КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебная бухгалтерия. Общая часть 5 страница
4. Контрольной группе в составе инспектора налоговой службы Зырянова С.В., бухгалтера-ревизора Семашко Л.Г., представителя общественности Сергеева П.И. организовать объективность проведения инвентаризации в период с 12 по 14 октября 2001 г. и в этот же день оформленные надлежащим образом материалы представить в следственный отдел УВД Ленинского района г. Саратова. Старший следователь УВД Ленинского района г. Саратова капитан юстиции Сидоров А.Б. Оперативные работники ОБЭП, следователи, прежде чем обратиться к руководителю хозяйствующего субъекта либо в вышестоящую организацию с письмом или постановлением о производстве инвен таризации, должны выполнить ряд организационных мероприятий, необходимых для наибольшей эффективности предстоящей проверки. В частности, важно обеспечить надлежащий контроль за ходом предстоящей инвентаризации. Для этого создают группу, в которую включают оперативного работника ОБЭП или следователя, компетентных бухгалтеров, инспекторов налоговых органов, представителей общественности и др. Старший группы проводит инструктаж: определяет задачи участникам; разъясняет их права и обязанности; предостерегает о недопустимости вмешиваться в работу членов инвентаризационной комиссии, вести пересчет, взвешивание, измерение ценностей, давать консультации, визировать документы и др. При обнаружении членами группы контроля нарушений, ошибок в процессе инвентаризации им необходимо указать на это председателю комиссии и потребовать их исправления. Отдельные члены комиссии совместно с проверяемыми лицами могут умышленно рассыпать или разлить инвентаризуемые ценности, чтобы спровоцировать участников группы контроля на ссору либо иные недопустимые действия. В таких ситуациях участники контрольной группы должны проявить выдержку, не поддаваться на провокацию. В целом же ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации возлагается на руководителя и главного бухгалтера хозяйствующего субъекта, а также председателя инвентаризационной комиссии.
При проведении инвентаризации работники правоохранительных органов не могут входить в состав членов комиссии, но вправе, а иногда необходимо, присутствовать при этом с целью: а) обеспечения функций конвоя; б) осуществления контроля за порядком проведения инвентаризации и предотвращения возможных искажений ее результатов; в) воспрепятствования физическому и негативному психологическому воздействию со стороны заинтересованные в исходе дела лиц на членов инвентаризационной комиссии путем нанесения им побоев, высказывания угроз, использования шантажа, подкупа и т.п. Оперативные работники ОБЭП, следователи должны проконтролировать, чтобы в ходе инвентаризации было проверено: – заключены ли договоры о материальной ответственности между хозяйствующим субъектом и проверяемыми лицами; – надлежащим ли образом осуществлялся контроль за деятель ностью материально ответственных лиц; – правильно ли ведется складской учет, имеются ли номенклатурные ценники и материальные ярлыки в местах хранения ценностей; – опечатываются и сдаются ли под охрану в конце рабочего дня места хранения товарно-материальных ценностей; – правильно и своевременно ли оформлялись передачи имущественных ценностей при смене материально ответственных лиц; – достоверно ли были отражены в бухгалтерском учете выявленные расхождения при предыдущих проверках и др. Работа членов инвентаризационной комиссии включает в себя три основных этапа: 1) подготовительный;
2) снятие остатка путем осмотра, пересчета, взвешивания, измерения ценностей; 3) выявление результатов инвентаризации, составление описи, сличительной ведомости и др. На первом (подготовительном) этапе инвентаризации оперативные работники ОБЭП, следователи, являющиеся инициаторами проведения проверки, должны создать условия, чтобы члены комиссии могли беспрепятственно выполнить следующие действия: а) опломбировать входы и выходы помещения, где намечено провести инвентаризацию, осмотреть его на предмет возможного совершения умышленных поджогов, взрывов, а также изъять документы проверяемого объекта из бухгалтерии хозяйствующего субъекта; б) проверить наличные деньги, находящиеся в подотчете у проверяемых лиц (фактическое их количество записать в инвентаризационную опись), весо-измерительные приборы (точность и сроки их клеймения) и данные об этом отразить в специальном протоколе; в) изъять в помещении проверяемого объекта карточки, книги, журналы, черновые записи с указанием количества неучтенных товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также тех, которые добыты, похищены путем обмана, обсчета, обвеса либо иным преступным путем; г) получить