Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура познавательной деятельности




Познавательная деятельность осуществляется посредством

гностических действий, которые делятся на два класса: внешние

и внутренние. Внешние гностические действия направлены на

познание предметов и явлений, которые непосредственно дей-

ствуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в про-

цессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами.

Внешние гиостические действия, совершаемые органами чувств,

могут быть поисковыми, установочными, фиксирующими и про-

слеживающими. Поисковые действия направлены на обнаруже-

ния объекта познания, установочные - на выделение его среди

других объектов, фиксирующие - на обнаружение наиболее ха-

рактерных его свойств и качеств, прослеживающие - на получе-

ние информации о тех изменениях, которые происходят в объек-

те. Продуктом этих действий являются сенсорные познаватель-

ные процессы - ощущения и восприятия, которые отражают состояние

внешней и внутренней среды и отдельные объекты.

Результатом познавательной деятельности на чувственной

ступени познания являются субъективные впечатления и образы,

которые отражают предметы и их свойства как при непосред-

ственном контакте, так и на расстоянии. Возникновение субъек-

тивных впечатлений и образов осуществляется на основе сенсор-

ных и перцептивных действий, направленных на обнаружение,

различение, отождествление и опознание предметов и их свойств.

Впечатления и образы, возникающие на чувственной сту-

пени познания, являются основой для осуществления внутрен-

них гностических действий, на основе которых проявляются ин-

теллектуальные процессы: память, воображение и мышление.

Память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на оп-

ределенное время и в нужный момент воспроизводит. Память дает

возможность человеку накапливать индивидуальный опыт и исполь-

зовать его в процессе поведения и деятельности. Познавательная фун-

кция памяти осуществляется посредством мнематических действий,

направленных на установление связи вновь приобретаемой информации с

ранее усвоенной, на ее закрепление и воспроизведение.

Воображение дает возможность преобразовывать образы

воспринимаемых предметов и явлений и создавать новые пред-

ставления о таких объектах, которые недосягаемы для челове-

ка или которые вообще не существуют в данное время. Благо-

даря воображению человек может познать будущее, прогнози-

ровать свое поведение, планировать деятельность и предвидеть

ее результаты. Представления воображения возникают на осно-

ве осуществления репродуктивных действий, направленных на

расчленение образов, хранящихся в памяти, соединение различ-

ных их частей, уподобление одних образов другим, чрезмерное

их увеличение или уменьшение.

Мышление дает возможность отвлечься от чувственно вос-

принимаемой действительности, обобщить результаты познава-

тельной деятельности, проникнуть в сущность вещей и познать

такие предметы и явления, которые существуют за пределами

ощущений и восприятия. Продуктом мышления являются мыс-

ли, которые существуют в форме понятий, суждений и умозак-

лючений. Новые мысли возникают в результате осуществления

умственных действий посредством которых сопоставляются

предметы и явления, выделяются их общие и существенные при-

знаки, на основе которых познаваемые объекты классифицируются и

систематизируются.

В процессе познания происходит движение мыслей в созна-

нии субъекта от незнания к знанию, от неполного знания к пол-

ному, от знаний, отражающих внешние свойства предметов, к

знаниям о их сущности, от ложных знаний к истиннм, адекватно

отражающим мир.

Между сенсорными и интеллектуальными процессами су-

ществует постоянная связь. Содержание сенсорных познаватель-

ных процессов является материалом для функционирования ин-

теллектуальных процессов, а последние, в свою очередь, дела-

ют их осмысленными и понятными для личности. Все это проис-

ходит потому, что познавательная деятельность человека осу-

ществляется в рамках сознания, которое интегрирует их в еди-

ный процесс познания.

Объединение всех элементов познавательной деятельности в

единое целое осуществляет также язык и речь, на базе которых фун-

кционирует сознание. Посредством слов человек обозначает все,

что он ощущает, воспринимает, запоминает, о чем думает, мечта-

ет, переживает. Благодаря этому человек не только осознает окружаю-

щий его мир и самого себя, но и в состоянии регулировать свою познава-

тельную деятельность.

Большую роль в процессе познания играет внимание. Оно

направляет и сосредотачивает сознание человека на познаваемых

предметах и явлениях. Внимание является одним из тех психичес-

ких состояний человека, которое обеспечивает продуктивное фун-

кционирование всех психических познавательных процессов.

Процесс познания является очень сложным и трудным, часто

связан с преодолением разнообразных препятствий и поэтому тре-

бует проявления волевых усилий. Отсюда познавательная дея-

тельность связана не только с познавательными, но и с воле-

выми процессами. Воля регулирует познавательную деятель-

ность человека. Она мобилизует все ресурсы на преодоление

трудностей, возникающих в процессе познания.

Познавательная деятельность неразрывно связана с чувства-

ми и эмоциями, так как человеку свойственно переживание своего

отношения к тому, что он познает или делает. В связи с этим все

познавательные процессы приобретают эмоциональную окраску

или, так называемый, чувственный тон. Особенно это ярко прояв-

ляется в ощущениях и восприятиях. Мы чувствуем приятные и не-

приятные запахи, нам нравятся одни предметы и не нравятся другие. Чув-

ства влияют и на продуктивность памяти. Мы хорошо запоминаем ту

информацию, которая вызывает у нас положительные или отрицатель-

ные чувства.

Большое влияние оказывают чувства и на процесс мышле-

ния. Возникающие в процессе мышления трудности иногда ока-

зывают негативное или позитивное влияние на интеллектуаль-

ную деятельность. Мы радуемся, когда успешно решаем интел-

лектуальную задачу, огорчаемся, если она не получается. Та-

кие переживания, которые проявляются в форме любознатель-

ности, пытливости, вероятности, сомнения, уверенности и тор-

жества, возникающие в связи с познанием нового, неизвестного,

в психологии называются интеллектуальными чувствами. Из-

вестно, как Архимед, обрадовавшись, что он решил трудную

задачу о наличии примеси серебра в золотой короне, с возгла-

сом “эврика” бросился к царю, чтобы доложить ему об этом. В

современной психологии существует специальное направление,

занимающееся изучением процесса открытия нового, неизвестно-

го, которое получило название “эвристики”.

Большое влияние на результаты познавательной деятельности

человека оказывают познавательные способности. Их наличие дает

возможность успешно изучать и исследовать предметы и явления,

приобретать новые знания, решать проблемные задачи, применять

новые приемы и способы умственной деятельности. Познавательные

способности могут быть сенсорными, перцептивными, мнемически-

ми, репродуктивными, интеллектуальными и вербальными.

Познавательные способности стимулируют, направляют и регу-

лируют гиостическую деятельность, делая ее более продуктивной, чем

при их отсутствии. Сенсорные способности дают возможность более

полно и точно отражать свойства и качества предметов и явлений, а

также состояний внешней и внутреннй среды. Перцептивные способ-

ности проявляются в умении наблюдать за предметами и явлениями,

замечать малейшие изменения в их состоянии и развитии. Мнемичес-

кие способности обеспечивают полное и точное запоминание, сохра-

нение и воспроизведение полученной в процессе познания информации.

Репродуктивные способности помогают представить внутреннее стро-

ение и структуру изучаемых объектов и те изменения, которые могут

произойти с ними в будущем. Интеллектуальные способности прояв-

ляются в умении анализировать и обобщать полученную в процессе

познания информацию, и оперировать образами и мыслями, делать

правильные теоретические и практические выводы. Вербальные спо-

собности дают возможность правилно описать познаваемые предме-

ты и явления, подвести итоги познавательной деятельности, правиль-

но сформулировать гипотезы, концепции и теории, объясняющие сущ-

ность изучаемых явлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.