Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция форм власти




ВЛАСТЬ

Типы легитимности власти

 

Политика отличается от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и т.д.) тем, что ее основой является власть. Она выступает главным объек­том вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинствен­ным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое власть — абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновремен­но и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо — боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхища­лись и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втап­тывали в грязь».

 

1. Природа власти

Относительно природы власти единства мнений в по­литологии не существует. Можно выделить два подхода в

трактовке.

П одходы к определению власти

ВЛАСТЬ

 

Власть как сущность Власть как отношение субъекта и объекта

 

Сторонники первого, сущностного подхода рассматри­вают власть как особенную субстанцию (т.е. сущность, то, что лежит в основе), носителем которой выступает отдель­ная личность. Эта сущность выражается в локализован­ной концентрированной в человеке энергии, силе, застав­ляющей других людей повиноваться. В таком понимании власть выводится из природы человека, его естественных свойств. Стремление к власти, подчинению своей воле других индивидов лежит в основе поступков и действий человека. При этом политика рассматривается как столк­новение индивидуальных устремлений к власти, в кото­ром побеждает самый сильный.

При втором, социологическом подходе власть харак­теризуется как отношение, взаимодействие двух сторон. Наиболее распространенным является определение влас­ти, данное немецким социологом М.Вебером (1864— 1920). Он считал, что власть — это способность одного индивида в определенных социальных условиях прово­дить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных взаимодействий лежат отношения господства и подчинения. Они складываются между субъектом и объектом власти. Субъект власти — это тот, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей. Объект власти — это тот, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия, т.е. характером тре­бований, предъявляемых ему субъектом власти.

(?) Приведите из повседневной жизни примеры властных отношений, в которых вы выступаете в качестве либо субъек­та, либо объекта властной воли.

 

Власть следует отличать от господства. Так, современ­ный французский политолог М.Дювержё (род. 1917) вы­деляет два элемента власти: а) «материальное принуждение; б) убеждение, вера подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. Если недо­стает второго элемента, наличие которого выражает отно­шение управляемых к содержанию властных требований, то это уже не власть, а господство. «Господство» — более узкое понятие, чем «власть», и связано с применением силы. Способы применения силы могут быть различны — физическое насилие, экономическое принуждение, давле­ние организованного коллектива и т.д. Власть же может осуществляться и без применения силы, основываясь на авторитете, т.е. на вероятности добровольного подчине­ния.

 

Исторический факт

Исторический опыт свидетельствует, что власть пре­имущественно основывалась на насилии и была беспо­щадна к тем, кто на нее посягал. Так, начиная с XVI века политические казни приобрели массовый ха­рактер. При Иване Грозном в России уничтожалось еже­годно 3—4 тысячи человек, в Англии при Генрихе VIII и Елизавете I — свыше 89 тысяч, в Испании при Карле I и Филиппе II — примерно 89 тысяч человек. Однако в XVIII—XIX веках картина несколько изменилась. Если в России политические казни сходили на нет (за тот пери­од по политическим мотивам было казнено 56 человек — 6 пугачевцев, 5 декабристов и 31 террорист при Алек­сандре II и 14 террористов при Александре III), то во Франции только в июне 1848 г. было казнено 11 тысяч, а в мае 1871 г. — 30 тысяч человек.

 

(?) 1. Однажды известный французский философ Эмиль Шартье подметил: «Власть необъяснима, и в этом — ее сила». Прокомментируйте смысл этой фразы.

2. Как вы думаете, с чем связано применение насилия и почему люди не могли цивилизованно решать вопросы распре­деления и осуществления власти?

3. Испытание властью — самое сложное испытание для человека. Практика показывает, что «власть развращает че­ловека, а абсолютная власть — развращает абсолютно». Как бы вы объяснили, почему так происходит? Так, по данным американского журнала «Форчун», за двадцать лет правления диктатор Румынии Н.Чаушеску «сколотил» состояние, равное стоимости личного имущества английской королевы Елизаве­ты II (3,3 млрд фунтов стерлингов), которое накапливалось несколькими поколениями английских монархов.

4. Когда-то известный поэт О.Мандельштам сказал: «Власть отвратительна, как руки брадобрея». Но почему общество не может обойтись без власти?

Будучи социальной по своей сущности, т.е. возникаю­щей только в обществе, власть проходит вместе с общест­вом сложный путь изменения ее форм. В примитивных обществах власть была анонимной, распылена среди чле­нов рода и племени. Она проявлялась в совокупности верований и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Однако власть не имела поли­тического характера. Усложнение социальных потребнос­тей и появление новых видов деятельности для их удов­летворения заметно ускоряют ритм жизни, усиливают интенсивность взаимодействий индивидов. Это обусловли­вает необходимость концентрации некогда распыленной власти в руках вождей, групп для.того, чтобы она была способна эффективно реагировать на возникающие про­блемы. Анонимная форма власти уступает место индиви­дуализированной (власть вождей, старейшин, императо­ров и т.д.).

Однако процесс нарастания социального неравенства обнаруживает неэффективность индивидуализированной власти как средства разрешения более глубоких социальных конфликтов. Власть становится институциализированной, т.е. опирается на специальные институты, осуществляющие ряд функций: выражение общих интересов, управление, обеспечение социального мира и по­рядка и др. Так власть приобретает политический смысл и выражается в деятельности государства, партий и других организаций.

 

(?) Как и почему изменялись формы власти на протяжении истории человечества?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.