Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие




Восприятие является более сложным сенсорным познаватель-

ным процессом, чем ощущение. Оно дает возможность человеку

более полно и более разносторонне познавать окружающую дей-

ствительность. Если в ощущениях отражаются свойства, качества

и состояния внешней и внутренней среды, то в восприятии отража-

ются предметы и явления вместе со всеми их свойствами и каче-

ствами. Второе отличие заключается в том, что на основе ощущений воз-

никает впечатление о раздражителе, то в процессе восприятия формиру-

ется образ предмета, который действует на органы чувств. Третье отли-

чие состоит в том, что ощущение возникает сразу же при действии раз-

дражителя, а восприятие предполагает активное взаимодействие субъек-

та с отражаемым объектом.

Восприятие как более сложный сенсорный познавательный

процесс возникает на основе ощущений, которые являются со-

ставной частью образа объекта. Образ - это сенсорная копия

объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъек-

та с воспринимаемым объектом. Таким образом, восприятие -

это процесс отражения предметов и явлений в нашем сознании в

форме образов при непосредственном действии объектов на орга-

ны чувств. В процессе восприятия человек получает более пол-

ные знания о внешнем мире, о предметах и явлениях, о их форме,

величине, объеме и пространственном положении.

Б.Г. Ананьев описал процесс восстановления зрительного

восприятия у контуженного в голову больного. У него вслед-

ствие контузии был поражен головной мозг, что привело к пол-

ной неподвижности глазных яблок. У больного сохранилась толь-

ко лишь световая чувствительность, предметов же он не разли-

чал. В процессе восстановления зрения он сначала стал выде-

лять аморфные пятна, разные по величине и яркости. Только пос-

ле трехмесячного лечения он стал видеть и различать предметы.

Формирование образа, воспринимаемого объекта, может

происходить в одном случае постепенно (сукцессивно), в дру-

гом случае мгновенно (симультанно). Сукцессивно формирует-

ся образ только в том случае, когда воспринимается новый, не-

известный предмет. Для этого необходимо последовательно со-

вершить целый ряд перцептивных действий. Сначала на основе по-

исковых движений происходит обнаружение объекта. Затем, на основе

установочных и прослеживающих движений глаз выделяется объект и

сопоставляется с другими объектами или с представлениями о них. Если

воспринимаемый объект совпадает с другими известными объектами, то

происходит его отождествление с ними и, таким образом, осуществляет-

ся опознавание объекта. Если же воспринимается уже известный объект,

то эти перцептивные действия проявляются в свернутом виде и его образ

возникает мгновенно.

Восприятие, как более сложный познавательный процесс, харак-

теризуется такими свойствами как: предметность, целостность, ос-

мысленность, избирательность и константность.

Предметность является основным свойством восприятия,

так как человек воспринимает не бесформенные объекты, а пред-

меты, созданные человеком и для человека. Каждый предмет

имеет свое назначение, свое устройство и свои, присущие толь-

ко ему, свойства и качества. Все предметы используются нами

соответствующим образом и занимают определенное место в на-

шей жизни. Даже природные объекты опредмечиваются нами в

силу того, что они применяются нами или являются объектами

познания. Например, муха - это предмет нашего быта и объект

познания. Она живое существо, относится к классу насекомых,

имеет свойственное ей строение тела, позволяющее ей летать и

вести соответствующий образ жизни. Стремясь избавиться от

них люди применяют разнообразные способы борьбы с ними, так

как они являются разносчиками различных заболеваний.

Для некоторых животных, в том числе и для лягушек, муха

- это объект пищи. Летящая муха является для нее стимулом,

побуждающим ее совершить прыжок, поймать муху ртом и

съесть ее. Образ мухи не существует для лягушки отдельно от

ее действий. Только для человека образ предмета может суще-

ствовать как элемент сознания, как субъективный образ воспри-

нимаемого предмета который является всегда полным и завер-

шенным, несмотря даже на то, что не все детали объекта могут

быть восприняты. Гештальт-психологией были установлены ряд

факторов, влияющих на формирование целостного образа при

восприятии деталей предмета. Одним из основных факторов яв-

ляется пространственная близость деталей объекта. Второй - это

сходство элементов между собой. Третий -естественное продолже-

ние одного элемента в другом. Четвертый -замкнутость элементов в

ограниченном пространстве.

Влияние всех этих факторов на формирование целостного

образа можно обнаружить простым способом. Если на бумаге

изобразить три линии, расположенные по отношению друг к дру-

гу, как в треугольнике, но не соединять их углами, то эта фигу-

ра воспринимается как треугольник. В данном случае на воз-

никновение целостного образа треугольника оказывает влияние

все четыре фактора. Для всех трех линий свойственна простран-

ственная близость. Все три линии сходны между собой. Одна линия

находит свое продолжение в другой. Все три линии создают впечатле-

ние замкнутости в одном пространстве.

Осмысленность восприятия имеет место благодаря тому, что

образ воспринимаемого предмета является элементом сознания,

так как он обозначается словом, смысловое значение которого оп-

ределяется как общими, так и индивидуальными свойствами пред-

мета. Поэтому осмысленность восприятия связана с его обобщен-

ностью. Воспринимая предмет человек выделяет его общие свой-

ства и относит его к соответствующему классу предметов. Ос-

мысливая воспринимаемый предмет человек решает не только пер-

цептивную, но и интеллектуальную задачу, так как в процессе вос-

приятия он выдвигает и проверяет гипотезы о том, что представля-

ет собой предмет и к какому классу он относится.

Осмысленность восприятия достигается также благодаря

тому, что органы чувств человека, посредством которых осуще-

ствляется перцепция, являясь составной частью нервной системы,

несут не только сенсорную, но и интеллектуальную нагрузку, по-

зволяя человеку осуществлять разумную сенсорную деятельность

как в процессе познания, так и в пратических действиях. В связи с

этим обстоятельством психолог Р.Л.Грегори называл орган зрения

не только световым рецептором, но и «разумным глазом».1

Осмысленность восприятия дает возможность наиболее полно и

разносторонне познать предмет. В то же время под влиянием пред-

взятых мыслей, когнитивных установок и чувств мы можем видеть в

объекте не то, что есть в действительности, а то, что нам хотелось

бы. Такое искаженное восприятие объекта, возникшее под влиянием

психического состояния личности, называется апперцепцией.

Осмысленность восприятия имеет важнейшее значение в учеб-

ном процессе, так как усвоение научных знаний во многом зависит от

того какие признаки и как осмысливают учащиеся при восприятии изу-

чаемого объекта. Иногда учащиеся осмысливают несущественные

признаки воспринимаемого объекта, так как они более четко выделя-

ются, существенные же признаки остаются незамеченными, что от-

рицательно влияет на усвоение научных знаний.

Избирательность обеспечивает выделение объекта из общего фона.

Среди большого количества объектов, которые действуют на органы

чувств в данный момент, человек выделяет наиболее отчетливо и ясно

только некоторые из них. Что же способствует выделению объекта вос-

приятия? Это прежде всего контраст объекта восприятия по отноше-

нию к другим окружающим объектам. Это используется в учебных

пособиях для выделения особо важных положений, напечатанных спе-

циальным шрифтом, большей величиной букв, подчеркиванием и осо-

бой окраской букв. Если объект не имеет контрастных признаков, то он

сливается с фоном и его трудно заметить и выделить. Это обстоятель-

ство используется в целях маскировки. Что же тогда позволяет выде-

лить объект? Это потребности, интересы, когнитивные установки, зада-

чи, которые ставит человек в процессе познания.

Константность обеспечивает стабильность и постоянство обра-

за предмета несмотря на изменение условий его восприятия. Воспри-

нимаемый нами предмет может изменять свое пространственное по-

ложение, приближаться или удаляться, по разному освещаться, изме-

нять свои качества, но его образ, отражающий форму, величину и объем,

остается одним и тем же. Благодаря этому человек живет в мире по-

стоянных вещей и может ориентироваться в бесконечно изменчивом

и многообразном мире.

Основные виды восприятия такие же как и в ощущениях. В ос-

новном человек воспринимает предметы посредством зрения, слуха и

осязания. Ведущим в отражении материальных объектов является

зрительное восприятие. Благодаря зрению человек воспринимает фор-

му, величину, объем и пространственное положение предметов. При-

чем, восприятие всех этих структурных признаков предметов осуще-

ствляется на основе совместной деятельности зрительного и двига-

тельного анализаторов.

В основе восприятия формы предмета лежит изображение его на

сетчатке глаза, которое является копией предмета в силу оптического

устройства органа зрения. Но для того, чтобы возник образ предмета

необходимо активное взаимодействие зрительной и глазодвигатель-

ной системы с объектом. Это взаимодействие осуществляется по-

средством разнообразных движений глаз, направленных на выделение

контура предмета из окружающего фона.

Специальные исследования показывают, что неподвижный глаз

ничего не видит. Движения глаз направлены прежде всего на выделе-

ние и обследование наиболее информативных деталей воспринимае-

мого объекта. Так, при восприятии лица человека движения глаз на-

блюдателя большей частью направлены на получение информации об

особенностях глаз, носа и губ, которые являются наиболее характер-

ными признаками лица человека.

Восприятие величины предмета осуществляется на основе

образования связей между величиной изображения на сетчатке

глаза и напряжением глазных мышц, устанавливающих зритель-

ные оси глаз на предмет, находящийся на определенном рассто-

янии. Это необходимо для того, чтобы возникло четкое изображение

предмета на сетчатке глаз посредством механизмов аккомодации и

конвергенции. Поэтому восприятие величины предмета достигается

благодаря взаимодействию величины изображения на сетчатке с ак-

комодацией и конвергенцией глаз.

Если два предмета разной величины, расположенные в од-

ном направлении, находятся на одном и том же расстоянии, то

сигналом для различения их величины является только величина

изображения на сетчатке, так как аккомодация и конвергенция

по отношению к этим двум предметам является одинаковой. В

этом случае восприятие величины предметов на одном и том же

расстоянии осуществляется на основе величины изображения их

на сетчатке: чем больше величина изображения, тем больше пред-

мет и чем меньше она, тем меньше предмет. Если же эти предме-

ты расположить на разном расстоянии так, чтобы величина изоб-

ражения их была одинакова, то сигналом для различения их ис-

тинной величины будет являться различная степень аккомода-

ции и конвергенции глаз. Чем больше аккомодация и конверген-

ция глав, при одной и той же величине изображения, тем меньше

предмет и чем она меньше, тем больше предмет.

Если же предмет приближается или удаляется от наблю-

дателя, то сигналом о том, что его величина не изменяется

является изменяющееся взаимодействие между величиной

изображения и степенью аккомодации и конвергенции глаз. Так до-

стигается константность восприятия величины предметов при из-

менении расстояния до них.

Восприятие объема, глубины и удаленности предметов дости-

гается посредством бинокулярного зрения. Для того, чтобы возник

образ предмета необходимо, чтобы изображение на сетчатках глаз

падало на идентичные, то есть равноудаленные точки сетчатки. В

этом случае предмет воспринимается как плоский. Для того, что-

бы он воспринимался в объеме и глубине необходимо, чтобы изоб-

ражение падало на диспаратные, т.е. на не соответствующие точ-

ки сетчатки правого и левого глаза. Создавая диспаратность на

сетчатках глаз стереоскоп позволяет воспринимать предметы, изоб-

раженные на плоскости, как имеющие объем, так и пространствен-

ное место нахождение. Если диспаратность превышает норму, то

возникает эффект восприятия двойственных объектов.

В зрительном восприятии имеет место иллюзии, т.е. искажение

образа воспринимаемого объекта. Иллюзии могут возникать под вли-

янием закона контраста между предметом и фоном или в результате

переоценки размеров части и целого в воспринимаемом объекте. При-

чиной иллюзии может быть особенность освещенности объекта: че-

ловек в белом платье воспринимается более полным, чем в темном;

на темном фоне фигуры кажутся более светлыми, чем обычно.

При нарушении зрения восприятие формы, величины и объема

небольших предметов осуществляется посредством осязания. Сле-

пые, ощупывая предмет, могут довольно точно воспринять предмет и

опознать его. Если же они имеют дело с большими предметами, то

судят о их форме и размерах по особенностям той части, которую они

ощупывают. В этом случае у них возникает иллюзия уподобления, на

основе которой образ всего объекта рисуется им на подобии той час-

ти, которую они обследуют. Так, в одной индийской легенде рассказы-

вается о том как пять слепых, идущих держась за веревку, повстреча-

ли человека со слоном и попросили его, чтобы он дал им возможность

пощупать слона. Он подвел его к ним и каждый слепой оказался про-

тив определенной части слона. Первый пощупал хобот и сказал, что

слон похож на толстый канат, второй, пощупав ухо, заявил, что слон

похож на лист лотоса, третий обследовал ногу слона и сказал, что он

похож на колонну, четвертый потрогал бок слона и заявил, что слон

похож на крепостную стену, пятый, пощупав кисточку хвоста, сказал,

что слон похож на метлу.

Восприятие каждого человека имеет свои индивидуальные

особенности. Существует три типа зрительного восприятия: син-

тетический, аналитический и аналитико-синтетический. Первый

тип воспринимает сложный объект в целом, не выделяя деталей.

У него возникает общее мало расчлененное впечатление о всем

объекте. Отдельных деталей он часто не замечает и поэтому,

когда возникает необходимость воспроизвести их, он это сде-

лать не в состоянии. Второй тип замечает прежде всего детали

объекта, их особенности и наиболее характерные признаки. Об-

щее же впечатление об объекте у него бывает смутное и мало

определенное. Про такого человека говорят, что он за деревья-

ми не видит леса. Третий тип хорошо воспринимает как предмет

в целом, так и его отдельные детали. Поэтому при необходимо-

1 Грегори Р.Л. Разумный глаз. - М., 1972.

сти он может дать полное и исчерпывающее описание всего объекта и

каждой части в отдельности. При исследовании нового объекта этот

тип легко переходит от изучения предмета в целом к изучению каждой

его части и обратно. Благодаря этому результаты познания восприни-

маемого предмета являются наиболее полными и точными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.