КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические подходы к оценке конкурентоспособности товаровОбеспечение конкурентоспособности товаро и услуг на требуемом уровне предполагает необходимость ее количественной оценки. Оценка конкурентоспособности продукции имеет целью создание цифровой математической модели, заменяющей реальную продукцию в процессе ее изучения. В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам: 1. Принцип противоположности целей и средств субъектов рынка. В процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы и потребителей и производителей. 2. Принцип учета особенностей различных сегментов рынка. Конкурентоспособность продукции на разных сегментах потребительского рынка является различной. Потребители на рынке по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. 3. Принцип нестабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований. Конкурентоспособность продукции — это понятие относительное, четко привязанное не только к конкретному рыночному сегменту, но и к определенному моменту времени. При неизменности качественных и стоимостных характеристик продукции ее конкурентоспособность может меняться в довольно широком диапазоне. 4. Принцип преимущественно рационального поведения субъектов рынка. Поведение каждого из субъектов рыночных отношений можно рассматривать как серию взаимосвязанных рациональных действий с заранее определенной целью. Суть этих действий состоит в том, что субъект выбирает рациональные цели только в соответствии с его естественными и разумными социальными потребностями, тщательно рассчитывает оптимальный путь к удовлетворению потребностей. 5. Принцип интегральности, обеспечивающий углубление и конкретизацию связей между факторами конкурентоспособности; 6. Принцип комплексности, предполагающий выявление различных составляющих конкурентоспособности товара и факторов, оказывающих на нее влияние; 7. Принцип диалектичности, подразумевающий рассмотрение совокупности факторов в развитии. Конкурентоспособность – это комплексное и относительное понятие, поэтому не может существовать единственного абсолютного показателя конкурентоспособности. Необходима система показателей, с разных сторон характеризующих покупательские требования к товарам. Частные качественные показатели агрегируются в общий. Итоговый показатель конкурентоспособности – всегда относительная величина, рассчитанная на основе сравнения характеристик товара с товаром-эталоном. В качестве эталона может быть выбран товар ближайшего конкурента или лидера отрасли, а также товар – образец, модулирующий потребность (агрегированный показатель среднеотраслевых характеристик) и позволяющий сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке. Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает: - установление целей оценки конкурентоспособности продукции (зависят от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д.) и выбор предполагаемых рынков сбыта (проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента); - анализ состояния рынка, объемов, структуры и факторов спроса и предложения, перспектив их изменения на соответствующий период оценки конкурентоспособности; - выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателя, оцениваемой и конкурирующей продукции. При оценке конкурентоспособности может применяться: 1. Дифференциальный подход, основанный на использовании единичных параметров анализируемого товара. При этом можно установить: достигнут ли анализируемой продукцией уровень параметров в целом. Если не достигнут, то по каким параметрам. В целом метод позволяет лишь контролировать факт конкурентоспособности продукции или наличие у нее недостатков или преимуществ по сравнению с товаром конкурентов. 2. Комплексный подход, основанный на применении комплекса групповых, обобщенных и интегральных параметров. Интегральный показатель отражает различия между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по их приобретению и использованию. Определение уровня конкурентоспособности продукции в маркетинге является решающим фактором при выводе товара на рынок. Поэтому выбор метода оценки конкурентоспособности и обоснование этого метода могут повлиять на комплексный результат коммерческой деятельности фирмы. Несмотря на то, что существует большое количество методик исследования конкурентоспособности товара, процесс их модификации и создания новых вариантов продолжается. Самым простым способом оценки конкурентоспособности товара можно считать определение степени удовлетворенности / неудовлетворенности товаром. Более традиционной методикой оценки конкурентоспособности товара является методика, основанная на учете двух групп показателей: качественных и стоимостных: , где К – интегральный индекс конкурентоспособности анализируемого товара по сравнению с эталоном; Т – сводный индекс по качественным характеристикам анализируемого товара по сравнению с эталоном; Э – сводный индекс по стоимостным характеристикам анализируемого товара по сравнению с эталоном. Если К > 1, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности эталон, если К < 1, то фирма предлагает на рынок явно неконкурентоспособный товар и необходимо изменить его технические и экономические характеристики, если К = 1 - находится на одинаковом уровне по конкурентоспособности с эталоном. Вместе с тем считается, что превышение анализируемого изделия над эталоном на 10-20% слишком мало, чтобы быть уверенным в успехе на рынке. Однако если это превышение составляет 30-50%, то считается, фирма занимает на рынке достаточно устойчивое положение. Для гарантированного вывода своего изделия на любой новый рынок фирма должна иметь по нему К > 1,4. Алгоритм определения величины К включает следующие этапы: 1. Разработка на основе информации о состоянии рынка и требованиях к товару (услуге) совокупности показателей его качества. 2. Выбор из этой совокупности важнейших параметров качества. 3. Расчет сводного индекса по качественным характеристикам анализируемого товара по сравнению с эталоном. 4. Расчет сводного индекса по экономическим характеристикам анализируемого товара по сравнению с эталоном. 5. В заключении определяется относительный индекс конкурентоспособности: , где Котн – относительный индекс конкурентоспособности анализируемого товара по сравнению с товаром конкурента; КА.И. – интегральный индекс конкурентоспособности анализируемого товара по сравнению с эталоном; КК. – интегральный индекс конкурентоспособности конкурирующего товара по сравнению с эталоном. Помимо рассмотренных методик определения конкурентоспособности существуют и другие: с использованием функции желательности, методом многокритериальной оптимизации и др., однако их использование более трудоемко и требует более сложных расчетов.
Тема 10. Управление ассортиментом 1. Ассортиментная политика фирмы. 2. Новые товары и их разработка. 3. Сервисное обслуживание клиентов.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |