Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы политической культуры




Г. Алмонд и С. Верба выделили три идеальных «чис­тых» типа политической культуры: патриархальную, подданническую политические культуры и культуру учас­тия.

Патриархальная политическая культура характери­зуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Ин­дивид маловосприимчив к глобальной политической куль­туре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характе­рен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местныхсубкультур.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к полити­ческой системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата.

Культура участия отличается политической активнос­тью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосущест­вуют, не вытесняя друг друга. Например, для политичес­кой культуры Великобритании XX века характерно сочетание подданничества, олицетворяемого институтом монархии, и ориентации на участие.

Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы поли­тическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культу­рой гражданственности. Ее наиболее характерная чер­та — рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. Со­держание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С. Верба раскрыли через набор качеств, которыми обладает ее носитель: 1) общая положительная оценка значения деятельности национального правитель­ства для него лично и глубокое осознание этого факта; 2) высокий уровень интереса к деятельности правитель­ства и хорошая осведомленность в этой области; 3) чувст­во гордости за политические институты своей нации;

4) ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;

5) желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых; 6) открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений; 7) чувство удов­летворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например кампаний по вы­борам; 8) компетентность суждений по поводу прави­тельственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совмест­но с кем-нибудь из сограждан; 9) компетентность в ис­пользовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола; 10) вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления. Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопичность их предположения о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности существенно коррек­тируются. «В идеальной культуре гражданственности, — замечали они, активность и вовлеченность граждан

должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия».

 

(?)1. Каковы критерии типологии политических культур?

2. Чем вы можете объяснить преобладание в западной политической культуре ценности согласия (консенсуса)?

3. По результатам исследования Г. Алмонда и С. Вербы регулярно за общенациональными политическими события­ми следят 27 % американцев, 23 — англичан, 35 — западных немцев, 11 — итальянцев, 15 % мексиканцев. Можно ли по этому показателю судить об уровне политической культуры? Можно ли ожидать поголовного внимания к политическим процессам всех граждан?

4. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить поступательное и стабильное развитие Англии в течение 350 лет в условиях попеременного нахождения у власти лейбористов и консер­ваторов? Благодаря чему происходит смена партий у власти без революций и потрясений?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.