Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 9 страница. - внимательно слушайте собеседника, не перебивая его




- Внимательно слушайте собеседника, не перебивая его. Повторите его возражения. Не стесняйтесь задавать встречные вопросы, чтобы выяснить, что конкретно имеет в виду партнёр. Этим вы выиграете время для своего ответа.

- Не идите на прямую конфронтацию, применяя оборот «Да, но…». Лучше применять аргументацию в стиле дзюдо: «Да, и…».

- Прямо попросите вашего партнёра отметить все пункты вашего предложения, с которыми он согласен, а затем поинтересуйтесь, нельзя ли теперь на основании этого договориться.

- Договоритесь об окончательных результатах и сразу же зафиксируйте их в письменном виде.

- В ходе переговоров не полагайтесь на свою память, делайте записи. Записывайте всё, с чем вы не согласны, и то, что обещаете. Каждое данное обещание выполняйте точно и аккуратно.

- Затруднительные вопросы обсуждайте в конце, когда по всем другим вопросам уже достигнуто соглашение и уже никто из участников переговоров не заинтересован в их неудачном исходе.

- В конце переговоров прямо поставьте перед партнёром вопросы, которые ещё остались открытыми и в решении которых имеются помехи. Ещё раз подчеркните основные достоинства ваших предложений. Повторите положительные замечания, которые партнёр сделал сам.

- При трудных переговорах целенаправленно используйте резервы. Предложите уступку, которая особенно хорошо может быть воспринята и побудит партнёра к принятию решения.

Лицо, поза, жест и тон голоса должны выражать вежливость при встрече, интерес при выслушивании, любезность при обмене мнениями и споре, сочувствие и такт во время критики и замечаний.

Чтобы получить вразумительные ответы от партнёра при переговорах, важно владеть техникой постановки вопросов. Вопросы – это импульсы для активизации. Они служат для выяснения точки зрения и управления ходом переговоров. Наконец, они являются инструментом суггестии (внушения), которая способствует принятию нужного вам решения.

Пытаясь изменить в свою пользу ход переговоров, никогда не следует прибегать к упоминанию о том, что кто-то предлагает вам более выгодные условия сделки. Такой шантаж считается бестактностью в солидных кругах. Там исходят из аксиомы, что каждый волен выбирать себе наиболее выгодного компаньона, но должен делать это достойно, не оскорбляя других.

На результаты делового общения может оказать влияние окружающая цветовая гамма. Например, белые стены офиса хорошо отражают свет и могут вызывать раздражение, поэтому лучше придать им бежевый оттенок. Синяя цветовая гамма помещения создаёт атмосферу доминирования хозяев и не позволяет гостям чувствовать себя непринуждённо. Бежевый и светло-коричневый – довольно нейтральные тона, а вот тёмно-коричневый и серые – могут вызывать депрессию. Красные оттенки имеют тенденцию возбуждать и воспринимать как угрожающие. Предпочтения в цветовой гамме в значительной степени зависят от культурных традиций. Так, японцы предпочитают пастельные (мягкие, неяркие) тона, в то время как китайцы – яркие, привлекающие внимание. Различия в цветовых предпочтениях могут наблюдаться даже в рамках одной страны.

 

5.9 Национальные особенности делового общения

 

В каждой стране и у каждого народа существуют свои традиции и обычаи делового общения и деловой этики. Участники международного общения придерживаются единых норм и правил, тем не менее национальные и культурные особенности могут оказаться весьма значимыми при деловых общениях. Знание национальных особенностей может служить своеобразным путеводителем, ориентиром возможного поведения партнёра.

Так американцы самостоятельны и независимы. К числу национальных черт характера американцев следует отнести умение контактировать с людьми и культуру речи. В большинстве школ США есть программы (ПЭВМ), призванные обучать детей ораторскому искусству. В университетах читается много дисциплин, способствующих приобретению соответствующих навыков: «Межличностное общение», «Публичное выступление», «Искусство убеждать», «Деловое общение» и др.

Деловые люди США ценят в людях честность и откровенность, быстро переходят к сути разговора, ведут себя наступательно и не тратят время на формальности. Они задают обычно много вопросов. Деловой американец по своему характеру не мелочен и не педантичен. Но он понимает, что для организации любого дела нет мелочей. Американцы берегут время и ценят пунктуальность Они пользуются еженедельниками и живут по расписанию. Они точно приходят в назначенное время. При деловых беседах, на переговорах они концентрируют своё внимание на проблеме, подлежащей обсуждению, причём стремятся выявить и обсудить не только общие возможные подходы к решению, но и детали, связанные с реализацией договорённости. Спиртного потребляют очень мало. В основном пиво и коктейли, где льда больше, чем жидкости. Тосты не приняты.

Американцы привыкли работать либо в больших общих помещениях, либо, если помещений несколько, только при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его владелец на месте и, главное, что ему нечего скрывать, он находится в распоряжении окружающих, и все сообща делают одно общее дело.

Французы изысканно вежливы и расчётливы. В то же время они доверчивы, великодушны, но не отличаются точностью и не всегда пунктуальны. Крепкие напитки пьют редко, предпочитая вино на все случаи жизни. Пространные тосты не приняты. В целом же, говоря о французском национальном характере и стиле делового общения, нельзя не подчеркнуть разнообразие поведения, образа мышления и восприятия. Француз, как правило, принимает гостей в кафе или ресторане. Дом отводится только семье.

Англичанам присущи такие черты как сдержанность, склонность к недосказанности, щепетильность, которая заставляет быть замкнутыми и необщительными с незнакомыми людьми, почитание собственности, предприимчивость, деловитость. У англичан строго соблюдается чопорный обычай – никогда не заговаривать с людьми, которые не были им представлены; нельзя обращаться к человеку, не называя его по имени. Английские традиции предписывают сдержанность в суждениях как знак уважения к собеседнику. Отсюда склонность избегать категорических утверждений или отрицаний. На гостя, который страстно отстаивает свою точку зрения за обеденным столом, в лучшем случае посмотрят как на чудака, а в худшем – как на человека плохо воспитанного. Из крепких напитков употребляют джин и виски, хотя любимым напитком англичан остаётся пиво. Произносить тосты и чокаться не принято.

Англичане очень часто до конца жизни не имеют индивидуального пространства. Собственный кабинет в Великобритании предоставляют только служащим самого высокого ранга, остальные работают вместе. Члены британского парламента обсуждают свои дела в коридорах или на террасе. Англичане при общении регулируют звук своего голоса настолько, чтобы их слышал только собеседник. В Америке подобная манера считается «шептанием» и не вызывает ничего, кроме подозрения. В беседе с англичанином нельзя быть уверенным, понимает ли тебя собеседник: правила вежливости не позволяют ему подавать какие-либо знаки. Никаких междометий, кивков или мычания. Максимум – это помаргивание в такт речи.

Немцы отличаются трудолюбием, пунктуальностью, бережливостью, организованностью, педантичностью, расчётливостью, стремлением к упорядоченности. При заключении сделок немцы обычно настаивают на жёстком выполнении принятых обязательств, а также уплате высоких штрафов в случае их невыполнения. Если вас в перерыве переговоров пригласили в ресторан, то не забывайте, что, во-первых, счета в ресторане иногда оплачиваются раздельно: приглашающими и приглашёнными. Во-вторых, за столом следует пить только когда хозяева произнесут традиционное «Прозит». В-третьих, следует избегать разговоров политического характера и не дарить жёлтых и белых цветов, так как такие букеты ассоциируются у немцев с похоронными ритуалами. Количество цветов в европейском букете должно быть чётным, а у нас – нечётным.

Немцы привыкли работать за закрытыми надёжными (часто двойными) дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка. Передвигать стул во время беседы или накануне её в Германии считается покушением на порядок, нарушением «частной сферы».

