КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние идеологий на развитие политической мысли
Рационально-критическое восприятие окружающего мира, сменившее религиозное, утверждалось появлением идеологий. Идеология — это система политических, правовых, нравственных, эстетических, философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Начиная со второй половины XVII века усилиями идеологов эпохи Просвещения был подготовлен переходзападного общества к ценностям рационализма, свободы, прогресса и гражданского равенства. С этого времени политическая мысль развивается в рамках идеологий, которые предлагают новую картину мира и новую систему смыслов человеческой деятельности. Либеральная, консервативная и социалистическая мысль в условиях заметно возросших возможностей человека стремится найти более совершенные формы организации общества и государства. Политическая теория либерализма, разработанная английскими философами Т.Гоббсом, Дж.Локком (1632— 1704) и другими мыслителями и явившаяся исторически первой формой идеологии, исходила из ценностей естественного права, свободы личности и, следовательно, идеи ограниченного вмешательства государства в жизнь граждан. Реализация идеалов свободной личности предполагала наличие механизма, способного обеспечить осуществление естественных и неотчуждаемых прав личности, или, говоря словами английского философа Дж.Локка, «права на жизнь, свободу и собственность». Таким инструментом в либерализме признавалось государство. Природа и смысл государства трактовались в контексте общественного договора, заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав. Создание государства служило гарантией равных возможностей для каждого в реализации его прав и свобод. Тем самым государство рассматривалось как торжество человеческого разума, который способен себя самоограничивать.
В дальнейшем идея приоритета прав личности над правами государства и общества была положена в основу концепции либеральной демократии, на которой формировалось большинство политических режимов развитых стран. В либеральной демократии личность признается главным источником власти. Для эффективного контроля граждан за властью осуществляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые сдерживают и уравновешивают друг друга. Правда, негативное понимание индивидуальной свободы как отсутствие каких-либо ограничений делает в условиях социального неравенства неосуществимой возможность реализации основных прав и свобод неимущими слоями. (?) Подумайте и определите, что нового внес либерализм в политическую теорию? Либеральная идея общественного договора как основы образования государства и концепция «естественных и неотчуждаемых» прав и свобод человека подвергалась критике со стороны французского мыслителя, писателя Ж.Ж.Руссо (1712—1778) и родоначальника консерватизма Э.Берка. Ж.Ж.Руссо исходил из существования некой гомогенной (единой) воли народа. Он полагал, что существующее государство не представляет собой политического целого, поскольку защищает интересы частных собственников. А само государство закрепляет неравенство, в котором «хищничество богачей, разбой бедняков», безудержные страсти всех порождают «непрерывные войны». Общественный договор не меняет природы государства. «Английский народ, — утверждал Ж.Ж.Руссо, — был свободен только на протяжении одного дня, того дня, когда он избрал свой парламент. После этого народ живет в рабстве, он — ничто». И потому народ, если он желает быть свободным, не должен добровольно подпадать под ярмо процедур принятия решений, основанных на разделении властей. «Любой закон, который народ сам «лично» не утверждал, ничто, пустое место, он — не закон», — замечал Ж.Ж.Руссо. Общая воля может быть выражена только непосредственно самим народом (прямая демократия). Каждый гражданин должен подчиняться воле большинства, иначе его принудят силой быть свободным.
(?) Возможно ли, по вашему мнению, реализовать на практике тезис Ж.Ж.Руссо о прямой демократии? Подтвердите или опровергните это положение примерами из истории.
Консервативная политическая мысль исходила из отрицания идеалов индивидуализма, рационализма и прогресса, выдвинутых эпохой Просвещения и Французской революцией 1789 г. Сторонники консерватизма утверждали, что в основе окружающего мира лежит жизненное начало, неподвластное ограниченному разуму человека. Это жизненное начало выражается в системе институтов, норм, обычаев, традиций, которые обеспечивают целостность общества. Существующие в обществе политические институты являются отражением естественного хода событий. Следовательно, для того чтобы не допустить разрушения общества как жизнеспособной системы, не следует вмешиваться в самореализацию жизненного начала. Основателем консерватизма считается Э.Берк, который сформулировал свои политические идеи в «Размышлениях о Французской революции». Он критиковал идею естественного права и концепцию общественного договора, считая, что государство является результатом естественной эволюции. (?) Подумайте и определите, с чем связана критика концепции естественного права консервативными мыслителями? Социалистическая политическая мысль неоднородна: она представлена как ортодоксальным, т.е. последовательно придерживающимся какого-либо учения, мировоззрения, так и реформистским направлением. Ортодоксальная традиция опирается на работы К.Маркса (1818—1883), Ф.Энгельса (1820—1895), В.И.Ленина (1870—1924), которые трактовали государство крайне односторонне — как орудие политического господства экономически правящего класса. Они считали, что уничтожение частной собственности и разрушение буржуазного государства откроют дорогу «в царство свободы». На смену буржуазному государству должно прийти государство диктатуры пролетариата, которое подготовит почву для отмирания вообще всякого государства и замены его самоуправлением народа. Но поскольку механизм и принципы функционирования государства диктатуры пролетариата они выводили из понимания социализма как антикапитализма, постольку следствием такого подхода являлось отрицание ими достижений буржуазной демократии и либеральной политической мысли: идеи общественного договора, принципов разделения властей и отделения политики от других сфер жизни общества, формирования гражданского общества и т.д. На практике реализация положений политической доктрины марксизма привела к установлению тоталитарных режимов во главе с монопольно властвующими компартиями.
(?) Подумайте, с чем связана необходимость, согласно марксизму, разрушения буржуазного государства и установления диктатуры пролетариата?
Альтернативное, реформистское направление социалистической политической мысли представлено идеями немецкого социал-демократа Э.Бернштейна (1850—1932), критиковавшего классический марксизм и доказывавшего его классовую ограниченность, несоответствие новым условиям существования западного общества. А между тем это общество значительно изменилось в силу интеграции в экономическую и политическую систему ранее отчужденных неимущих классов, в том числе пролетариата. Возросший уровень жизни заметно ослаблял классовые конфликты и позволял осуществлять преобразования общества на основе реформ, а не революций. Выравнивание социально-экономических, политических различий изменяет природу государства, которое теперь выступает в роли арбитра и патрона между работодателем и наемным работником. Так формировалась идея социального партнерства, затем перешедшая в концепцию социального государства. Социал-демократическая мысль смогла соединить идеи либеральной демократии с принципами социальной справедливости и равенства.
(?)Определите те факторы, которые не учел К.Маркс, но на обратил внимание Э.Бернштейн, что и позволило создать ему более реалистичную политическую теорию.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |