Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная бухгалтерия. Общая часть 4 страница




В бухгалтерском учете под инвентаризацией понимается факти

ческое снятие остатков товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также всех расчетов предприятия путем их пересчета, обмера, взвешивания и т.п. в целях последующего сопоставления их

наличия с данными бухгалтерского учета на определенный момент времени.

Причина проведения инвентаризации кроется в том, что все записи в бухгалтерском учете производятся на основании первичных учетных документов, однако могут возникнуть расхождения между показателями учета и фактического наличия материальных ценностей, денежных средств и расчетов.

Эти расхождения появляются вследствие:

1) изменений, происходящих с течением времени с ТМЦ (гниением, усушкой, утруской и т.п.); т.е. так называемыми потерями на естественную убыль;

2) неправильного отражения в учете данных на основании первичных учетных документов (ошибки, описки) из-за халатности работников;

3) прямого злоупотребления материально ответственных лиц путем обмана, обвеса, хищения и присвоения ценностей.

Поэтому необходимо «время от времени» проверять соответст

вие фактического наличия ТМЦ, ДС и расчетов с их документальным учетом.

Периодичность и сроки проведения инвентаризации устанавливаются в соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах, например:

– основные фонды инвентаризуются не менее 1 раза в год и не

ранее 1 ноября отчетного года;

– капитальные работы – также 1 раз в год и не ранее 1 декабря

отчетного года;

– готовая продукция, сырье и материалы – не менее 1 раза в год и не ранее 1 октября текущего года;

– молодняк животных и животные на откорме, птица и звери – не менее 1 раза в квартал;

– денежные средства, денежные документы и документы строгой отчетности – не менее 1 раза в месяц;

– товары и материалы в пути, денежные суммы в пути и подотчетные суммы – ежемесячно и т.д.

Виды инвентаризаций разнообразны и классифицируются по различным основаниям:

I. В зависимости от полноты охвата средств:

– полная инвентаризация охватывает все без исключения средства предприятия. Она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится, как правило, 1 раз в год – перед составлением годового бухгалтерского баланса предприятия на 1 января.

– частичная инвентаризация охватывает определенные виды средств предприятия. Например, инвентаризация денежных средств в кассе предприятия, готовой продукции на складах, расчетов с Балан

сами и т.д.

II. По характеру проведения:

– плановые инвентаризации проводятся по плану (графику) в заранее намеченные сроки. В ноябре – декабре текущего года на предприятиях разрабатываются планы, графики проведения инвентаризаций (где, когда, у кого);

– внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных, правоохранительных и других контрольных органов. Например, в случаях поступления сигналов о нарушении отпуска или приема ценностей, хищениях и других злоупотреблениях;

– случайные инвентаризации проводятся при передаче в течение года материальных ценностей от одного МОЛ другому, после пожаров, наводнений, краж, ограблений и т.п.

III. В зависимости от повторности проведения:

– первичные инвентаризации проводятся по первоначальному заданию (запросу).

– повторные инвентаризации назначаются по повторному заданию (запросу).

IV. В зависимости от контролирующих органов:

– ведомственные инвентаризации проводятся ведомственными органами.

– вневедомственные инвентаризации проводятся вневедомственными органами.

По другим критериям.

§ 2. Основания и требования проведения инвентаризации

Основаниями проведения инвентаризаций являются:

– установленный порядок проверки хозяйственных средств, ДС, ТМЦ и расчетов (см. периодичность и сроки инвентаризаций);

– смена материально ответственного лица (при передаче мате

риальных ценностей от одного материально ответственного лица

другому);

– различные случайности, стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения, кражи, ограбления и т.д.);

– сигналы о злоупотреблениях материально ответственных лиц (обман, обвесы, хищения и т.д.).

Порядок проведения и оформления инвентаризаций в различ

ного вида предприятиях и организациях установлен Методическими рекомендациями по инвентаризации имущества и финансовых обя

зательств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ

от 13 июня 1995 г. № 49.

Главные требования проведения инвентаризаций:

– комиссионность – любая инвентаризация должна проводиться комиссией, состав которой определяется приказом или распоряжением руководителя предприятия, вышестоящим или контролирующим органом. В состав инвентаризационной комиссии, как правило, должны входить: представители администрации предприятия (или вышестоящих, или контролирующих органов), работники бухгалтерии, финансист или экономист, материально ответственные лица, представители общественных организаций и др. При проведении инвентаризации

одновременно с документальной ревизией в состав комиссии вводят ревизора (ревизоров);

– внезапность – начало проведения инвентаризации должно быть внезапным для материально ответственного лица, т.е. оно о сроках ее проведения не должно знать. В первую очередь требование внезап

ности должно быть обеспечено, если инвентаризация проводится по требованию правоохранительных органов;

– непрерывность – любая инвентаризация должна проводиться

непрерывно в течение установленного срока, исключая доступ посторонних лиц в помещения, где она проводится. Во время обеденных и естественных процессов (сон, туалет и т.п.) инвентаризационное помещение должно закрываться и опечатываться, при этом ключи хранятся у материально ответственного лица, а печать – у председателя инвентаризационной комиссии;

– реальность (т.е. строгое соблюдение установленного порядка проведения инвентаризации) – при снятии остатков ТМЦ или ДС должны присутствовать все члены инвентаризационной комиссии.

Запрещается подписывать инвентаризационные документы отсутствующим членам комиссии, делать записи в инвентаризационных документах на основе книжных остатков или со слов материально ответственного лица и т.п.;

– документальная обоснованность – все пересчитанные, измеренные, взвешенные ТМЦ и ДС должны быть соответствующим образом оформлены в инвентаризационные документы.

Если инвентаризация проводится по требованию правоохранительных органов, то требование внезапности ее проведения должно быть обеспечено в первую очередь.

Сотрудники правоохранительных органов (следователи, оперуполномоченные ОБЭП, участковые и т.д.) в состав инвентаризационной комиссии не включаются, однако им не запрещается присутствовать при проведении инвентаризаций, при этом они не имеют права подписывать какие-либо инвентаризационные документы.

§ 3. Этапы проведения инвентаризации

Инвентаризацию ТМЦ принято подразделять на три этапа: подготовка к проведению инвентаризации, снятие остатков ТМЦ и их оценка, выявление результатов инвентаризации.

I этап. Подготовка к проведению инвентаризации. На этом этапе прежде чем провести инвентаризацию, рабочая комиссия должна проверить измерительные приборы (сроки их проверки, точность, клеймение и т.п.), выяснить: какие первичные документы имеются у материально ответственного лица и переданы ли они вместе с реестрами (описями) в бухгалтерию. К началу инвентаризации на руках у

материально ответственного лица не должно оставаться ни одного

документа. В подтверждение этого материально ответственное лицо дает подписку. Во избежание последующей фальсификации товарные отчеты и приложенные к ним приходно-расходные документы за

несколько дней, предшествующих инвентаризации, визируются председателем комиссии до начала снятия остатков. В ряде случаев эти

документы могут визироваться, кроме того, следственным работником

ОВД, по инициативе которого проводится инвентаризация.

Инвентаризационная комиссия начинает работу с опломбирования всех мест хранения ценностей. Когда инвентаризация проводится по требованию сотрудников правоохранительных органов, опечатывание хранилищ часто производится им самим, как правило, до того, как о предстоящей официальной проверке станет известно материально

ответственному лицу. При этом составляется акт опечатывания помещения.

На время инвентаризации все операции с инвентаризируемыми ТМЦ должны быть прекращены, и посторонние лица в помещение, где проводится инвентаризация, не допускаются.

Если ТМЦ поступают во время инвентаризации, их складывают в отдельном помещении и на них составляют специальную опись.

На первом этапе проведения инвентаризации осуществляется также подборка ТМЦ по наименованиям, сортам, виду упаковки в порядке, удобном для пересчета, перемеривания, взвешивания; к ним прикрепляются инвентаризационные ярлыки.

II этап. Снятие остатков ТМЦ и их оценка. На этом этапе производится установление фактического наличия ТМЦ путем подсчета, взвешивания, обмера и т.д. в присутствии всех членов инвентаризационной комиссии (и оперативного работника ОВД). Категорически запрещается подсчитывать ТМЦ по количеству мест (бочек, ящиков, контейнеров и т.п.) без проверки их содержимого.

Выявленные во время снятия остатков ТМЦ непригодные, испорченные товары и материалы в общую инвентаризационную опись не включаются. На них составляется отдельный акт, в котором указываются причины порчи ТМЦ и фамилии материально ответственных лиц. По распоряжению руководителя предприятия проводится проверка по факту порчи товарно-материальных ценностей, определяются виновные лица и т.п.

Инвентаризуемая тара записывается в конце инвентаризационной описи после перечня всех ТМЦ.

Работа по снятию остатков ТМЦ оформляется инвентаризацион

ной описью.

III этап. Выявление результатов инвентаризации. После передачи экземпляра инвентаризационной описи в бухгалтерию выявляются результаты инвентаризации; для этого работником бухгалтерии при участии материально ответственных лиц составляются сличительные ведомости.

Результаты инвентаризации выявляются методом контрольного сличения остатков ТМЦ – книжных (бухгалтерских) и фактических.

Материально ответственные лица по результатам инвентаризации представляют объяснения о причинах образования недостач или излишков. Эти письменные объяснения должны подлежать проверке.

По окончании инвентаризации ее материалы рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии, где окончательно выясняются причины и виновные лица образования недостач и излишков, вносятся предложения по улучшению учета и хранения товарно-материальных ценностей, устранению недостатков, по неликвидным материалам, определяются виновные лица по созданию этих материалов и т.д. Результаты заседания инвентаризационной комиссии заносятся в протокол, который утверждает руководитель предприятия.

По истечении 10 дней после окончания инвентаризации все данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с данными инвентаризации и решением инвентаризационной комиссии.

§ 4. Основные документы процесса инвентаризации

Документы процесса (этапов) инвентаризации можно представить в следующем виде.

Документы процесса инвентаризации

Этапы проведения инвентаризации

Подготовка к проведению инвентаризации Снятие остатков ТМЦ и их оценка Анализ результатов инвентаризации

– приказ или распоряжение о проведении инвентаризации; – требование о проведении инвентаризации; – план-график проведения инвентаризаций; – подписка материально ответственных лиц (расписка); – инвентаризационный ярлык; – акт опечатывания помещения; – специальная опись; – акты проверки измерительных приборов; – другие. – инвентариза-ционная опись; – инвентаризационная ведомость; – акты различные; – другие. – сличительная ведомость; – акт инвентаризации – протокол инвентаризационной комиссии; – письменные объяснения материально ответственных лиц; – материалы проверок; – справки; – другие.

При проведении инвентаризации по инициативе правоохранительных органов указываются основания проведения инвентаризации и

задание (какие ТМЦ, у кого, в какие сроки и т.п.) на инвентаризацию. В задании указывается: какие товарно-материальные ценности необходимо проинвентаризировать, у какого материально ответственного лица, в какие сроки и т.д.

Инвентаризационная опись – основной документ процесса инвентаризации. Иногда этот документ называют инвентаризационной ведомостью.

В инвентаризационных описях комиссия указывает наименование и фактическое наличие ТМЦ в том порядке, в каком производилось снятие остатков, т.е. по местам хранения.