Итальянцы бурно проявляют свои чувства, горячи, порывисты, отличаются большой общительностью. Они очень ценят проявление интереса к Италии как стране, являющейся родоначальницей многих видов искусств и ремёсел. Крепкие напитки пьют редко, обычно употребляют местное вино. В целом, итальянские бизнесмены достаточно чувствительны к соблюдению основных правил деловой этики.

Испанцы по своему характеру серьёзны, открыты, человечны, обладают большим чувством юмора. Поскольку испанцы очень любят много говорить, то регламент встреч часто не соблюдается. В Испании едят поздно: завтракают в 14 часов, обедают в 22 часа. Не следует назначать встречу в полдень – час фиесты. Испанские бизнесмены любят, когда ведут переговоры люди, занимающие практически равное положение в деловом мире или обществе.

Китайцы очень весёлые, душевные и сообразительные люди, но их представления о правилах хорошего тона во многом не совпадают с нашими. Во время деловых встреч китайские участники переговоров очень внимательны к двум вещам: 1) сбору информации относительно предмета обсуждения, а также партнёров по переговорам; 2) формированию «духа дружбы», то есть хороших личных отношений партнёров. Во время приветствий при обмене рукопожатиями, сначала жмут руку наиболее высокопоставленного лица. Китайская сторона делает уступки обычно под конец переговоров, после того, как оценит возможности противоположной стороны. Окончательные решения обычно принимаются китайскими участниками не за столом переговоров с партнёром, а дома. В Китае закон запрещает служащим принимать персональные подарки, поэтому следует адресовать подарок организации. Обычно подают не менее 20 блюд. Подача супа к столу – сигнал того, что обед близится к завершению. Гость встаёт из-за стола первым. Основной напиток китайцев – рисовая водка (крепостью 55 градусов). В народе очень популярно красное вино каулиян. Азия – церемониальна, поэтому в Китае приняты тосты, но чокаться не обязательно. Если же чокаются, то соблюдая старое правило: младший должен чокнуться верхней частью своего бокала о ножку бокала, который поднимает старший, тем самым показывая, что он ставит себя ниже сотрапезника.

Для ведения переговоров с японцами и другими азиатскими бизнесменами требуется большое терпение и тщательная проработка деталей. Переговоры с ними напоминают марафон, в ходе которого выявляются все ваши слабые места и недоработки. Они убеждены, что успех любой договорённости прямо зависит от количества часов, затраченных на детальное рассмотрение существа вопроса.

При переговорах с японцами нужно быть готовым к длинным паузам, которые они устраивают, чтобы исключить малейшую угрозу расхождения мнений в своём кругу. Необходимо сохранять спокойствие, терпение и улыбчивость, никогда не повышать голоса и не делать замечаний. Вежливость речи у японцев ценится выше её доходчивости. Рукопожатие в Японии не принято. Они избегают прямого пристального взгляда. Важнейшим элементом правил хорошего тона являются поклоны, количество которых зависит от степени уважаемости: 15 – тривиальное приветствие, 45 – для хорошего впечатления, 70 – особое приветствие, 90 – для самой уважаемой личности. Японцев как нацию выделяет высокая организованность, скрупулёзная аккуратность во всём, пунктуальность, точность, отсутствие чувства юмора, искренняя самокритичность. Японцы традиционно стремятся не вступать в открытое противоречие с собеседником и огорчать его, а потому избегают прямых ответов «нет». Когда нужно сказать это слово, японцы делают вид, что не понимают вас или не слышат, или просто пытаются перевести разговор на другую тему, высказывая множество ничего не значащих фраз. Японцев приучают говорить обиняками, чтобы уклоняться от открытого столкновения мнений, избегать прямых утверждений, способных задеть чьё-либо самолюбие. Когда вас угощают спиртным, следует поднять свой бокал, а затем тут же перехватить у японца бутылку и наполнить его бокал.

Для арабских стран одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнёрами. Большое значение в арабском мире имеют исламские традиции. В мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, все контакты, обсуждения ведутся с мужчинами. При встречах в арабском мире мужчины обнимаются, слегка прикасаясь друг к другу щекой, похлопывают по спине и плечам, но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространяются на чужестранцев. Речь арабского собеседника сопровождается частыми обращениями к Аллаху, упованием на его помощь в завершении предстоящих дел. Торговая сделка у арабов – всегда маленький спектакль. Приглашая совершить сделку, арабский купец становится сама любезность. Процесс покупки часто сопровождается угощением прохладительными напитками, чаем, кофе. Если перед кофе предлагают прохладительные напитки, это значит, что время, отведенное для встречи, подходит к концу.

 

6 ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО - ПУТЬ К УСПЕХУ

 

6.1 Риторическая подготовка деловых людей

 

Мастерство устной речи, умение убеждать, влиять на людей является обязательным неотъемлемым качеством преуспевающего руководителя. Словом увлекают на действия и облегчают душу человека. Вот почему одной из первых гуманитарных наук стала риторика, предназначенная научить стройно и ясно излагать мысли. Владение словом возвышает человека над другими людьми и придаёт ему должное обаяние. В университетах высокоразвитых стран мира введена обязательная риторическая подготовка.

«Поэтами рождаются, ораторами становятся», - сказал древнеримский оратор Цицерон более 2000 лет назад. Отсюда вывод - всякий человек при желании может овладеть ораторским искусством, то есть умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно.

Все признанные ораторы были прежде всего великими тружениками. Увенчанный славой античный оратор Демосфен был от природы застенчивым, с картавым и слабым голосом. Чтобы побороть недуг, Демосфен ежедневно отправлялся на берег моря и упражнялся в артикуляции (членораздельном, ясном произношении), стараясь чётко выговаривать слова и по громкости перекрывать шум набегающего прибоя. Он выстригал полосу волос и жил в пещере, постоянно совершенствуя себя. Настойчивость и энергия победили. Демосфен преодолел свои физические недостатки, довёл ораторскую технику до совершенства и стал величайшим, непревзойдённым оратором. Все его пламенные речи всегда были результатом большого труда, а ораторские приёмы строились на глубоком знании психологии слушателей.

Самые глубокие и сложные стороны человеческих отношений могут быть выражены только посредством слов. По мнению немецкого мыслителя Ф.Ницше наибольшую силу в разговорном языке представляют не только сами слова, а тон, ударение, темп, с которыми они произносятся.

Количество слов, составляющих словарный запас, - это жизненный опыт народов. В русском языке имеется свыше 200000 слов, из них более 83000 слов относятся к общеупотребительным. Однако в общении друг с другом люди используют незначительную его часть: великие писатели – 10000 – 20000 слов, инженеры – 3000 – 4000 слов и меньше. Замечено, если человек не работает над своим языком, то его словарный запас с годами неуклонно сокращается.

 

6.2 Методика овладения ораторским искусством

 

Рассмотрим некоторые социально-психологические рекомендации по овладению методикой публичных выступлений. Оратором может быть человек любого темперамента, но с положительными установками личности. Требования, предъявляемые к ораторам: нормальный уровень интеллекта, слух, звукопроизнесение, желание, широта знаний, профессиональная ориентированность, умение одновременно владеть собой, материалом выступления, аудиторией.

При проведении публичных выступлений необходимо предугадывать возможные «софистические уловки», к которым относятся: чрезмерное уточнение – один из участников дискуссии пытается опровергнуть тот или иной тезис не обычными, логически допустимыми способами, а путём вопросов по уточнению, которое заведомо невозможно; ответ в кредит состоит в том, что участник полемики, затрудняясь ответить на вопрос, под различными предлогами переносит ответ на неопределённый срок; ответ вопросом на вопрос; отрицательная оценка самого вопроса – чтобы уйти от ответа, выступающий ограничивается негативной оценкой заданного вопроса типа: «Это же догматизм» и т. д.

В день выступления избегайте конфликтных ситуаций, поскольку общение с большим количеством людей требует напряжения духовных и физических сил. Доброжелательность, приветливая улыбка свидетельствуют о хорошем отношении к слушателям и вызывают ответное чувство.

Ознакомимся с советами отечественных учёных руководителям по овладению ораторским искусством.

1. Овладение ораторским искусством – это прямой путь к успеху и всестороннему развитию личности. Ораторские навыки можно приобрести только на трибуне перед аудиторией. Поэтому выступайте всегда.

2. При выборе темы и определении цели выступления следует правильно выбрать название, которое должно быть кратким, наводящим на цель выступления, конкретным и интересным.

3. Полагается коротко сообщить, для чего и в каком контексте вы будете делать сообщение.

4. Необходимо пополнять словарный запас и освежать в памяти важнейшие правила грамматики.

5. Отдавайте предпочтение коротким предложениям. Длинные высказывания малоубедительны. Стремитесь к краткости. Придерживайтесь правила: каждая новая мысль требует нового предложения.

6. Предпочитайте простые слова, не обедняя при этом свой язык.

7. Используйте больше глаголов и меньше прилагательных. Их надо употреблять только тогда, когда необходимо подчеркнуть особое свойство.

8. Не подражайте чужому стилю.

9. Молчите, когда у вас нет хороших мыслей. Многословие не скроет отсутствие здравого смысла.

10. Речь должна быть разбита на части.

11. Хорошая речь содержит много интересных примеров и сравнений.

12. Не начинайте с доисторических времён, вы должны кратко обрисовать истоки обсуждаемой проблематики, в каком состоянии она находится в настоящее время и каковы ваши предложения.

13. Хорошие ораторы не скупятся на подтверждение того, о чём они говорят. Лучшие доказательства основаны на проверенных данных.

14. Плохой конец испортил не одну хорошую речь. Поэтому при подготовке речи этому надо посвятить большую часть труда и времени.

15. Произносить речь следует в размеренном темпе.

16. Говорить надо достаточно громко, но не переходить на крик.

17. Особое значение имеют паузы, которые должны чётко отделять предложения и в ещё большей степени абзацы.

18. Всегда старайтесь не сидеть, а стоять. Когда вы стоите, ваш энергетический уровень выше и смотритесь более внушительно. Хотя в ряде ситуаций, скажем, беседуя с группой подростков, возможно, лучше будет сесть: тогда вы окажетесь на уровне своих слушателей.

19. Стоять надо прямо и непринуждённо, держась посредине, в нескольких шагах от первого ряда. Но не стойте неподвижно.

20. Пользуйтесь живой мимикой. Застывшее или окаменевшее лицо оратора не внушает доверия и оставляет впечатление напряжённости.

21. Следует модулировать голос, придать ему оживлённость, чтобы ваша речь не звучала монотонно. Хорошая речь должна быть страстной. Чтобы зажечь других, надо гореть самому.

22. Оратор, который ловит ртом воздух, выглядит комично. Важная основа ораторского искусства – тренировка дыхания.

23. Внешний вид подразумевает аккуратность, отказ от броских вещей (ярких украшений, торчащих авторучек) и, наконец, манеру держаться.

 

6.3 Технология речи

 

Следует всегда помнить, что технология речи определяется многими переменными величинами. Важным требованием, например, для овладения ею является умение слушать других. Основатель математических наук, древнегреческий философ Пифагор первые три года не разрешал своим ученикам разговаривать, а тем более вступать в полемику с учителем. Он брал в два раза меньше за обучение с умеющего молчать, объясняя это тем, что его не надо этому учить, и в два раза больше с «ветряных мельниц», которых невозможно остановить.

Когда мы слушаем выступающего, обычно уделяем внимание двум вещам. Во-первых, насколько доверяем и уважаем его? Во-вторых, насколько он нам близок, то есть, насколько похожи наши взгляды, понимает ли он наши проблемы? Вы можете завоевать доверие и сопереживание аудитории за счёт своего обаяния. Чтобы эффективно распоряжаться своим собственным словом, нужно вслушиваться в речи других и учитывать их положительные и отрицательные стороны. Существенно отличаются манеры речи в кругу друзей, коллег по работе, в аудитории, во время деловой встречи.

