Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни проявления познавательных способностей




Результаты познавательной деятельности.

Заполняется таблица следующим образом.

1. В графе “восприятие информации” указывается:

1 - количество слов в тексте с отвлеченным смысловым содер-

жанием; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количество

слов с наглядно-действенным содержанием.

2. В Графе “воспроизведение” указывается: 1 - количество слов с

отвлеченным смысловым содержанием, имеющихся в изложении уча-

щегося; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количество

слов с наглядно-действенным содержанием.

3. В графе “осмысление” указывается: 1 - количество связей от-

влеченного характера; 2 - количество связей образного характера; 3 -

количество связей наглядно-действенного содержания.

4. В графе “образное отражение” указывается: 1 - общее коли-

чество изображенных в рисунке объектов; 2 - группировки объек-

тов.

На основе анализа результатов познавательной деятель-

ности при усвоении текста создается возможность для опре-

деления уровня проявления познавательных способностей уча-

щихся. Для этого заполняется таблица 2, где дается оценка в

баллах мнемических, интеллектуальных, репродуктивных и

вербальных способностей учащихся.

Таблица 2.

У чен и к и

М н ем и-

ч еск ие

И н тел лек -

туа л ь н ы е

Р еп р о дук -

ти вн ы е

Вер б а л ь -

ны е

О б щ и й

б а лл

1 2 1 2 1 2 1 2

Мнемические способности: 1 - оцениваются на основе запо-

минания слов, имеющих отвлеченное смысловое содержание; 2 -

оцениваются на основе запоминания количества слов, имеющих

конкретное содержание.

Интеллектуальные способности: 1 - оцениваются на основе

умения понять главную мысль текста; 2 - оцениваются на осно-

ве умения понять конкретные связи в тексте.

Репродуктивные способности: 1 - оцениваются на основе на-

личия правильного представления о ситуации, описанной в тек-

сте; 2 -оцениваются на основе наличия правильных связей меж-

ду образами.

Вербальные способности: 1 - оцениваются на основе богат-

ства лексики языка; 2 - оцениваются на основе правильного ис-

пользования семантики языка.

По каждому критерию проявления способностей выставля-

ется балл. Балл “0” выставляется при низком проявлении спо-

собностей, когда результаты познавательной деятельности ученика зна-

чительно ниже того, что требуется при усвоении текста. Балл “1” вы-

ставляется при среднем уровне проявления способности, когда усвое-

ние информации, заложенной в тексте, происходят наполовину. Балл

“2” выставляется при высоком уровне проявления способностей,

когда показания ученика соответствуют требованиям текста.

Общий балл при наличии суммы баллов по всем способностям

от 1 до 6 оценивается как показатель низкого уровня проявления по-

знавательных способностей. Общий балл при наличии суммы баллов

от 7 до 12 оценивается как показатель среднего уровня проявления

способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 13 до 16

оценивается как показатель высокого уровня проявления способнос-

тей.

Таким образом, эта методика дает возможность одновремен-

но диагностировать не только отдельно взятые познавательные спо-

собности, но и оценить общий уровень их общего развития. При

наличии низкого уровня проявления той или иной познавательной

способности имеется возможность развить ее путем специальной

тренировки, используя для этого соответствующие методики, опи-

санные в специальной литературе.

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и

личности. Киев, 1978.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971.

Карпов В.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного разви-

тия учащихся. “Знание”, РСФСР, 1990.

Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

Сергеев К.К. Школьная психодиагностика. Херсон, 1988.

Сорокун П.А. Комплексное изучение познавательной деятельности и по-

знавательных способностей учащихся. Сб. Психолого-педагогические про-

блемы сознания и деятельности. Псков, 1997.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших

школьников. М., 1988.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учеб-

ном процессе. М., 1979.

Глава 8. Сенсорные познавательные процессы

Основные понятия: ощущения, свойства ощущений, закономерно-

сти ощущений, виды ощущений, восприятие, свойства восприятия, виды

восприятия, внимание, свойства внимания, виды внимания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.