Инвентаризационную опись, как правило, составляют в 3-х экземплярах. В случае проведения инвентаризации при передаче ТМЦ

одним материально ответственного лица другому или по требованию правоохранительных органов (следователя или оперативного работника) описи составляются в 4-х экземплярах. Все экземпляры инвентаризационной описи считаются подлинниками (пишутся не под копирку). Каждая страница всех экземпляров описи сверяется и затем отдельно подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии, в том числе и материально ответственным лицом.

Чтобы исключить возможность приписок и различных подлогов, в описи в конце каждой ее страницы комиссия проставляет прописью количество заполненных строк (порядковых номеров), а также число натуральных единиц ТМЦ по графе «фактически оказалось». Натуральные единицы суммируются независимо от того, в каких единицах измерения показаны ценности. В данном случае разрешается сложе

ние килограммов с метрами, штуками, литрами, кубическими мет

рами и т.д. Такие же записи комиссия делает в конце описи.

Чтобы затруднить искажение результатов инвентаризации, в инвентаризационных описях необходимо точно указывать наименование каждого вида ТМЦ, проставлять его номенклатурный номер, артикул, сорт и цену.

Экземпляры инвентаризационной описи подписывают все члены комиссии, а также материально ответственные лица, в конце которой они дают подписку, удостоверяющую правильность записей в описи.

После оформления инвентаризационной описи первый ее экземпляр немедленно передается в бухгалтерию вышестоящей организации (он является контрольным); второй передается в бухгалтерию предприятия; третий остается у материально ответственного лица.

Если инвентаризация проводилась по требованию правоохранительных органов, то один экземпляр инвентаризационной описи немедленно передается им.

Результаты инвентаризации выявляются путем составления сличительных ведомостей работниками бухгалтерии при участии материально ответственных лиц. В сличительной ведомости, которая является другим основным документом инвентаризации, сопоставляются данные аналитического учета ТМЦ (так называемые книжные остатки) с фактическими остатками этих же ценностей, отраженными в инвентаризационных описях.

В сличительной ведомости содержатся данные о наименовании ТМЦ, по которым сличаются остатки, единицы измерения этих ценностей, их сорт, цена. Далее указываются книжные остатки ТМЦ в натуральных и денежных показателях, затем фактические остатки согласно инвентаризационной описи в тех же показателях, данные о пересортице, естественной убыли и окончательных результатах инвентаризации.

Сличительная ведомость составляется в 1-м экземпляре.

§ 5. Определение результатов инвентаризации

Результаты инвентаризации определяются путем сличения (сравнивания) фактических остатков ТМЦ с их книжными (бухгалтерскими) остатками методом контрольного сличения остатков (МКСО).

Схема использования МКСО

при определении результатов инвентаризации

Метод контрольного сличения остатков

Фактический остаток ТМУ (Фо) Книжный (бухгалтерский) остаток ТМУ (Кно)

Инвентаризационная опись на конец ивентаризационного периода Кно = Онп + П – Р (1)

Инв. опись Приходные Расходные

Результаты инвентаризации на начало учетные учетные

Фо – Кно инв. документы документы

1 Фо – Кно 0 баланс периода (Дн) (Др)

2 Фо – Кно + излишки

3 Фо – Кно – недостача

При совпадении книжных и фактических остатков ТМЦ выявляется положительный результат инвентаризации («баланс» ТМЦ). Однако необходимо учитывать, что такое совпадение в ряде случаев может быть вызвано тем, что члены инвентаризационной комиссии вместо фактической проверки ТМЦ заполняют инвентаризационные описи на основе книжных остатков ТМЦ или со слов материально ответственных лиц.

При превышении фактических остатков ТМЦ над книжными образуются излишки ТМЦ (отрицательный результат инвентаризации). Эти излишки не всегда следует считать «экономией» материально ответственных лиц. Значительные излишки ТМЦ обычно образуются в результате обсчета, обмера, обвеса и иного обмана покупателей, а также в результате завоза неоприходованных «левых» ТМЦ, приписок в инвентаризационных описях, составления «бестоварных» документов и других злоупотреблений. Иногда излишки могут быть также следствием ошибок в бухгалтерском учете.

