Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние идеологий на развитие политической мысли




Рационально-критическое восприятие окружающего ми­ра, сменившее религиозное, утверждалось появлением идео­логий. Идеология — это система политических, правовых, нравственных, эстетических, философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

Начиная со второй половины XVII века усилиями идеологов эпохи Просвещения был подготовлен переходзападного общества к ценностям рационализма, свободы, прогресса и гражданского равенства. С этого времени политическая мысль развивается в рамках идеологий, которые предлагают новую картину мира и новую систему смыслов человеческой деятельности. Либеральная, кон­сервативная и социалистическая мысль в условиях замет­но возросших возможностей человека стремится найти более совершенные формы организации общества и госу­дарства.

Политическая теория либерализма, разработанная анг­лийскими философами Т.Гоббсом, Дж.Локком (1632— 1704) и другими мыслителями и явившаяся исторически первой формой идеологии, исходила из ценностей естест­венного права, свободы личности и, следовательно, идеи ограниченного вмешательства государства в жизнь граж­дан. Реализация идеалов свободной личности предполага­ла наличие механизма, способного обеспечить осущест­вление естественных и неотчуждаемых прав личности, или, говоря словами английского философа Дж.Локка, «права на жизнь, свободу и собственность». Таким инстру­ментом в либерализме признавалось государство. Природа и смысл государства трактовались в контексте обществен­ного договора, заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естест­венных прав. Создание государства служило гарантией равных возможностей для каждого в реализации его прав и свобод. Тем самым государство рассматривалось как торжество человеческого разума, который способен себя самоограничивать.

В дальнейшем идея приоритета прав личности над правами государства и общества была положена в основу концепции либеральной демократии, на которой форми­ровалось большинство политических режимов развитых стран. В либеральной демократии личность признается главным источником власти. Для эффективного контроля граждан за властью осуществляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, кото­рые сдерживают и уравновешивают друг друга. Правда, негативное понимание индивидуальной свободы как от­сутствие каких-либо ограничений делает в условиях соци­ального неравенства неосуществимой возможность реали­зации основных прав и свобод неимущими слоями.

(?) Подумайте и определите, что нового внес либерализм в политическую теорию?

Либеральная идея общественного договора как основы образования государства и концепция «естественных и неотчуждаемых» прав и свобод человека подвергалась критике со стороны французского мыслителя, писателя Ж.Ж.Руссо (1712—1778) и родоначальника консерватиз­ма Э.Берка.

Ж.Ж.Руссо исходил из существования некой гомо­генной (единой) воли народа. Он полагал, что существую­щее государство не представляет собой политического целого, поскольку защищает интересы частных собствен­ников. А само государство закрепляет неравенство, в котором «хищничество богачей, разбой бедняков», без­удержные страсти всех порождают «непрерывные войны». Общественный договор не меняет природы государства. «Английский народ, — утверждал Ж.Ж.Руссо, — был свободен только на протяжении одного дня, того дня, когда он избрал свой парламент. После этого народ живет в рабстве, он — ничто». И потому народ, если он желает быть свободным, не должен добровольно подпадать под ярмо процедур принятия решений, основанных на разде­лении властей. «Любой закон, который народ сам «лично» не утверждал, ничто, пустое место, он — не закон», — замечал Ж.Ж.Руссо. Общая воля может быть выражена только непосредственно самим народом (прямая демокра­тия). Каждый гражданин должен подчиняться воле боль­шинства, иначе его принудят силой быть свободным.

 

(?) Возможно ли, по вашему мнению, реализовать на практи­ке тезис Ж.Ж.Руссо о прямой демократии? Подтвердите или опровергните это положение примерами из истории.

 

Консервативная политическая мысль исходила из от­рицания идеалов индивидуализма, рационализма и про­гресса, выдвинутых эпохой Просвещения и Французской революцией 1789 г. Сторонники консерватизма утвержда­ли, что в основе окружающего мира лежит жизненное начало, неподвластное ограниченному разуму человека. Это жизненное начало выражается в системе институтов, норм, обычаев, традиций, которые обеспечивают целост­ность общества. Существующие в обществе политические институты являются отражением естественного хода со­бытий. Следовательно, для того чтобы не допустить разру­шения общества как жизнеспособной системы, не следует вмешиваться в самореализацию жизненного начала. Осно­вателем консерватизма считается Э.Берк, который сформулировал свои политические идеи в «Размышлениях о Французской революции». Он критиковал идею естествен­ного права и концепцию общественного договора, считая, что государство является результатом естественной эволю­ции.

(?) Подумайте и определите, с чем связана критика концеп­ции естественного права консервативными мыслителями?

Социалистическая политическая мысль неоднородна: она представлена как ортодоксальным, т.е. последователь­но придерживающимся какого-либо учения, мировоззре­ния, так и реформистским направлением. Ортодоксальная традиция опирается на работы К.Маркса (1818—1883), Ф.Энгельса (1820—1895), В.И.Ленина (1870—1924), кото­рые трактовали государство крайне односторонне — как орудие политического господства экономически правящего класса. Они считали, что уничтожение частной собствен­ности и разрушение буржуазного государства откроют до­рогу «в царство свободы». На смену буржуазному государ­ству должно прийти государство диктатуры пролетариата, которое подготовит почву для отмирания вообще всякого государства и замены его самоуправлением народа. Но поскольку механизм и принципы функционирования госу­дарства диктатуры пролетариата они выводили из понима­ния социализма как антикапитализма, постольку следст­вием такого подхода являлось отрицание ими достижений буржуазной демократии и либеральной политической мысли: идеи общественного договора, принципов разделения влас­тей и отделения политики от других сфер жизни общества, формирования гражданского общества и т.д. На практике реализация положений политической доктрины марксиз­ма привела к установлению тоталитарных режимов во главе с монопольно властвующими компартиями.

 

(?) Подумайте, с чем связана необходимость, согласно марк­сизму, разрушения буржуазного государства и установления диктатуры пролетариата?

 

Альтернативное, реформистское направление социа­листической политической мысли представлено идеями немецкого социал-демократа Э.Бернштейна (1850—1932), критиковавшего классический марксизм и доказывавше­го его классовую ограниченность, несоответствие новым условиям существования западного общества. А между тем это общество значительно изменилось в силу интег­рации в экономическую и политическую систему ранее

отчужденных неимущих классов, в том числе пролета­риата. Возросший уровень жизни заметно ослаблял клас­совые конфликты и позволял осуществлять преобразо­вания общества на основе реформ, а не революций. Выравнивание социально-экономических, политических раз­личий изменяет природу государства, которое теперь выступает в роли арбитра и патрона между работодате­лем и наемным работником. Так формировалась идея социального партнерства, затем перешедшая в концеп­цию социального государства. Социал-демократическая мысль смогла соединить идеи либеральной демократии с принципами социальной справедливости и равенства.

 

(?)Определите те факторы, которые не учел К.Маркс, но на обратил внимание Э.Бернштейн, что и позволило создать ему более реалистичную политическую теорию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.