Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие субъектов в процессе общения




Вступая в контакт в процессе общения люди не только об-

мениваются информацией, но и взаимодействуют между собой, стре-

мясь оказать влияние друг на друга, добиться от партнера желаемого

ответа, выполнить просьбу, пообещать совершить какое-либо действие

или поступок. Формы влияния партнеров по общению могут быть са-

мыми разнообразными.

Прямой формой влияния является принуждение, высказан-

ное в форме приказа, распоряжения, требования и угрозы нака-

зания, если они не будут выполнены. В то же время известно,

что педагоги и разного рода руководители предъявляют к уча-

щимся и к своим подчиненным массу требований, но их влияние

является незначительным и педагогический эффект нулевым. Это

объясняется тем, что директивные требования вызывают про-

тест и нежелание выполнить их неукоснительно, а если они и

выполняются то формально и кое как.

Между тем существует много более эффективных спосо-

бов влияния, чем прямое принуждение. Чаще всего применяется

воздействие в форме убеждения, под влиянием которого у инди-

вида формируется аргументированная установка совершать оп-

ределенные действия и поступки как наиболее целесообразные

для достижения поставленной цели. Иногда применяют для воз-

действия на личность такой способ как внушение, посредством

которого стараются вызвать или изменить у партнера по обще-

нию желаемые для внушающего взгляды, убеждения, верования,

установки. Возможно и такое воздействие как заражение, когда

состояние одной личности передается другой, что и побуждает

её подражать действиям этой личности. Применяется и такой

способ воздействия на личность, когда партнер по общению под-

вергает справедливой критике своего оппонента за некомпетен-

тность и за необдуманные действия и поступки. В некоторых

случаях убедившись, что личность не реагирует на справедли-

вую критику её подвергают бойкоту, игнорируя все её попытки нала-

дить прежние отношения с окружающими. Можно применять и такую

меру как просьбу удовлетворить желание её инициатора, так как это

не составляет труда для адресата. Иногда стремясь воздействовать

на личность её партнер начинает проявлять благосклонность по пово-

ду её желаний и стремлений, которые будут реализованы в русле пла-

нов, задуманных субъектом по общению.

Форма применения взаимовлияния зависит во многих случаях от

дистанции между общающимися и от тех официальных и межличнос-

тных отношений, которые существуют между ними. Дистанция в об-

щении может быть большой и малой. Большая дистанция имеет мес-

то в официальных структурах, где вышестоящие начальники общают-

ся с основной массой подчиненных через нижестоящих, отдавая им

приказы и распоряжения в устной и письменной форме. Малая дистан-

ция существует между непосредственными начальниками и подчинен-

ными, а также между рядовыми членами в любых групповых объеди-

нениях.

Начальники оказывают влияние на подчиненных, применяя

принуждение, убеждение, внушение, критику, а также проявляя

благосклонное отношение к ним. Подчиненные тоже могут вли-

ять на начальников, высказывая просьбы и пожелания, упраши-

вая их отпустить пораньше с работы, дать внеочередной отпуск,

оказать денежную помощь и т.д.

В процессе общения часто возникают межличностные кон-

фликты. Конфликт - это напряженная ситуация, возникшая в ре-

зультате столкновения личностей, находящихся в аффективном

состоянии, вызвавшая кризис в их отношениях. В основе кризи-

са лежат противоречия и разногласия, возникшие в процессе об-

щения. Почвой для кризиса являются разногласия в области мо-

ральных, нравственных ценностей, личных интересов, желаний,

стремлений, целей и способов их достижения.

Межличностный конфликт - это напряженное состояние лич-

ностей, возникшее в результате наступления кризиса в их отно-

шениях, обусловленных разногласиями в области духовных цен-

ностей, личных интересов и способов их достижения.

Конфликты могут возникнуть в связи с нарушением пра-

вил и норм общения и взаимодействия между людьми. Часто при-

чиной конфликта может являться нечестное, несправедливое, непоря-

дочное и нетактичное поведение одной личности по отношению к дру-

гой. Поэтому одним из основных условий нормального общения явля-

ется соблюдение такта общающимися.

Такт - это способность человека соблюдать правила и нор-

мы поведения, которые соответствуют ожиданиям партнеров по

общению. Бестактность - это нарушение личностью ожидаемых

от неё норм поведения в процессе общения, которое приводит к

прекращению нормального взаимодействия между общающимися

и является причиной возникновения конфликтной ситуации.

Острота конфликта зависит как от эмоционального со-

стояния, так и от психических свойств личности, присущих

общающимся. Есть люди, не склонные к конфликтам, а есть

“задиры” или “нонконформисты”, которые конфликтует со

всеми по любому поводу. Нонконформисты - это личности,

открыто не подчиняющиеся давлению группы и не желающие

следовать принятым в ней правилам поведения.

Причиной конфликтов являются часто не столько разногла-

сия, сколько стремление одного навязать свою волю другим, за-

ставить их действовать вопреки присущим им взглядам, жела-

ниям и стремлениям. Длительность конфликта зависит от степе-

ни противостояния друг другу, от настроенности на “победу”,

от степени нежелания понять друг друга и от стремления пойти

навстречу друг другу.

Межличностный конфликт имеет не только отрицательное,

но и положительное значение в процессе общения между людь-

ми. Отрицательную роль играет, так называемый, тупиковый

конфликт, в основе которого лежат непримиримые противоре-

чия, возникшие между личностями в результате оскорбительных

действий одного из партнеров по общению. Примером этому яв-

ляется конфликт между Ленским и Онегиным. Инициатором кон-

фликта был Ленский, который усмотрел в действиях Онегина

злой умысел, направленный против него и близких ему лю-

дей. Поэтому никакие доводы Онегина и окружающих людей

не могли убедить его в обратном.

Положительную роль играет конфликт в связи с тем, что он

является сигналом неблагополучия в межличностных отношени-

ях, которые следует изменить разрешая конфликтную ситуацию

в интересах всех людей, вовлеченных в него. Кроме того, ситуатив-

ный конфликт играет роль стимулятора развития процесса общения.

Он вносит оживление в процесс общения, который приобретает дис-

куссионный характер, и в связи с этим может продолжаться длитель-

ное время, вовлекая многих людей.

Возникшие в процессе общения межличностные конфликты

могут в определенной степени регулироваться, управляться и

своевременно разрешаться. Существует много способов регу-

ляции и разрешения конфликтов между субъектами. Трудность

в регулировании и разрешении конфликтов заключается в том, что они

связаны с повышенным эмоциональным состоянием субъектов, кото-

рые часто не в состоянии ими управлять. Каждому из конфликтующих

кажется, что его не понимают, что его правота очевидна и что его

оппонент не соглашается с ним из чувства враждебности и недобро-

желательства к нему. Такое взаимное предубеждение не только не

разрешит конфликт, но еще больше усугубит его.

Возможность разрешения межличностного конфликта заключа-

ется в том, что каждый из оппонентов должен отделить эмоции от

своего “Я” и обратить внимание на внешние и внутренние причины,

вызвавшие конфликт. Но это будет возможно только в том случае, если

субъект может критически подойти к своей личности и в дальнейшем

сознательно осуществлять самоконтроль и регуляцию своего поведе-

ния. Для того, чтобы прийти к согласию оппоненты должны настроить

себя не на конфронтацию, а на сотрудничество. Только в этом случае

они могут прийти к взаимопониманию и устранить разногласия.

Но это не всегда сразу удается. Иногда проходит достаточно

много времени пока противники не успокоятся и не поймут, что нужно

пойти навстречу друг другу, проявить готовность к пониманию своего

оппонента и продемонстрировать ее. Необходимо помнить, что чело-

век сам создает те правила, которым следуют другие, осуществляя

поведение по отношению к нему. Если конфликтующие субъекты сами

не могут прийти к взаимопониманию и согласию, то в этом им может

помочь посредник, человек, который пользуется их доверием и уваже-

нием. Он может дать объективную оценку поведения противников,

настроить их на примирение и убедить их в необходимости прийти к

согласию. Только в результате достижения согласия можно считать,

что возникшие разногласия устранены, а межличностный конфликт

исчерпан.

При отсутствии согласия конфликт может быть разрешен

на некоторое время. Это может иметь место, например, в том

случае, если один из конфликтующих является сильной личнос-

тью и может применить к своему более слабому противнику же-

сткие меры: предъявить ультиматум, оказать эмоциональное

давление, заставить угрозами пойти на примирение. В другом

случае более хитрый противник может обмануть своего просто-

душного оппонента и заставить его примириться, пообещав ему

никогда не конфликтовать с ним в будущем, быть ему верным

другом и т.п.

Возможен и такой выход из конфликта, когда один из конф-

ликтующих вместо решения проблемы и устранения разногла-

сий стремится уйти от реальной действительности, сделать вид,

что никакой проблемы не существует. Это происходит в том

случае, когда проблема для субъекта не представляет большого

значения, а возможное решение её потребует больших усилий.

Противоположным конфликтному является дружеское об-

щение, которое характеризуется взаимной привязанностью ин-

дивидов, основанной на чувстве доверия, взаимного уважения и

доброжелательного отношений друг к другу. Конфликтные си-

туации при дружеском общении возникают крайне редко, а их

разрешение происходит часто безболезненно для субъектов.

Таким образом, взаимодействие субъектов в процессе об-

щения имеет сложный динамический характер. Оно может

быть кратковременным и длительным, спокойным и оживлен-

ным, свободным и дискуссионным, деловым и интимным, кон-

фликтным и дружеским.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.