Любую речь удобнее всего делить на три основные части: вступление, главная часть и заключение. Вступление обычно должно составлять четвёртую или пятую часть всего времени, отведенного на выступление. Во вступлении оратор должен стремиться достигнуть следующих целей: вызвать интерес аудитории и овладеть её вниманием; установить контакт со слушателями и завоевать их доверие; изложить конкретные цели выступления и сообщить краткий план выступления. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него легко произвести впечатление. Хорошее, интересное начало формирует тёплый эмоциональный климат в аудитории. Лучше всего начинать речь спокойно, сравнительно негромко и в несколько замедленном темпе. В понятие темпа входят быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов, интервалы и протяжённость пауз. Первые фразы речи должны быть короткими и предельно простыми. Важным средством привлечения внимания является обращение, которое должно быть тёплым, мягким и сердечным. Например: «Я рад встрече с вами».

Для того чтобы сразу овладеть вниманием аудитории, можно начинать общение с какого-либо яркого, любопытного, потрясающего факта современности, интересного исторического материала, забавного случая или замечательного афоризма, юмористического замечания или значения темы для слушателей. Можно поставить перед аудиторией интересный вопрос, ответа на который она не знает; или показать связь предстоящего выступления с жизненно важными интересами слушателей. При этом следует ориентироваться на интеллектуальный уровень и деловые интересы аудитории, позволяющие сразу найти контакт со слушателями.

К одной и той же речи опытный оратор готовит несколько вступлений, каждая из лекций может быть начата по-иному, но всегда интересно, свежо, необычно. Любопытно, что древние ораторы обращали особое внимание на вступления, рекомендуя заучивать наиболее интересные и необычные. После Демосфена осталось более 50 не использованных вступлений.

Грубой психологической ошибкой является поведение оратора, который начинает речь с извинения по поводу того, что он не готов выступать, что он плохой оратор или что у него мало времени, но он постарается уложиться и т. д. В этом случае оратор резко снижает свой престиж и доверие к речи.

Заключительная часть речи является её самым стратегически важным элементом. В ней подводятся итоги, формулируются выводы, ставятся задачи, выдаются поручения, указываются перспективы. В заключении рекомендуется повторение основных идей речи, которое крайне необходимо слушателю, так как оно помогает окончательно осознать услышанное. При этом следует помнить, что итоги должны быть краткими, чёткими и сжатыми по форме и содержанию. Заканчивать речь нужно так же решительно, как и начинать. Затягивание речи, превышение регламента – признак неграмотности оратора, который не хочет считаться с возможностями слушателей. Никогда нельзя говорить в конце выступления: «Вот и всё, что я хотел сказать по этому поводу». Целесообразно использовать следующие варианты концовок: призвать к действию; сделать слушателям подходящий комплимент; вызвать оживление или даже смех удачной шуткой; использовать подходящий афоризм, поэтические строки или цитату. Очень хорошо, если конец выступления будет увязан с началом.

В главной части всесторонне раскрывается тема выступления. При этом решаются следующие задачи: сообщаются определённые сведения, убеждается аудитория или побуждается к каким-либо действиям. Для достижения задуманного необходимо обеспечить устойчивость внимания слушателей. Логическая структура главной части должна быть предельно ясной, одно положение должно вытекать из другого. Ораторскую речь необходимо строить в виде цепочки посылок и следствий.

М.Т.Цицерон так охарактеризовал обязанности оратора: Найти, что сказать. Расположить найденное по порядку. Утвердить всё в памяти. Правильно произнести. Расположить к себе слушателей. Изложить существо дела. Установить спорный предмет. Подкрепить своё положение. Опровергнуть мнение противника. Сделать заключение, придать блеск своим выражениям и снизить положения противника.

В речи оратора должны соблюдаться основные принципы законов логики. Кратко требования этих законов к оратору можно сформулировать следующим образом: Речь оратора должна быть определённой, то есть ясной, чёткой, конкретной. Оратор не должен допускать туманных, расплывчатых, двусмысленных рассуждений. Оратор должен быть последовательным, не допускать противоречивых высказываний, последовательно и принципиально отстаивать выдвинутую им точку зрения. Рассуждение оратора должно быть обоснованным, доказательным. Оно должно опираться на действительные факты, примеры из реальной жизни и научно обоснованные истины. Только при соблюдении этих правил оратор придёт к правильным заключениям.

В построении речи можно использовать индуктивный и дедуктивный методы. В самом элементарном понятии индукция - это движение мысли от частного к общему, движение от знания единичных или частных факторов к обобщению. Дедукцией мы называем такой ход изложения материала в речи, когда от общего идут к частному. Нельзя противопоставлять индукцию и дедукцию, они составляют две неразрывные стороны процесса познания. Однако они не исчерпывают всех возможностей форм умозаключения и, следовательно, способов расположения материала в речи.

Слушая даже интересную лекцию, у людей по разным причинам снижается внимание, они отвлекаются, теряют нить разговора и часто начинают разговаривать с рядом сидящим человеком. Так называемый «кризис внимания» слушателей наступает обычно на 15-20-й минуте выступления. Для поддержания внимания можно рассказать в этом момент яркий эпизод из жизни, смешную историю, лёгкую шутку по существу рассматриваемого вопроса. Целесообразно так же построить выступление по принципу «квантового выброса» сообщений. То есть, новую информацию следует выдавать через определённые временные интервалы. Сравнительно длинную речь следует строить так, чтобы каждый её раздел был рассчитан не более чем на 15 - 20 минут. Такие своеобразные «кванты информации» позволяют удерживать внимание слушателей в постоянном напряжении.

Одним из надёжно срабатывающих риторических приёмов является эффект аргументации, заключающийся в использовании убедительных и доступных для усвоения доводов и доказательств. Это позволяет слушателям активно соображать и цепко следить за ходом изложения мыслей.

Людям свойственно стремление к развлечениям и получению от этого удовольствия. Следовательно речь должна содержать некоторые развлекательные элементы. Здесь могут использоваться шутливые примеры и юмор, имеющие целью вызвать расположение к оратору. Чаще всего юмор находит своё выражение в весёлом каламбуре, остротах, шутках и анекдотах, эпиграммах, комичных афоризмах и крылатых фразах. Хорошо иметь папку–накопитель, в которой содержатся «золотые россыпи»: афоризмы, пословицы и поговорки, высказывания знаменитых людей, крылатые слова, стихи, смешные истории, анекдоты, занимательные были и свои заготовки-ответы.

При общей оправданности развлекательных элементов в речи, необходимо, чтобы они отвечали приведенным ниже требованиям: а) уместно вписывались в речь и были естественными; б) поясняли в развлекательной форме излагаемый материал; в) создавали эффект разрядки после накопления психологической усталости восприятия.

Речь призвана оказывать на слушателей глубинное воздействие. Одним из эффективных способов достижения этого является вызов воображения. Предоставление возможности слушателям заняться воображением усиливает их внимание и стимулирует их мыслительную деятельность.

Высоко ценятся выступающие, которые владеют мастерством экспромта. Искромётная фраза, афоризм, четверостишие, эмоционально взрывонасыщенные, делают своё дело. Вызванный этим мощный всплеск смеха, мгновенно приковывает внимание аудитории к тому, кто их произнёс. Однако никогда не следует забывать, что общение предполагает взаимоуважение, тактичность, доброжелательность. Для удачного экспромта нужна серьёзная предварительная подготовка.

По мнению К.С.Станиславского, речь - это тоже музыка, тоже пение. Он настоятельно предостерегал: голос призван звучать по скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску. Хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему говорящего, придаёт уверенность, создаёт настроение, а плохо звучащий – наоборот. Тембр голоса может быть приятным или неприятным. Овладеть голосом – это значит добиться интонационной подвижности и выразительности речи, уметь пользоваться нюансами тембра. В момент речи нужно уметь быстро, легко и незаметно добирать воздух. Благодаря этому создаётся впечатление, что человек говорит как бы на одном дыхании. Гигиенисты рекомендуют носовое дыхание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.