Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства мы видели, что каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике,то есть в развитии




КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА

Мы видели, что каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике,то есть в развитии. Поэтому можно сказать, что у него есть прошлое ибудущее. Будущее неразрывно связано с нашими стремлениями и целью, тогда какпрошлое указывает на характер неполноценности или неадекватности, которую мыстараемся преодолеть. Вот почему комплекс неполноценности нас большеинтересует в начале, в то время как комплекс превосходства нас интересует вего динамике, развитии. Более того, эти два комплекса естественным образомсвязаны. Нас не должно удивлять, если в случае, в котором мы рассматриваемкомплекс неполноценности, мы обнаруживаем более или менее скрытым комплекспревосходства. С другой стороны, если исследуем комплекс превосходства вдинамике, мы всякий раз находим более или менее скрытый комплекснеполноценности.Необходимо уяснить, что слово "комплекс", которое мы употребляем вотношении неполноценности и превосходства, отражает прежде всегопреувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству. Если мыпосмотрим на вещи таким образом, это снимет кажущийся парадокс о двухпротивоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно,что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняютдруг друга. Если мы удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должнобыть места для стремления превосходить и добиваться успеха. Поэтому, ввидутого, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств, онине более противоречивы, чем обычные чувства. Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именнооно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь -- этодостижение цели или формы, а стремление к превосходству -- это движущая силадля достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал,который может найти. Рассмотрим для примера ленивых детей. Недостаток у нихактивности, отсутствие интереса к чему бы то ни было могут создать у насвпечатление полного отсутствия у них движения. Но и у них мы найдем желаниепревосходить других, желание, которое заставляет их говорить: "Если бы я небыл так ленив, я мог бы стать президентом". Их развитие и стремление, еслиможно так сказать, относительны. Они высокого мнения о себе и придерживаются-представления о том, что могли бы многое совершить и принести немалопользы, если бы...! Конечно же, это -- ложь, выдумка, но все мы знаем, чточеловечество очень часто удовлетворяется выдумками. И это особенносправедливо в отношении людей, которым не хватает смелости: они вполнедовольствуются фантазиями. Не чувствуя в себе большой силы, они всегда идутв обход, желая избежать трудностей. И благодаря этому бегству, благодаряпостоянному уходу от битвы, у них появляется ощущение, что они сильнее иумнее, чем это есть на самом деле. Нам известны дети, которые начинали воровать из чувства превосходства.Они полагают, что обманывая, дурача других и оставаясь непойманными, они,таким образом, становятся богаче без особых хлопот. То же чувство оченьсильно выражено у преступников, которые считают себя героями. Мы уже рассматривали эту черту с другой точки зрения, как проявлениечастной логики. Это не имеет ничего общего со здравым смыслом илиобщепринятой логикой, когда убийца думает о себе как о герое -- это егосубъективное представление. Ему недостает смелости, и он хочет так уладитьдела, чтобы увернуться от необходимости действительно решать проблемы жизни.Следовательно, преступность -- это результат комплекса превосходства, а непроявление фундаментальной и изначальной порочности. Похожую симптоматику мы наблюдаем у невротических личностей. Например,они страдают бессонницей, а на следующий день им недостает сил, чтобысправиться с требованиями дела, которым они занимаются. Им кажется, чтоиз-за бессонницы у них нельзя требовать безупречной работы, так как они не всостоянии справиться с тем, что могли бы исполнить. Они жалуются: "Вот еслибы я выспался, я бы вам показал!" Нечто подобное происходит с депрессивными личностями, которых мучаетчувство тревоги. Тревога делает их тиранами. Фактически, они используют своютревогу, чтобы управлять другими: с ними постоянно кто-нибудь долженнаходиться, их нужно сопровождать повсюду, куда бы они не направлялись и такдалее. Близкие вынуждены строить свою жизнь, подчиняясь требованиямдепрессивного человека. Депрессивные и больные люди всегда являются центром внимания в семье.Таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. Онибеспрестанно жалуются, что чувствуют слабость, теряют в весе, и прочее, нонесмотря на это, они сильнее всех остальных. Они подавляют здоровых людей --факт, который не должен нас удивлять, так как в нашей культуре болезнь можетдавать определенную силу и власть. (И если бы мы задались вопросом, ктосильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить - младенцы.Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными.) Давайте рассмотрим связь между комплексами превосходства инеполноценности, взяв для примера проблемного ребенка с комплексомпревосходства: дерзкого, самонадеянного и драчливого. Мы обнаружим, что онхочет казаться более значительным, чем он есть на самом деле. Все мы знаем,как дети со вспыльчивым характером, желая контролировать других, внезапнонападают на них. В чем причина их неуравновешенности? Дело в неуверенности всвоей силе. Они чувствуют свою неполноценность. В драчливых, агрессивныхдетях мы всякий раз обнаруживаем комплекс неполноценности и желание егопреодолеть. Все равно, как если бы они пытались приподнять самих себя заволосы, чтобы казаться больше, и таким простым способом достичь успеха,уверенности и превосходства. Для этих детей необходимо найти методы лечения Они действуют такимобразом, потому что не видят причинно-следственных связей, не понимаютестественного порядка вещей. И за это их нельзя осуждать, так как всякийраз, отвечая на вопросы, они будут упрямо давать понять, что чувствуют своепревосходство, а не неполноценность. Поэтому нам необходимо в дружескойформе объяснить им нашу точку зрения и постепенно помочь им уяснить ее. Если человек пускает пыль в глаза, то это только потому, что ончувствует неполноценность и не ощущает в себе достаточно сил для того, чтобысостязаться с другими в чем-то полезном. Вот почему он продолжает заниматьсябесполезными вещами. Его отношения с обществом не являются гармоничными, онне адаптирован социально и не знает, как решать социальные проблемы жизни.Поэтому, исследуя его детство, мы зачастую узнаем о непрекращающихся стычкахмежду ним и его родителями и учителями. Необходимо глубоко разобраться впричинах такого поведения и довести их до понимания детей. Ту же комбинацию комплексов неполноценности и превосходства мыобнаруживаем у больных неврозом. Часто невротик выказывает свой комплекспревосходства, напрочь не замечая свой комплекс неполноценности. Если в семье среди детей есть любимец, то у всех остальных мыобязательно находим комплекс неполноценности и стремление к превосходству.Пока их интересы касаются не только их самих, но и других людей, они решаютудовлетворительно жизненные проблемы. Но если их комплекс неполноценностинабирает силу, их жизнь становится подобной существованию в стане врагов:они всегда настороже в стремлении соблюсти свои интересы, интересы же другихдля них не существуют, а следовательно, и законы здравого смысла. Их подходк проблемам жизни в обществе не способствует их разрешению. И, стремясьоблегчить себе жизнь, они избирают путь бесполезного существования. Вдействительности, с точки зрения разрешения проблем, это ложная легкость;однако поддержка других дает им ощущение облегчения. Они подобны нищим,живущим на чужой счет. Их комфорт покоится на эксплуатации чужих слабостей спомощью невроза. По-видимому, это общее человеческое свойство -- это касается как детей,так и взрослых, -- что, когда они чувствуя себя слабыми, их чувство общностиугасает и они начинают стремиться к превосходству. Их способ разрешенияжизненных проблем направлен на достижение личного превосходства и никак неучитывает жизнь общества. Пока человек, стремясь к превосходству, умеряетсвой пыл общественными интересами, его действия приносят пользу и егоактивность конструктивна. Когда же его чувство общности приглушено, онтеряет способность реально решать жизненные проблемы. Как мы уже говорили, ккатегории таких людей можно отнести проблемных детей, душевно больных,преступников, склонных к самоубийству и т. п. В заключении нашего изложения общей идеи комплексов неполноценности ипревосходства, мы не можем не сказать несколько слов о них применительно кнормальным людям. Как мы уже говорили, чувство неполноценности есть укаждого человека. Оно не является психическим расстройством, но, напротив,стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие. Патологическим же эточувство становится только тогда, когда в человеке побеждает чувствонеадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает егодепрессивным и неспособным к развитию. В такой ситуации комплекспревосходства может стать одним из методов избежать своих трудностей.Человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим, чем он есть насамом деле, и этот фальшивый успех компенсирует чувство неполноценности,ставшее для него невыносимым. У нормального человека нет ни тени комплексапревосходства. Конечно же, он стремится превосходить других в том смысле,что всем нам не чужды амбиции и желание добиться успеха, но пока этостремление выражается в работе, оно не ведет к ложным оценкам, лежащим воснове душевных расстройств.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.