат. movere - приводить в движение, тол­кать) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, ко­торой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.

124 См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антро­пологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М., 1995. — С. 132.

Ц

ЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого резуль­тата, на достижение которого направлена деятель­ность человека. /

ЗАДАЧА - данная в определенных условиях цель дея­тельности125, которая должна быть достигнута преоб­разованием этих условий.

ДЕЙСТВИЕ - единица деятельности, «произвольная преднамеренная опосредованная активность, направ­ленная на достижение осознаваемой цели»126.

ОПЕРАЦИЯ - способ осуществления действия, опре-. деляемый условиями данной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.