от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты с приложением оправдательных первичных документов и расписки (текст ее приведен в инвентаризационной описи) о том, что все поступившие в их распоряжение материальные ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход (аналогичные расписки также дают лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности для приобретения, получения имущества); д) проверить материальные (товарные) и денежные отчеты, в которых председателем комиссии должна быть проставлена дата, подпись и сделана надпись «до инвентаризации на «__» ____ 2003 г.», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным; е) сгруппировать в одном месте одинаковые товарно-материальные ценности, находящиеся в разных местах, по видам, сортам, артикулам или прейскурантным номерам, отдельно отложить товары бракованные и пришедшие в полную негодность к использованию. На каждую партию товарно-материальных ценностей составляются два экземпляра товарных ярлыков, один из которых прилагается к инвентаризационной описи;
ж) прекратить прием вновь поступающих товарно-материальных ценностей, но в отдельных случаях они могут быть приняты в присутствии членов инвентаризационной комиссии с оприходованием по реестру или материальному (товарному) отчету после проверки. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации»; з) закрыть кассу проверяемого объекта на ключ до начала снятия остатков и опечатать ее пломбиром (печатью) работника ОБЭП, следователя (при этом ключ от кассы остается у кассира); и) изъять у кассира кассовый отчет за последний период времени, а также ценные бумаги (векселя, акции, облигации и т.п.), денежные документы (почтовые, вексельные марки, марки государственной пошлины и др.). При этом никакие расписки, различного рода документы в остаток наличности не включаются. Для предупреждения поступления новых бухгалтерских документов, прилагаемых к материальному (товарному) отчету, оперативный работник ОБЭП или следователь должны проставить свою подпись на изъятых при них документах и черновых записях так, чтобы после того как они будут пронумерованы и подшиты, их виза была видна. В ряде случаев работники правоохранительных органов могут составить реестр перечисленных и завизированных бухгалтерских документов с передачей их на хранение ответственному лицу, что позволяет не допустить скрытой доставки недостающих товарно-материальных ценностей и документов либо их вывоз при проведении инвентаризации. На втором этапе инвентаризации члены комиссии должны выполнить следующие необходимые действия: а) произвести осмотр, пересчет, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей на проверяемом объекте; б) распаковать товары, находящиеся в упаковке, вскрыть и проверить по количеству и по качеству; в) внести в инвентаризационную опись (составляется в 4-х экземплярах: два из них – заполняются членами комиссии, а другие два –
материально ответственными лицами) фактически оказавшиеся в наличии товарно-материальные ценности с подробным и правильным указанием их наименования, артикула, прейскурантного номера, размера, сорта, веса, модели, марки, класса точности, фасона, цены за единицу, суммы, количества мест, единицы измерения, массы брутто, массы нетто и т.д. При заполнении инвентаризационных описей необходимо произ вести взаимную сверку записей, произведенных другими членами комиссии и материально ответственными лицами, деятельность которых проверялась. В случае расхождения записей производится пов торная проверка товарно-материальных ценностей, а при выявлении неполноценных и бракованных товаров их количество вносится в опись в графу «Примечание». Третий этап. На основании указанных данных члены комиссии составляют список неходовых и залежалых товарно-материальных ценностей, о чем уведомляют руководителя проверяемого хозяйствующего субъекта. При обнаружении порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей члены комиссии составляют акт на их списание (ликвидацию), а материально ответственные лица дают письменные объяснения о причинах их образования и составляют отчет, который вместе с описью передается в бухгалтерию. Товарно-материальные ценности, пришедшие в полную негодность, в инвентаризационную опись не вносятся, а после утверждения акта на списание (ликвидацию) их изымают и уничтожают. § 8. Оценка и использование материалов инвентаризации оперативным работником ОБЭП и следователем при решении вопроса о возбуждении уголовного дела После проведенной инвентаризации, в ходе которой установ лены факты недостач, излишков товарно-материальных ценностей и денежных средств, образовавшихся в результате совершенных работниками хозяйствующего субъекта злоупотреблений и хищений, сотрудники правоохранительных органов должны собрать необходимые материалы. К числу первичных материалов, подлежащих сбору и анализу после проведенной инвентаризации, относятся: 1) заявление о недостаче (излишкам), растрате, хищении, подписанное руководителем предприятия (возможны заявления коллектива, учредителей, контролирующих органов, а также рапорт оперативного работника); 2) материалы инвентаризации с приложением первичных документов, подтверждающих факт недостачи (излишков), злоупотреблений, хищений, совершенных материально ответственными и иными лицами; 3) заключение служебной проверки, проведенной на основании решения собрания учредителей (руководителя, коллектива) и ходатайство о признании хозяйствующего субъекта гражданским истцом; 4) бухгалтерские и иные документы, представленные проверяемыми материально ответственными лицами членам инвентаризационной комиссии, но не принятые ими или бухгалтерией к зачету; 5) бухгалтерские и другие документы, вызывающие сомнения в их правдивости, т.е. содержащие подчистки, травления, перечеркивания, недопустимые исправления, а также черновые записи; 6) объяснение членов инвентаризационной комиссии, работников бухгалтерии предприятия о том, почему документы, представленные им материально ответственными лицами в свое оправдание, не были приняты; 7) объяснение материально ответственных лиц проверяемого хозяйствующего субъекта по обстоятельствам допущенной ими недостачи, излишка, растраты или совершения кражи, хищения; 8) договоры о материальной ответственности, заключенные между предприятием и работниками, допустившими недостачу (излишки), растрату или совершившими хищение (такие письменные договоры заключают при достижении 18-летнего возраста лицами, работающими кассирами, заведующими базами, кладовщиками, экспедиторами заведующими хозяйством, комендантами, заведующими магазинами, продавцами, буфетчиками и др.); 9) выписки из трудовых книжек подозреваемых в злоупотреблениях, хищениях материально ответственных и иных лиц с указанием данных об их трудовой деятельности (не увольнялись ли за утрату доверия коллектива, не были ли ранее судимы, какие имели поощрения, взыскания и др.); 10) материалы проверок различных контролирующих органов (налоговой инспекции, финансового отдела администрации, комитета по защите прав потребителей и др.), содержащие информацию о материально ответственных лицах, допустивших недостачу, излишки, хищение путем растрат или присвоения ценностей; 11) характеристики на материально ответственных лиц, подозреваемых в злоупотреблениях, растратах, хищениях, с места их работы, места жительства с указанием отношений к выполнению должностных обязанностей, окружающим, спиртным напиткам и др.; 12) справки о наличии или отсутствии судимостей (спецпроверка) на подозреваемых должностных, материально ответственных и иных лиц, допустивших недостачу, излишки, злоупотребления, хищения ценностей. Оперативные работники ОБЭП должны изучить собранные материалы инвентаризации, дать им всестороннюю и объективную оценку с точки зрения: а) их полноты и качества; 6) содержания сведений криминального характера; в) полноты выполнения задания, указанного в письме или постановлении о назначении инвентаризации; г) возможности использования для доказательства совершенных злоупотреблений, хищении. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела или отказе в этом работникам правоохранительных органов рекомендуется на более детальном уровне установить: – все ли необходимые материалы по результатам инвентаризации представлены для их изучения и анализа; – своевременно ли была произведена инвентаризация и соблюдены ли требования, предъявляемые к ней; – правильно и полно ли оформлены материалы инвентаризации (нет ли подчисток, неоговоренных исправлений, все ли подписи в наличии); – все ли документы, подтверждающие размер материального ущерба и виновных в этом лиц, приложены к акту инвентаризации; – правильно ли применены цены на проверяемые товары, произведен ли расчет естественной убыли, зачет пересортицы, списание на порчу, бой, лом; – возмещен ли материальный ущерб, если да, то кем из подозреваемых в злоупотреблении лиц, когда, в каком размере; – подтверждаются ли результаты инвентаризации другой информацией и доказательствами, собранными по делу; – выявлены ли причины и условия, способствующие образованию недостач, умышленному созданию излишков товарно-материальных ценностей и денежных средств в целях совершения злоупотреблений, хищений. Оперативные работники ОБЭП, следователи в ходе изучения, анализа и оценки материалов инвентаризации могут обнаружить следующие искажения их результатов: 1) несоблюдение принципа внезапности проведения инвентаризации, участие в ней неполным составом; 2) внесение и дописки в инвентаризационную опись несуществующих товарно-материальных ценностей или денежных средств; 3) заимствование товарно-материальных ценностей или денег у других предприятий и отдельных лиц на время инвентаризации; 4) перенесение учетных данных в инвентаризационную опись без проверки фактических остатков ценностей в их натуральном виде; 5) завышение или занижение итоговых сумм в инвентаризационной описи и естественной убыли в расчете; 6) наличие подложных актов на списание товарно-материальных ценностей под видом их порчи, боя, лома; 7) предъявление подложных (полностью или частично) документов на отпуск товарно-материальных ценностей или денежных средств; 8) предъявление проверяемыми лицами фиктивных расписок о нахождении товарно-материальных ценностей на временном хранении в какой-либо коммерческой или иной организации; 9) искажение отличительных признаков товарно-материальных цен-ностей (сорта, номенклатуры, артикула, единицы измерения и др.); 10) недооприходование части приобретенных товарно-матери альных ценностей, а также денежных средств, полученных от поку пателей; 11) включение в опись товарно-материальных ценностей, поступивших на проверяемый объект, но не оприходованных на момент инвентаризации; 12) составление фиктивных актов приемки, коммерческих актов на недостачу товарно-материальных ценностей, поступивших от поставщиков; 13) умышленное завышение или занижение материально ответ ственными лицами цен или норм естественной убыли на товары, необоснованный взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы; 14) занижение остатка товарно-материальных ценностей в учетных документах путем списания его по бестоварным накладным под видом возврата поставщику на базу или отправки в другую организацию; 15) включение в инвентаризационную опись низкосортных товаров (продуктов) под видом высокосортных либо списанных товаров (продуктов) с подотчета материально ответственных лиц а также указание в актах на списание дважды одного и того же вида товара и др. Оперативный работник ОБЭП должен опросить, а следователь допросить руководителя, учредителей, материально ответственных лиц хозяйствующего субъекта, а также членов инвентаризационной комиссии. Это необходимо для того, чтобы удостовериться в правильности проведения инвентаризации и обоснованности, объективности ее выводов. В процессе дачи показаний материально ответственные лица обычно отрицают факты допущенных ими недостач, излишков, совершенных хищений. В указанных ситуациях проверяемые лица ссылаются на неправильное определение фактических остатков товарно-материальных ценностей членами инвентаризационной комиссии, которые, по их мнению: – не производили точного и сплошного пересчета, измерения и взвешивания товарно-материальных ценностей; – неправильно исчислили сумму естественной убыли или произвели зачет пересортицы товарно-материальных ценностей; – не учли каких-либо товарно-транспортных накладных, карточек складского учета и иных приходных или расходных документов; – указали в сличительной ведомости не соответствующие действительности документальные или фактические остатки по отдельным видам товарно-материальных ценностей, таре и денежным средствам и др. После получения показаний от материально ответственных лиц оперативный работник ОБЭП и следователь должны произвести опрос (допрос) членов инвентаризационной комиссии, у которых надлежит выяснить: – как в ходе инвентаризации определялось фактическое наличие товарно-материальных ценностей, тары и денежных средств; – не было ли случаев недочета товарно-материальных ценностей по количеству мест, числу ящиков, бочек – без проверки их содержимого, а также производилось ли взвешивание, измерение ценностей; – все ли члены инвентаризационной комиссии и проверяемые материально ответственные лица принимали участие в проверке, если нет, то кого не было и по каким причинам; – была ли в ходе инвентаризации выявлена недостача, излишки товарно-материальных ценностей и денежных средств, порча, бой, лом, пересортица товаров (продуктов), тары; – правильно ли был составлен расчет естественной убыли и зачет пересортицы, обосновано ли произведено списание товарно-мате-риальных ценностей по актам на порчу, бой, лом; – имели ли место попытки со стороны заинтересованных в исходе инвентаризации лиц каким-либо образом оказать воздействие на членов комиссии (угроза расправой, шантаж, подкуп и т.п.). При установлении причин просчетов в работе членов инвентаризационной комиссии, не выявивших соответствующих нарушений, необходимо их детально изучить и по возможности организовать проведение контрольной проверки или повторной инвентаризации. Это повышает ответственность инвентаризационных комиссий за качество проводимых переучетов по наиболее ценным товарно-материальным ценностям. Контрольные проверки организуют на основании соответствующего указания работников правоохранительных органов и распоряжению руководителя хозяйствующего субъекта. Для этой цели берут первый экземпляр инвентаризационной описи и в присутствии всех членов комиссии производят проверку правильности отражения в материалах фактических остатков товарно-материальных ценностей. По результатам проверки составляют акт контрольной проверки инвентаризации ценностей, который подписывают проверяющий, председатель и члены инвентаризационной комиссии. В случае выявления расхождений работник ОБЭП и следователь требуют от руководителя хозяйствующего субъекта издать приказ, которым назначается новый состав комиссии для проведения повторной, сплошной инвентаризации. Таким образом, инвентаризация, с одной стороны – один из элементов метода бухгалтерского учета, средство обеспечения реальности учетных сведений, а с другой – средство (метод) фактического контроля за сохранностью имущества, денежных средств и расчетов предприятий и организаций. При выявлении преступлений сотрудникам правоохранительных органов следует использовать не только материалы инвентаризаций, проведенных по их инициативе, но и материалы инвентаризаций, проведенных работниками бухгалтерий, ревизорами, вневедомственными органами и т.п. Сроки хранения основных инвентаризационных документов не менее 5 лет. Следует также отметить, что при проведении инвентаризаций работники правоохранительных органов должны помнить и о недостатках самого процесса инвентаризации, которые влияют на получение от них результатов, таких как: – нарушение сроков проведения инвентаризаций; – формальное проведение инвентаризаций (отсутствие одного или многих членов инвентаризационной комиссии); – невключение в инвентаризационные комиссии материально ответственных лиц; – оформление инвентаризационных документов не сразу, а после ее проведения; – нарушение основных требований инвентаризации, таких как внезапность (об инвентаризации материально ответственным лицам становится известно за несколько дней и к ней может подготовиться), непрерывность и других; – инвентаризационные комиссии не разрабатывают мероприятия по повышению эффективности учета и обеспечению сохранности ТМЦ и ДС; – часто разработанные инвентаризационными комиссиями предложения игнорируются материально ответственными лицами и администрацией предприятий и др. Контрольные вопросы 1. Что такое инвентаризация и ее виды? 2. Какие основные требования предъявляются к проведению инвентаризации? 3. Какие этапы существуют при проведении инвентаризации? 4. Как определяются результаты инвентаризации? 5. Что такое пересортица и правила зачета пересортицы? 6. Что такое естественная убыль? 7. Как рассчитывается естественная убыль и от чего она зависит? 8. Какие существуют способы фальсификации результатов инвентаризации и методы их выявления? 9. Назовите особенности проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов 10. Какой анализ результатов инвентаризации должен проводить представитель правоохранительных органов? Глава 5 Приемы исследования документальных данных и методы фактической проверки хозяйственных операций при выявлении экономических преступлений § 1. Классификация приемов, используемых для исследования документальных данных при раскрытии преступлений На предприятиях и в организациях все материальные и денежные средства строго учитываются, за их движением, накоплением и расходованием установлен соответствующий контроль. В этой обстановке прямые присвоения и растраты неизбежно ведут к несоответствиям в учете и вскрываются ревизиями, инвентаризациями и иными методами финансового контроля. Поэтому наиболее опытные расхитители прибегают к предварительному созданию резервов для хищений в виде неучтенных излишков товарно-материальных ценностей и денежных средств. Для этого они используют недостатки в документальном оформлении хозяйственных операций, в учете и контроле процесса производства. В итоге они могут создать обстановку, при которой хищение собственности и имущества не приводит к явным недостаткам товарно-материальных ценностей и денежных средств. Все действия по созданию неучтенных излишков материальных ценностей и их хищение преступники тщательно маскируют под законные хозяйственные операции. Это, конечно, не означает, что расхитители полностью ликвидируют следы преступления. Посягательства на собственность часто сопровождаются подлогами в учете, а это неизбежно оставляет следы, которые квалифицированные работники правоохранительных органов должны уметь обнаружить. Способы хищений, в том числе способы создания неучтенных запасов сырья, готовой продукции, товаров и денежных средств, а также способы маскировки преступных действий во многих случаях связаны с уничтожением некоторых первичных учетных документов, фабрикацией других, внесением в документы подложных записей. Кроме того, расхитители обычно ведут неофициальные записи. Для выявления и предотвращения таких замаскированных хищений возникает необходимость обнаружения и исследования документов, учетных записей, материалов финансового контроля. Поэтому сотрудники правоохранительных органов (особенно следователи, опер уполномоченные ОБЭП, участковые и др.) должны знать как классификацию бухгалтерских документов, так и методы их исследования, методы фактического контроля хозяйственных операций. Замаскированные хищения вызывают фальсификацию данных бухгалтерского учета. В таких случаях, как правило, при инвентаризации недостач или излишков не обнаруживают. Подобные преступления раскрываются с помощью специального исследования данных учета. Во многих случаях признаком этих преступлений становятся определенные особенности в документальном оформлении хозяйственных операций, которые принято называть формами отражения хищений в данных учета. Эти своеобразные следы преступлений в судебной бухгалтерии подразделяют на три группы: 1. Особенности и противоречия в содержании отдельного бухгалтерского документа. 2. Несоответствия в содержании нескольких взаимосвязанных документов. 3. Отклонения от обычного порядка движения ценностей, получившие отражение в учетных данных. В связи с этим по кругу изучаемых объектов различают три группы приемов исследования документальных данных: 1. Исследование отдельного бухгалтерского документа. 2. Исследование документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции. 3. Исследование учетных данных, отражающих движение однородных ценностей. Совокупность приемов, с помощью которых выявляются преступления, связанные с фальсификацией учетных данных, образует методику выявления признаков хищений по бухгалтерским документам. По сфере применения приемы исследования учетных данных подразделяются на общие и частные. Первые используются при анализе любых учетных документов; вторые применяются для проверки определенных групп документов и хозяйственных операций. Общие и частные приемы взаимосвязаны. Каждый частный прием является разновидностью общего метода. На основе принятой классификации рассматриваются группы общих приемов исследования документальных данных. Несмотря на существенные различия, все эти способы имеют и общие черты. Они представляют собой методы докумен тального исследования. Суть их состоит в анализе сведений, полученных только из одного источника – из содержания учетных документов и записей. Однако с точки зрения борьбы с преступностью такой анализ не всегда достаточно эффективен. Поэтому важным элементом методики выявления хищений по документам являются приемы фактической проверки хозяйственных операций. Суть их состоит в сопоставлении сведений, полученных из учетных документов, с фактическими данными, почерпнутыми из других источников. Рассмотрим классификацию приемов и методов исследования документов, которая состоит из трех групп: Приемы исследования отдельного документа (особенности и противоречия в содержании отдельного документа): – формальная проверка; – нормативная проверка; – арифметическая проверка; – логическая проверка. Приемы и методы исследования документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции (несоответствия в содержании нескольких взаимосвязанных документов): – встречная проверка документов; – метод взаимного контроля документов. Приемы и методы исследования документов, отражающих однородные операции (отклонения от обычного порядка движения материальных ценностей, получившие отражение в учетных документах). Метод восстановления учетных записей по документам: – сплошные восстановления; – выборочные восстановления; – полное восстановление; – прием восстановления количественно-суммового учета; – неполное восстановление: – метод контрольного сличения остатков; – метод обратной калькуляции. Большое значение в раскрытии преступлений экономической направленности имеют методы фактического контроля хозяйственных операций. Методы фактического контроля хозяйственных операций классифицируются следующим образом: – инвентаризация; – контрольный запуск сырья в производство; – контрольный выпуск партии продукции; – контрольная закупка; – контрольный замер; – контрольная стрижка; – контрольная дойка; – контрольный засев; – проверка наличия материальных ценностей, поступивших по сомнительным документам; – проверка состояния средств хозяйства, упомянутых в содержании документа; – осмотр; – обследование; – получение письменных объяснений от лиц, подписавших проверяемый документ; – лабораторный анализ сырья, продукции;
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |