КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статус субъекта в группе
Каждый субъект занимает в системе межличностных отноше- ний определенную позицию, которая закрепляет его место в груп- пе и определяет характер его взаимоотношений с другими членами груп- пы. Положение индивида в группе находится в прямой зависимости от его деловых и личных качеств, которые определяет его статус, то есть место в группе, закрепленное в системе прав и обязанностей, существующих в данном сообществе. Статус - это позиция, место субъекта в группе, опре- деляющее его положение в системе межличностных отношений, в соот- ветствии с деловыми и личными качествами, правами и обязанностями. Будучи членом различных социальных групп каждый индивид имеет целый ряд социальных позиций, которые составляет его “ста- тусный набор”. Он может быть директором, инженером, отцом, му- жем, братом, спортсменом, музыкантом. В формальных группах статус личности определяется её ме- стом в официальной структуре и теми деловыми качествами, ко- торые ей присущи. Статус личности в группе может быть высо- ким или низким. Высокий статус в формальных группах имеют руководители и высококвалифицированные специалисты, выпол- няющие наиболее важные функции на предприятиях и учреждени- ях. Они пользуются авторитетом в силу своей должности и высо- кой профессиональной компетентности. Низкий статус у рядовых работников, которые является исполнителями сравнительно про- стых функций, предусмотренных штатным расписанием, и тех распоряжений, которые исходят от руководителей. Высокий статус руководителей закреплен в понятии “началь- ники”, низкий статус рядовых исполнителей – “подчиненные”. Офи- циальный статус каждой личности в формальных объединениях
может быть без труда установлен, так как он зафиксирован в штатном расписании и в других официальных документах, рег- ламентирующих деятельность предприятия или учреждения. Кроме официального статуса каждый член формальной груп- пы имеет также и неофициальный статус. В отличие от офици- ального статуса неофициальный нигде не зафиксирован и по- этому для его выявления в психологии применяется специаль- ный метод “социометрии”, что означает “социальное измерение”. Этот метод дает возможность не только изучить структуру нефор- мальной группы, но и установить соцеометрический статус каждой личности в системе неофициальных взаимоотношений. Метод социометрии применяется следующим образом. Члены группы заполняют карту выбора, где, указывают свою фамилию и фа- милии трех членов группы, с которыми они хотели бы осуществлять совместную деятельность. Полученье данные заносятся в таблицу выборов, в которой перечислены все члены группы, имеющие поряд- ковые номера по вертикали и по горизонтали, и указывается количе- ство выборов, полученных каждым из них. В зависимости от получен- ных выборов каждый член группы (его порядковый номер) заносится в социограмму, которая имеет форму мишени в виде четырех концен- трических кругов. В центральный круг заносятся номера членов груп- пы, получивших 5 и более выборов. Во второй круг заносятся номера членов группы, получивших 3-4 выбора. В третий круг заносятся но- мера членов группы, получивших 1-2 выбора. В четвертый круг зано- сятся номера членов группы, не получивших ни одного выбора. В со- циограмме также указывается, при помощи стрелок, кто кого выби- рал. В социограмме зафиксирована позиция, статус каждого чле- на группы в системе межличностных отношений. Члены груп- пы, чьи порядковые номера находятся в центральном круге, на-
зываются “звездами”. Члены группы, порядковые номера кото- рых находятся во втором круге, называются “предпочитаемы- ми”. Члены группы с порядковыми номерами в третьем круге называются “оттесненными” или “пренебрегаемыми”. Члены группы с порядковыми номерами в четвертом круге называют- ся “изолированными”. Самый высокий статус имеют “звезды”, так как их чаще всего выбирают, они пользуются авторитетом и имеют высо- кий престиж, к их мнению прислушиваются, их дружбой доро- жат. “Звезды” являются неофициальными лидерами и инициа- торами различных дел в группе. Они занимают господствую- щее положение в группе, создают общественное мнение, оказы- вают основное влияние на характер взаимоотношений между членами группы. Лидеры управляют всеми делами в группе и регулируют поведение как отдельных членов, так и всей группы. Ли- дер является носителем таких качеств личности, которые отвечают ценностям, принятым в данной группе. Он является образцом и ориен- тиром для подражания во всех сферах поведения и деятельности. Ли- дер представляет группу в обществе. Он контактирует с лидерами других групп и решает все вопросы, связанные с взаимодействием своей группы с другими группами. Неофициальный лидер может быть и официальным руководителем, если он пользуется авторитетом в группе не только в силу своего служебного положения, но и являет- ся популярной личностью. “Предпочитаемые” тоже имеют довольно высокий статус и за- нимают благоприятное положение в группе, они пользуются внимани- ем со стороны определенной категории лиц, общаются и дружат с ними, являются авторитетными личностями в своем круге. “Оттесненные” или “пренебрегаемые” имеют низкий статус в группе. Они пользуются вниманием только со стороны отдельных чле- нов группы. Большинство членов группы не вступают с ними в кон- такт и не завязывают никаких отношений. “Оттесненные” ведут себя пассивно, стараются не принимать никакого участия в делах группы, все что поручают им делают неохотно, часто не доводят порученное дело до конца. “Изолированные” занимают самое неблагоприятное поло- жение в группе. Их статус - отрицательный. Они не имеют опре-
деленного места в системе межличностных отношений в группе, их просто не замечают. Их присутствие терпят, но близких от- ношений с ними не устанавливают, хотя они сами пытаются ус- тановить дружеские контакты с некоторыми членами группы. Оказавшись изолированными в своей группе они стараются завязать отношения со случайными людьми, которые часто используют их в своих интересах, привлекая к неблаговид- ным делам и к антиобщественному поведению. Исследования Я.Л. Коломенского показывают, что у школь- ников “звездами” являются учащиеся, имеющие много положи- тельных качеств, таких как опрятность, общительность, обая- тельность, честность, отзывчивость, тогда как в разряд “изоли- рованных” часто попадают ученики, имеющие только одно от- рицательное качество такое как, например, драчливость или неряшли- вость. Статус субъекта в группе может изменяться, то повышать- ся, то понижаться. Это происходит потому, что изменяется по- ложение индивида в группе, повышаются или понижаются ре- зультаты его деятельности, трансформируются в положитель- ную или в отрицательную сторону свойства его личности, изме- няются культурные и духовные потребности и привычки.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |