Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль усвоения темы занятия. Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия




Лабораторная работа

Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия

Типовой билет входного контроля

1. Общее определение кислот Бренстеда;

1) содержат карбоксильную группу;

2) окрашивают лакмус в красный цвет;

3) отщепляют протон в присутствии оснований;

4) взаимодействуют с растворами щелочей.

2. Установите соответствие:

Кислота Формула

1) ОН-кислота Бренстеда А) СН3СООН В) С2H5SC2H5

2) кислота Льюиса Б) FeCl3 Г) C2H5Br

3. Наиболее сильная кислота в растворе

1) СН3ОН;

2) С2Н5ОН;

3) (СН3)2СНОН;

4) Н2О.

4. Факторы, оказывающие влияние на стабильность сопряженных оснований (анионов)

1) влияние растворителя;

2) электронные эффекты заместителей;

3) электроотрицательность элемента в кислотном центре;

4) стабилизация аниона за счет сопряжения.

5. Соединения, образующие межмолекулярные водородные связи

1) С6Н13ОН;

2) С6Н5SН;

3) СН3СН2ОСН3;

4) СН3СН2СООН.

1. Кислотность органических соединений по Бренстеду-Лоури (ОН, SH, NH, CH-кислоты). Примеры.

2. Основность органических соединений по Бренстеду-Лоури (аммониевые, оксониевые, сульфониевые и p-основания).

3. Кислотность и основность по Льюису.

4. Принцип жестких и мягких кислот и оснований (ЖМКО).

Опыт 1. Образование фенолята натрия и разложение его кислотой

В пробирку поместите несколько капель воды, кристалл фенола и встряхните. К возникшей мутной эмульсии добавьте по каплям 10% раствор гидроксида натрия до образования прозрачного раствора. Напишите уравнение реакции получения фенолята натрия. Добавьте несколько капель соляной кислоты к раствору фенолята натрия. Что при этом наблюдается? Напишите уравнение происходящей реакции.

Опыт 2. Основность алифатических и ароматических аминов

В две пробирки внесите по 2 капли воды. Затем в первую поместите каплю анилина, а во вторую – каплю диэтиламина, и взболтайте. Сравните растворимость этих аминов в воде. По 1 капле содержимого каждой пробирки нанесите на полоску универсальной индикаторной бумаги или красного лакмуса. Определите рН растворов анилина и диэтиламина.

Образец билета выходного контроля

1. Дайте определение понятий «кислотность» и «основность» по Бренстеду-Лоури.

2. Расположите следующие спирты в ряд по уменьшению кислотности: метиловый, трет -бутиловый, изопропиловый. Обоснуйте свой ответ, основываясь на стабильности соответствующих анионов.

Вопросы и упражнения для аудиторной работы

1. Расположите в ряд по уменьшению кислотности следующие соединения:

а) этанол, этантиол, этиламин;

б) фенол, п -нитрофенол, п -аминофенол;

в) этанол, пропанол-2, метанол, 2-метилпропанол-2.

Обоснуйте решение, исходя из стабильности анионов.

2. Глицерин взаимодействует с гидроксидом меди (II), а пропанол-1 – нет. Дайте объяснение различию в кислотности и напишите схему реакции.

3. Сравните основность каждой из следующих групп соединений:

а) аммиак, анилин, дифениламин, трифениламин;

б) анилин, п -аминофенол, п -аминобензойная кислота;

4. Чем больше основность простых эфиров, тем легче они расщепляются под действием сильных минеральных кислот. Какое соединение расщепляется легче – диэтиловый эфир или фенилэтиловый эфир (фенетол)?

5. Укажите в молекуле α-аминокислоты тирозине кислотные центры и определите порядок уменьшения их кислотности.

6. В качестве первого антидота при отравлениях соединениями мышьяка был предложен 2,3-димеркаптопропанол. Какие кислотные центры в его молекуле преимущественно участвуют в образовании солей мышьяка?

7. Ощущение сладкого вкуса возникает при одновременном наличии в соединении слабых кислотного и основного центров, находящихся на определенном расстоянии друг от друга и образующих водородные связи с вкусовыми рецепторами. Укажите кислотные и основные центры в молекуле 5-нитро-2-пропоксианилина, который слаще свекловичного сахара в 3100 раз.

7.5 Подведение итогов занятия

7.6 Задание на дом: Биологически важные реакции карбонильных соединений

Место проведения самоподготовки: читальный зал и др.

Литература: [1], [2], [3].

Занятие №4

Биологически важные реакции карбонильных соединений

1. Актуальность темы. Альдегиды и кетоны(карбонильные соединения) широко распространены в природе, многие используются при синтезе лекарственных средств и лечебных препаратов (ретиналь, камфора). Изучение механизмов нуклеофильного присоединения в оксосоединениях дает возможность прогнозировать химические превращения альдегидов и кетонов в организме человека. Так, имины (продукты взаимодействия аминов с альдегидами и кетонами) являются промежуточными продуктами во многих ферментативных процессах, например в биосинтезе α-аминокислот.

2. Учебные цели. Сформировать знания о биологически важных реакциях карбонильных соединений.

3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы.

Вопросы для самоподготовки

1. Электронное строение карбонильной группы.

2. Реакционные центры в молекулах альдегидов и кетонов.

3. Химические свойства альдегидов и кетонов: присоединение спиртов, тиолов, воды, циановодородной кислоты, аминов, гидразинов и их производных.

4. Реакции конденсации, общий механизм альдольного присоединения. Кротоновая конденсация.

5. Окисление альдегидов гидроксидом диамминсеребра и гидроксидом меди (II). Восстановление альдегидов и кетонов гидридами металлов

6. Реакции диспропорционирования (Канниццаро).

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 2 академических часа.

6. Оснащение рабочего места:

6.1Посуда и приборы:

Штатив с пробирками, пипетки, спиртовка, спички, держатель для пробирок. на группу

6.2. Объекты исследования:

Формалин, 1% раствор ацетона. на группу

6.3. Реактивы:

10% Раствор NaOH, 0,2% раствор CuSO4, разбавленный раствор нитропруссида натрия, раствор йода. на группу

7. Содержание занятия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.