При превышении книжных остатков ТМЦ над фактическими образуется недостача (отрицательный результат). Причинами ее могут быть хищения ТМЦ, присвоения, халатность материально ответственного лица, ошибки в учете, естественная убыль ТМЦ и др.

Недостача и излишки ТМЦ, выявленные в сличительной ведомости, образуются также вследствие пересортицы.

Пересортица ТМЦ имеет место при следующих условиях:

– при наличии однородных ТМЦ (картофель поздний, картофель ранний; рис 1 и 2 сортов и т.д.);

– когда имеются излишки по ТМЦ высшего сорта (большей цены) и недостача по ТМЦ низшего сорта (меньшей цены) и наоборот;

– выявлены излишки и недостача однородных ТМЦ у одного материально ответственного лица;

– один инвентаризационный период, где обнаружены излишки и недостача ТМЦ.

Пересортица может быть выявлена путем инвентаризации лишь в тех организациях, в которых ведется количественно-сортовой учет ТМЦ.

Причинами образования пересортицы могут быть следующие:

– ошибки материально ответственного лица при приеме или от

пуске ТМЦ;

– прямые злоупотребления материально ответственных лиц (обман, обвес, обсчет при отпуске ТМЦ низшего качества, сорта, чем указано в накладных);

– ошибочные записи в бухгалтерском учете (в таких случаях на виновное лицо накладывается административное взыскание);

– умышленное внесение неверных записей в первичные документы и бухгалтерский учет с целью запутать количественно-сортовой учет ТМЦ и др.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактичес

кими остатками ТМЦ и данными бухгалтерского их учета можно регулировать путем взаимного зачета излишков и недостач, возникших

в результате пересортицы (зачета пересортицы).

После зачета пересортицы оставшиеся излишки ТМЦ в сличительной ведомости должны быть полностью оприходованы. Что касается недостачи, то часть ее может быть списана за счет так называемой естественной убыли (например, усушки, утруски, гниения, утечки и т.п.).

Масса естественной убыли (М.е.у.) для плодоовощных товаров, подвергшихся гниению (арбузов, яблок, винограда, картофеля и т.п.), определяется по формуле:

Меу = ((Онп+П) · Неу) / 100 %,

где Онп – остаток плодоовощных товаров на начало инвентаризационного периода в натуральном измерении, кг;

П – документальный приход этих товаров за тот же инвентаризационный период, кг;

Неу – норма естественной убыли по инвентаризуемым плодоовощным товарам в % (берется по справочникам).

Норма естественной убыли по ТМЦ зависит от:

– вида ТМЦ;

– срока их хранения;

– времени года;

– пояса (зоны) территории России.

Пример: На оптовой базе краткосрочного хранения овощей и фруктов проведена инвентаризация арбузов. В наличии на 1 сентября на базе было 500 кг арбузов, затем поступили арбузы в сентябре месяце и хранились один месяц в количестве 1500 кг. Определим массу естественной убыли.

Онп = 500 кг

П = 1500 кг

Неу= 10 %

Меу= ((500+1500)·10%) / 100 % = 200 кг (это «законное» гниение).

Поэтому за недостачу арбузов в 20 кг материально ответственное лицо не будет отвечать. А создав благоприятные условия для хранения арбузов, материально ответственные лица могут экономить на естественной убыли (изымать для себя товары).

За недостачу или излишки ТМЦ материально ответственные ли

ца несут ответственность от административной, материальной до уголовной.

§ 6. Основные способы искажения

результатов инвентаризации и методы их выявления

Инвентаризация является средством контроля за сохранностью ТМЦ, собственности.

Однако инвентаризация может быть использована и для сокрытия хищений ТМЦ и ДС. Ее результаты могут быть умышленно искажены материально ответственными лицами без участия и с участием членов инвентаризационной комиссии, бухгалтерских работников.

Основные способы искажения результатов инвентаризации и методы их выявления представлены в ниже следующей таблице.

№ п/п Способы искажения результатов инвентаризации Методы выявления

1 2 3

1 Указание на заглавной (или какой-либо другой странице) инвентаризационной описи о наличии денег, которых в действительности нет фактическая проверка наличия этих денежных средств

2 Внесение несуществующих ценностей в инвентаризационную опись а) проведение повторных инвентаризаций; б) восстановление учетных записей по документам

4 Невнесение существующих ТМЦ в инвентаризационную опись То же

5 Заведомо неправильный подсчет стоимости ценностей, указанных в инвентаризационной описи а) арифметическая проверка инвентаризационной описи; б) нормативная проверка инвентаризационной описи

6 Умышленное завышение цен на товары, названные в инвентаризационной описи а) формальная проверка инвентаризационной описи; б) проверка цен, указанных в инвентаризационных описях и первичных учетных документах

7 Заимствование ценностей других предприятий на период проведения инвентаризации проведение одновременных инвентаризаций – одной на предприятии, где проверяются ценности, другой – где они заимствованы

1 2 3

8 Выписывание бестоварных накладных на якобы существующие ценности а) выявление этих бестоварных накладных; б) проведение одновременных инвентаризаций

9 Занижение книжных остатков ценностей, числящихся за материально ответственным лицом проверка книжных остатков цен- ностей по формуле: Кн.о.= Онп.+ П – Р.

10 Исправления, дописки в инвентаризационных описях, вытравление в них записей а) встречная проверка экземпляров инвентаризационных описей; б) формальная проверка инвентаризационных описей; в) проведение графических и почерковедческих экспертиз

11 Несвоевременное оприходование материальных ценностей (т.е. неотражение их в учете), эти ТМЦ включаются в инвентаризационную опись. Перед каждой последующей инвентаризацией уловка повторяется а) выяснить, какие первичные учетные документы приложены к товарным отчетам материально ответственного лица после инвентаризации и какие товары по ним оприходованы; не включены ли некоторые из этих товаров в инвентаризационную опись. Если будет установлено, что включены, значит, этот способ использовался для сокрытия недостачи; б) проведение экспертиз документов, обысков, допросов

12 Умышленное внесение неверных записей в первичные учетные документы и документы бухгалтерского учета в целях запутывания количественно-сортового учета товаров использование методов документального исследования и анализа

13 Начисление естественной убыли на товары, списанные на порчу взаимный контроль документов (сличительных ведомостей и листов списания товаров)

14 Неправильное начисление естест-венной убыли по ТМЦ: а) завышение остатка ценностей на начало инвентаризационного периода (Онп); б) завышение прихода ценностей по первичным учетным документам (П); а) сличение фактических и книжных остатков ТМЦ; б) исследование первичных учетных документов; в) нормативная проверка Неу; г) арифметическая проверка Меу

1 2 3

в) заведомо неправильно взята норма естественной убыли ТМЦ, которая зависит от вида ТМЦ, их срока хранения, времени года и зоны (пояса, где хранятся эти ценности); г) неправильные арифметические подсчеты по формуле: Меу =((Онп+П)·Неу)/100%

15 Излишнее списание ценностей на порчу, бой и естественную убыль взаимный контроль документов: инвентаризационных описей, приходно-расходных документов, актов списания ТМЦ и др.

16 Неполное оприходование цен- ностей, полученных от поставщиков взаимный контроль первичных учетных и инвентаризационных документов

17 Необоснованные зачеты недостач одних ценностей излишками других а) проверки сличительной ведомости; б) допросы лиц, причастных к зачету

18 Внесение материально ответственными лицами наличных денег в кассу перед началом или во время инвентаризации проверка таких фактов

19 Несвоевременное проведение в учете приходных документов на ТМЦ а) обнаружение и изъятие таких документов; б) выяснение: не включены ли поступившие по ним ценности в процессе инвентаризации

§ 7. Проведение инвентаризации

по инициативе правоохранительных органов

Работники правоохранительных органов при наличии информации о совершенных хозяйствующими субъектами злоупотреблениях, влекущих административную или уголовную ответственность, организуют проведение внеплановых инвентаризаций, руководствуясь п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» (на стадии до возбуждения уголовного дела),

а также ст. 74 УПК РФ (после возбуждения уголовного дела).

Правовыми основаниями назначения инвентаризации по заданию правоохранительных органов являются:

– заявления граждан, средств массовой информации о фактах злоупотреблений, хищений, совершенных хозяйствующими субъектами;

– наличие информации о неполном оприходовании поступивших ценностей либо реализации неучтенных излишков;

– данные, свидетельствующие о фактах сокрытия работниками предприятия товарно-материальных ценностей от продажи при получении их ранее по низкой цене, чем последующие партии;

– сведения о случаях необоснованного завышения цены на реализуемые товарно-материальные ценности, продаже некачественного товара, а также об обсчете, обмеривании, обвешивании покупателей;

– задержание должностных, материально ответственных и иных лиц с поличным во время сокрытия, вывоза, выноса ценностей предприятия с целью их хищения путем присвоения, растраты.

Проведение инвентаризации по заданию работников правоохранительных органов также необходимо, когда ими получена оперативная информация следующего характера: проведение необоснованных расчетов за проданные неучтенные ценности; заведомо умышленной растрате чужого имущества и денежных средств, полученных в виде займа; продажа по завышенным ценам товаров устаревших фасонов и моделей, потерявших свое качество и др. Назвать полный перечень таких оснований не представляется возможным, поскольку в каждом конкретном случае они могут быть различными.

Образец постановления следователя о производстве инвентари-зации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о производстве инвентаризации

12 октября 2001 г. г. Саратов

Старший следователь СО при УВД Ленинского района г. Саратова капитан юстиции Сидоров А.Б., рассмотрев материалы уголовного

дела № 028137, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 160 УК РФ в отношении гр-н Арефкина Р.А., Назаркина С.Д., и Ермачкова А.Р.,

УСТАНОВИЛ:

В период с 3 декабря 2000 г. по 3 октября 2001 г. заведующий складом № 42 «Вита-Сервис» г. Саратова Арефкин Р.А., кладовщики Назаркин С.Д. и Ермачков А.Р. принимали от неизвестных лиц новые запчасти для автомобилей импортного производства без оприходования их соответствующими бухгалтерскими документами. Указанные лица реализовали эти запчасти со склада за наличный расчет различным покупателям из числа юридических и физических лиц, полученные денежные средства присваивали и в кассу предприятия не сдавали. Кроме того, на ремонтируемые импортные автомашины мастера ставили не новые запчасти, согласно указанным в заказ-нарядах, а бывшие в употреблении, которые также без учета хранятся на вверенном им складе.

Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо назначить проверку для установления наличия или отсутствия фактов злоупотреблений и хищений на данном предприятии. Руководствуясь ст. 74 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Назначить в ООО «Вита-Сервис», расположенного по адресу:

г. Саратов, ул. Энтузиастов, д. 4-а., полную, сплошную внезапную

инвентаризацию, которой подвергнуть запасные части к автомобилям импортного производства, находящиеся на складе № 42 в подотчете материально ответственных лиц Арефкина Р.А., Назаркина С.Д. и Ермачкова А.Р.

2. Для проведения инвентаризации руководителю ООО «Вита-Сервис» Горбатенко О.В. создать рабочую комиссию, в которую включить представителя финансового отдела администрации района Сма

гину И.А., товароведа Бюро товарных экспертиз Волгину А.А., бух-галтера своего предприятия Сухову М.А.

3. Инвентаризацию провести в соответствии с Методическими

рекомендациями по инвентаризации имущества и финансовых обя

зательств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ

от 13 июня 1995 г. № 49.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.