Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая политика и основные задачи в области ценообразования




Ценовая политика направлена на создание такой системы цен и условий, которая стимулирует динамичное развитие эко­номики, реализацию приоритетов государственной экономи­ческой политики, эффективное использование трудовых, мате­риальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспо­собности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения. Основными приоритетами це­повой политики в соответствии с Программой социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики.

Разработанные в стране Закон «О ценообразовании» и Кон­цепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монополистов и содействие формированию кон­курентной рыночной среды, создание социально ориентирован­ной системы цен применительно к товарам (услугам) первой не­обходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью. Нестабильность финансовых систем, замедление экономического роста и обострение социальных проблем в пе­риоды кризисов вынуждают правительства многих стран, вклю­чая Беларусь, принимать моры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры антиинфляционного характера, предусматривающие регулирование цен.

Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализа­ция цен в той мере, которая соответствует формированию ры­ночной среды. Последнее относится к развитию и поддержанию конкурентных начал в экономике, противодействию монополизму, государственному регулированию цен естественных мо­нополий, т.е. к условиям повышения эффективности функцио­нирования экономики.

В качестве основных принципов ценовой политики высту­пают:

– сочетание свободных и регулируемых цен;

– разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

– установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально функционирующим субъектам хо­зяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государствен­ных субсидий и иных мер государственной поддержки.

Главным направлением ценовой политики является созда­ние гибкой и прозрачной системы ценообразования, базиру­ющейся на использовании сбалансированных экономических и административных методов и инструментов. Важнейшими результатами ценового регулирования должны стать: дейст­венный контроль со стороны государства за уровнем цен в моно­польных отраслях; создание условий для добросовестной конкуренции и развития предпринимательской инициативы, уве­личения притока инвестиций в экономику; обеспечение эконо­мически обоснованного соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопу­щение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соот­ветствующих мер по социальной защите населения; обеспечение оптимальных межотраслевых ценовых пропорций.

Совершенствование государственной ценовой политики в условиях устойчивого развития экономики должно быть направлено на решение следующих задач:

– создание экономических условий, содействующих эффективному функционированию субъектов рыночного хозяйства;

– обеспечение эквивалентности товарно-денежного обмена между отраслями и сферами экономики;

– соблюдение прозрачности процессов ценообразования, систематический мониторинг уровня и динамики рыночных цен в целях создания условий для добросовестной конкуренции и повышения конкурентоспособности продукции отечествен­ных товаропроизводителей, справедливого распределения их доходов;

– расширение в регулировании цен полномочий местных органов управления, которые наилучшим образом могут, учи­тывать особенности своего региона (климатические, геополити­ческие, экономические, социальные);

– устранение условий неоправданной ценовой дискримина­ции в отношениях между субъектами хозяйствования (различ­ных форм собственности);

– увязка ценовой политики с политикой, проводимой госу­дарством в области оплаты труда и регулирования доходов на­селения;

– координация цеповой и налоговой политики;

использование в ценовой политике предприятий марке­тинговых подходов и системы гибкого ценообразования (с уче­том рыночных факторов);

– гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и государств — участников ЕЭП, а также ее ближайших соседей;

– разработка законодательства, направленного на преодоле­ние негативных последствий трансфертного ценообразования, связанного с занижением цен;

– совершенствование антидемпинговой ценовой политики для защиты отечественных товаропроизводителей от недобро­совестной конкуренции зарубежных компаний.

Концептуальные основы ценовой политики включают:

– макро- и микроэкономический аспекты, определяющие ценовое пространство с точки, зрения уровней экономики, с раз­граничением инструментов и механизмов реализации ценовой, политики;

– государственный и региональный аспекты, по которым различаются субъекты, осуществляющие ценовое регулирова­ние, с разграничением полномочий и функций этих субъектов;

– прямые (административные, непосредственные) и косвен­ные (экономические, индикативные) методы воздействия на субъекты ценообразования и уровень цен.

Регулирование цен на макроуровне реализуется преиму­щественно через методы и инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, через воздействие на покупа­тельную способность денежной единицы, т.е. через экономичес­кие методы косвенного влияния на цены. Суть их в том, что го­сударство воздействует не на порядок установления или уровень цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования.

В целях социальной защиты населения определяется огра­ниченный перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами. Так, Совет Министров Республики Беларусь регулирует цены на комму­нальные услуги, оказываемые населению (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газо-, электро-, теплоснабже­ние); Министерство экономики — на товары (работы, услуги) предприятий-монополистов, социально значимые товары (ра­боты, услуги), алкогольную продукцию, табачные изделия.

На микроуровне, как правило, используются инструменты, непосредственно влияющие на деятельность конкретного пред­приятия: регулирование уровня цены, уровня рентабельности, торговых надбавок.

Местные органы власти могут регулировать цены на отдель­ные социально значимые товары (свежие овощи, товары для де­тей), ритуальные и социальные услуги, городские перевозки пассажиров и грузов всеми видами транспорта в регулярном со­общении, а также на товары (услуги), производимые локальны­ми (местными) естественными монополиями и др.

Обобщение опыта применения прямого регулирования цен позволяет выделить соответствующие ему методы: введение фиксированных цен на товары и тарифов на услуги, заморажи­вание цен, установление предельных уровней цены, регламен­тация верхней и нижней ее границ, установление предельного уровня рентабельности, декларирование (регистрация) цен, ус­тановление рекомендательных (референтных) цен на важней­шие виды продукции (например, медикаменты).

Следует учитывать два обстоятельства, связанные с регули­рованием цен:

– с одной стороны, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием, спроса и предложения, поэтому в краткосрочном периоде может возни­кать дефицит или затоваривание продукцией, не находящей сбыта;

– с другой стороны, при полном отказе от участия государ­ства в процессе ценообразования общество устраняется от воз­можности воздействовать на уровень цен отраслей и предприя­тий-монополистов, а также лишает малообеспеченную часть населения социальной поддержки.

Отдельный блок в системе законодательства по ценообразо­ванию представляет регулирование цел, (тарифов) на услуги естественных монополий. В целях улучшения действующего порядка регулирования этих цен и тарифов необходимы совер­шенствование законодательной и нормативно-методологической базы, применение конкретных методов ценообразования, вве­дение контроля за уровнем и обоснованностью включаемых в цены и тарифы затрат. Деятельность естественных монопо­лий (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, тепло-, газо- и водоснабжение) регулируется в Беларуси и ряде других стран для предупреждения с их стороны монопольного завышения цен и сокращения объемов производства. Поэтому главной целью ценового регулирования в данной сфере высту­пает обеспечение доступности товаров (услуг) таких предприя­тий для потребителей за счет определения экономически обос­нованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий и противодействовать ограничению объемов их производства.

Серьезной проблемой в ценообразовании сегодня является сохранение перекрестного субсидирования, т.е. использова­ние практики возмещения убытков от предоставления услуг од­ним потребителям (население, бюджетные, сельскохозяйствен­ные организации) в результате установления заниженных цен за счет других (промышленные предприятия), в отношении ко­торых действуют завышенные цены.

Цены представляют собой один из важнейших элементов рыночной конъюнктуры, изменения которой необходимо по­стоянно отслеживать, предвидеть, прогнозировать. Для успеш­ного функционирования на рынке его участники должны иметь достаточно полную и достоверную информацию о сложившейся здесь ситуации, что требует создания и постоянной поддерж­ки системы ценового мониторинга.

38.Бюджетная система Республики Беларусь – это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Как в любом унитарном государстве, она имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты (к последним относятся областные, районные, городские, сельские и поселковые).

В унитарных и федеративных государствах все уровни бюд­жетов существуют самостоятельно и не входят своими дохода­ми и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместе с тем бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (свод­ный) бюджет региона и государства в целом. Сводный бюд­жет носит название консолидированного и представляет собой свод бюджетов соответствующего административно-территори­ального образования. Его показатели используются для анали­за бюджетно-финансовой политики в регионе. Консолидирован­ный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Доходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу РБ, доходы бюджета группируются следующим образом:

налоговые доходы;

неналоговые доходы;

отчисления на государственное социальное страхование;

безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя: республиканские нало­ги, сборы (пошлины); местные налоги, cбopы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременную уплату на­логов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, а также за пользование налоговым кредитом.

К неналоговым относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы, другие неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления представлены необязательными текущими и капитальными платежами, включающими по­ступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Формы мобилизации государственных доходов, их состав и структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства, приоритетами социально-экономического развития, стратегическими целями и методами их дости­жения. Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных нало­гов, степень налогообложения доходов граждан, размер неналоговых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов.

Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2013 г., трл. руб.

Доходы, всего – 121,7

Налоговые доходы – 10,688,0

Доходы госбюджета на 2013 г., трл. руб.

1. Налоговые доходы:

– НДС – 41,3

– налог на собственность – 10,7

– акцизы – 16,4

– налог на прибыль – 10,5

– подоходный налог –

2. Вывозные и ввозные пошлины – 13,6

3. Безвозмездные поступления – 4,451

От внешнеэкономической деятельности – 29,8

Другие налоги – 1372,3

Неналоговые поступления – 19049,2

Всего – 121,720

Основными доходными источниками бюджета остаются НДС, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль.

Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями бюджетно-налоговой политики республики на современном этане.

Согласно закону «О республиканском бюджете на 2013 год» расходы запланированы в сумме 121,7 трлн. Рублей исходя из такого же прогнозируемого объема доходов.

Больше всего средств выделено на правоохранительную деятельность. Причем из 10,5 трлн. органы внутренних дел получили наибольшую сумму – 4,4 трлн. руб., в то время как органы МЧС – 1,2 трлн., а суды – 679 трлн. руб. В социальной политике на пенсионное обеспечение выделено 4,7 трлн. и почти 3 трлн. руб. – для помощи по обеспечению жильем. Интересно, что средства, затраченные на погашение госдолга страны, сравняются в следующем году с объемом финансирования всей социальной сферы республики.

В национальной экономике больше всего, как всегда, досталось сельскому хозяйству – 6,8 трлн. руб.

Налоговую систему современного государства можно пред­ставить как совокупность налогов, сборов, пошлин и специаль­ных режимов налогообложения, базирующихся на государ­ственном суверенитете и правовых нормах по их установлению (отмене), исполнению налоговых обязательств и организации контроля за процессом налогообложения.

Основы бюджетно-налоговой системы Республики Бела­русь заложены в Конституции. Согласно нормам, все граждане страны должны принимать участие в финансировании государ­ственных расходов путем уплаты законодательно установлен­ных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать респуб­ликанские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту — Национальному собранию Республики Беларусь. Введение мест­ных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отче­тов об их исполнении относятся к исключительной компетен­ции местных Советов депутатов.

Участниками налоговых отношений выступают, с одной стороны, государство, определяющее налоговую политику, фор­мирующее налоговую систему и устанавливающее правила и механизмы исполнения налоговых обязательств, с другой — плательщики и иные обязанные лица.

Правовой основой функционирования налоговой системы является налоговое законодательство. В Беларуси основным правовым документом, регламентирующим налоговое законо­дательство, является Налоговый кодекс РБ.

Центральным звеном налоговой системы современного государства является совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, которая достаточно наглядно отражает как фискальные интересы страны и нацио­нальные особенности построения, так и происходящие в миро­вой экономике глобальные процессы. В Республике Беларусь налоговая классификация законодательно закреплена в Нало­говом кодексе.

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имуществен­ные налоги.

В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавлен­ную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 %. В налоговых систе­мах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доми­нирующее положение — от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси — 50—55 % (на долю прямых на­логов в нашей стране приходится 25—30 %).

При построении в развитых странах налоговых систем исходят из того, что основную долю на­логов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население. Это ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции.

Главной отличительной особенностью систем налогообложения всех развитых стран является ИХ Теснейшая СВЯЗЬ И взаимозависимость со структурой и результатами работы экономики. При всем мно­гообразии применяемых налогов этот принцип высокой экономической обоснованности и целесообраз­ности всегда остается неизменным. Причем проявляется он не в учете интересов отдельных групп нало­гоплательщиков или отраслевых условий и трудностей, что характерно для переходных к рынку по­строений, а в ориентации на реально складывающиеся общеэкономические пропорции и зависимости.

Новая налоговая система Беларуси включает 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.

39.Денежная система — это форма государственной организа­ции денежного обращения, сложившаяся исторически и зак­репленная национальным законодательством. Как правило, она состоит из элементов, содержание которых в каждом госу­дарстве наполняется национальными особенностями. Основны­ми из них являются:

официальная денежная единица (наименование, виды де­нежных знаков, имеющих законную платежную силу);

эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков;

денежная масса;

структура денежного оборота;

порядок установления валютного курса;

государственный орган, отвечающий за организацию и ре­гулирование денежного обращения в стране.

В зависимости от вида денег различают денежные системы, основанные на полноценных деньгах (товарные и металличе­ского обращения) и на обращении неполноценных денег, когда полноценные деньги заменены неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Существующие денежные систе­мы основаны на обороте неполноценных денег.

Денежная система Беларуси функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами «О Национальном бан­ке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь», а также последующими законо­дательными актами, закрепившими ее правовые основы и прин­ципы функционирования (Банковский кодекс РВ и др.).

В 1994 г. Национальным банком было принято решение о признании единственным законным, платежным средством в нашей стране белорусского рубля, а в налично-денежном оборо­те — расчетного билета. В последующие годы расчетный билет был изъят из обращения и в качестве официального единствен­ного платежного средства признан белорусский рубль — билет Национального байка РБ. Выпуск в обращение других денеж­ных единиц на территории страны запрещен.

Монопольным правом на эмиссию белорусского рубля об­ладает Национальный банк, который определяет номинал (до­стоинство), степень защиты, изображение и другие характеристики белорусского рубля и монет. Он обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их хранение, подтверждение подлин­ности, изъятие и уничтожение выведенных из обращения (вет­хих) банкнот и монет, устанавливает официальный курс рубля к иностранным денежным единицам. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты, юбилейные и па­мятные монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в банках, обеспеченные активами Национального и других бан­ков, в том числе золотовалютными резервами, государственны­ми ценными бумагами и прочими активами национальной бан­ковской системы.

Для упорядочения денежного обращения в 1994 г. и 1999 г. в республике проведены две деноминации (уменьшение нарица­тельной стоимости денежной единицы). В результате первой из них все активы и пассивы юридических лиц, наличность и це­ны уменьшились в 10 раз, в ходе второй — в 1000 раз.

Институциональной основой денежной системы. Беларуси служит финансово-кредитная система, включающая в себя бан­ковскую систему и небанковские кредитно-финансовые органи­зации. Банковская система представлена двумя уровнями: На­циональный банк (первый уровень) и иные банки (второй). Та­ким образом, к собственно субъектам денежных отношений (в узком смысле) относятся Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Помимо этого в качество участников денежных правоотношений (в ши­роком смысле) выступают Республика Беларусь, ее админи­стративно-территориальные единицы (в лице государственных органов), физические и юридические лица, а также индивиду­альные предприниматели. Объекты денежных отношений — национальные деньги и иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные ценности.

Первым уровнем национальной банковской системы явля­ется Национальный банк, который осуществляет регулирова­ние денежного оборота в соответствии с законодательством. Он устанавливает правила организации наличного денежного об­ращения, охватывающие:

– ведение кассовых операций в стране, работу банков с де­нежной наличностью, применение мер ответственности за их нарушение;

– хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности и других ценностей;

– осуществление эмиссионно-кассовых операций;

– расчеты наличными деньгами между юридическими ли­цами;

– определение признаков платежности наличных денег, за­мену ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также процесс их уничтожения.

В сфере безналичного денежного оборота Национальный банк определяет основные принципы функционирования пла­тежной системы страны; разрабатывает и утверждает правила банковских переводов, формы безналичных расчетов, стандар­ты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др.

Основными целями деятельности Национального банка яв­ляются:

– защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отноше­нию к иностранным валютам;

– развитие и укрепление банковской системы;

– обеспечение эффективного, надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы.

Для достижения отмеченных выше целой Национальный банк разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику.

Вторым уровнем национальной банковской системы явля­ются банки, оказывающие банковские услуги на принципах коммерческого расчета. Они привлекают денежные средства физических и юридических лиц в депозиты (вклады), размеща­ют указанные средства от своего имени и за свой счет (на усло­виях возвратности, платности и срочности), а также оказывают услуги по открытию и ведению счетов физических и юридиче­ских лиц. В соответствие с Банковским кодексом РБ банк впра­ве осуществлять и иные банковские операции и виды дея­тельности.

Белорусский банковский сектор играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг и по состоянию в 2012 г. включает 31 действующий банк. Характерной особенностью его современного институционального развития является устойчи­вая тенденция к увеличению в структуре собственности доли иностранного капитала: в общем числе банков 26 — с участи­ем иностранного капитала, из них 9 — со стопроцентным ино­странным капиталом.

Наряду с положительными результатами в отечественном банковском секторе существуют проблемы, требующие немед­ленного решения. Например, очень высоким остается уровень концентрации активов банковского сектора: на долю пяти крупнейших банков приходилось 83,1 % активов и 78,7 % капитала банковского сектора. По-прежнему сохраняется дисба­ланс между ростом объемов кредитной задолженности банков в реальном выражении и ростом экономики, что способствует уязвимости банковского сектора в отношении риска невыпол­нения заемщиками своих обязательств.

Следует также отметить, что до последнего времени на оте­чественном рынке финансового посредничества по-прежнему доминируют банки. Так, из совокупных активов финансового сектора ныне, составивших 62,1 % но отношению к BBП, 97 % пришлось на долю банков и только 3 % — страховых компаний. Иными словами, в республике по получил должного развития такой важный элемент денежной системы, как небанковские кредитно-финансовые организации, к числу которых относят лизинговые, инвестиционные и трас­товые компании, страховые и ссудо-сберегательные общества, пенсионные и паевые фонды, кредитные союзы, ломбарды и др. В то же время активизация их деятельности, в частности стра­ховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов, поз­волит не только аккумулировать долгосрочные источники фи­нансирования национальной экономики, но и снизить финансо­вую нагрузку на банковский сектор, даст возможность рынку оперативно минимизировать негативные воздействия внешних шоков. Развитие инфраструктуры финансового рынка, созда­ние специализированных финансовых организаций будет спо­собствовать также сокращению участия банков в кредитовании государственных программ, льготном кредитовании отдельных предприятий и граждан, что в свою очередь приведет к повыше­нию качества этих программ, более тщательному анализу целе­сообразности оказания государственной поддержки отдельным отраслям экономики, предприятиям и гражданам.

Согласно Стратегии развития банковского сектора Респуб­лики Беларусь на 2011—2015 годы, банковский сектор к концу указанного периода (аккумулируя новейшие достижения и тех­нологии банковского дела) должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную составляющую экономики страны, которая эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Прогнозиру­ется увеличить объем кредитов банков до 70 - 90 % к ВВП, от­ношение активов банков к ВВП — до 85 -105, капитала банков к ВВП до 12 %, что позволит приблизиться к аналогичным показателям банковских систем ряда стран Восточной и Цент­ральной Европы.

40.Денежно-кредитная (монетарная) политика, являясь со­ставной частью единой государственной экономической поли­тики, представляет собой деятельность, направленную на ре­гулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей. С ее помощью государство управля­ет денежным предложением и создает условия для доступа эко­номических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих задачам экономической политики.

Денежно-кредитная политика разрабатывается Националь­ным банком совместно с Министерством финансов и другими государственными органами Республики Беларусь. Субъекта­ми, реализующими денежно-кредитную политику, являются Национальный банк (ведущий субъект, или монетарный регу­лятор) и другие банки страны.

Целевые параметры денежно-кредитной политики оказыва­ют воздействие на эффективность инвестиций, масштабы и нап­равление потребительского спроса, уровень товарных цен и, со­ответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и заня­тости. Таким образом, изменяя условия функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный баше определяет не только направление их дея­тельности, но и ход экономического развития Беларуси. Харак­тер и содержание денежно-кредитной политики предопределя­ются экономической стратегией общества, национальными осо­бенностями денежной (в частности, кредитной) системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.

Денежно-кредитная политика по сравнению с бюджетно-на­логовой обладает рядом существенных преимуществ:

во-первых, оперативностью и гибкостью реакции цент­рального банка страны на изменение ситуации в экономике — Национальный банк ежедневно принимает решения, напри­мер, о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет па объем денежного предложения и уровень процентной ставки;

во-вторых, ограниченностью политического давления в си­лу отсутствия непосредственного влияния денежно-кредитной политики на изменения государственных расходов и доходов.

Выделяют два типа денежно-кредитной политики:

«рестрикционная (политика «дорогих» денег) — направ­лена на ужесточение условий кредитования, ограничение денежной эмиссии, что предполагает рост процентных ставок центрального банка и использование им других мер, ориенти­рованных на сокращение объемов кредитования экономики. Основными целями при этом являются сдерживание инфля­ции, оздоровление платежного баланса, снижение деловой ак­тивности в период «пика» экономического подъема;

экспансионистская (политика «дешевых» денег) — предполагает расширение масштабов кредитования экономики, снижение уровня процентных ставок, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении. Основными целями являются стимулирование деловой активности, ускорение темпов экономического роста и сокращение безработицы в стране.

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам, как правило, вызывает ухудшение по другим (циклическая асимметрия). Так, стимулирование инве­стиций и, соответственно, роста деловой активности в экономи­ке за счет увеличения денежного предложения может усили­вать инфляцию. Меры же по снижению темпов роста денежного предложения, направленные на борьбу с инфляцией, дестимулируют экономическую активность и ухудшают показатели за­нятости. В результате неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономической ак­тивности и снижения инфляции. Поэтому Национальный банк должен проводить последовательную денежно-кредитную по­литику и действовать в зависимости от состояния экономики и тот или иной период ее развития.

Кроме того, к недостаткам денежно-кредитной политики следует также отнести: слабую предсказуемость и регулируе­мость скорости денежного обращения; существенную зависи­мость инвестиционной активности от изменения процентной ставки (рост последней снижает инвестиционную активность, что ограничивает возможности кредитной рестрикции); нали­чие временного лага — запаздывающего эффекта между дей­ствиями органов денежно-кредитного регулирования и ответ­ной реакцией экономики.

Основным критерием эффективности денежно-кредитной политики служит обеспечение экономики денежной массой, со­ответствующей как по количественным, так и качественным параметрам реальному спросу, что требует определения страте­гии денежно-кредитной политики и иерархии ее целей адекват­но ситуации. Конкретный состав целей и их количественные параметры определяются национальными приоритетами стра­ны, а также спецификой экономики.

Стратегия и тактика денежно-кредитной политики Рес­публики Беларусь на очередной год определяется в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» в соответствии с долгосрочными монетарными целями и задачами, а также их конкретизацией на планируемый период. Разработка и реали­зация денежно-кредитной политики предполагает этапность процесса и согласованность прогнозов, решений и действий в рамках каждого этапа.

На этапе выбора конечных и промежуточных целей про­исходит их увязка с долго- и среднесрочными программами, разрабатываемыми в соответствии с действующим законода­тельством.

Этап разработки общеэкономических и денежно-кредит­ных прогнозов и мер на очередной год предусматривает под­готовку, прежде всего, трех основных документов: Прогноза социально-экономического развития страны, включающего платежный баланс, Государственного бюджета, Основных нап­равлений денежно-кредитной политики. На их основе форми­руются отраслевые и региональные программы.

Этап реализации мер денежно-кредитной политики осу­ществляется в соответствии с Планом мероприятий по выпол­нению Основных направлений, разрабатываемым Националь­ным банком на каждый год. При его подготовке оценивается внутригодовая динамика важнейших денежно-кредитных па­раметров, учитываются прогнозные экономические тенденции, что дает возможность системно подходить к выбору и примене­нию в течение года всего набора монетарных инструментов. В то же время экономическая и финансовая ситуация требуют постоянной корректировки последних. В этой связи можно вы­делить внутригодовые этапы подготовки квартальных, месяч­ных, недельных и ежедневных прогнозов и решений в сфере реализации денежно-кредитной политики, что позволяет опре­делить условия и обосновать проведение конкретных монетар­ных операций, разработку текущих нормативных актов, осу­ществление прочих организационных действий.

41.Валютная система Беларуси является составной частью на­циональной денежной системы, представляет собой правовую форму организации валютных отношений в стране и регулиру­ется национальным законодательством в соответствии с требо­ваниями, правилами и нормами международного права. Ее структура соответствует принципам построения и включает все основные элементы валютных систем развитых стран мира.

Важнейшим элементом валютной системы Беларуси являет­ся национальная валюта — белорусский рубль. Он введен в об­ращение в 1992 г. первоначально в виде расчетных билетов На­ционального банка, которые не являлись денежными знаками и были выпущены в дополнение к советским (российским) руб­лям с целью защиты внутреннего потребительского рынка в от­вет на ограниченные поступления в республику наличных де­нег из Российской Федерации. В октябре 1994 г. единственным платежным средством на территории страны признан белорус­ский рубль, а в налично-денежном обороте — банкноты (расчет­ные билеты). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 1 января 2000 г. были введены в обращение банкно­ты Национального банка нового образца разного достоинства. С 1996 г. Национальный банк эмитирует металлические денеж­ные знаки — памятные монеты Республики Беларусь, которые являются законным платежным средством и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без всяких ограничений. С ноября 2001 г. белорусский рубль соответствует правилам ограниченной конвертируемости валют.

В условиях открытого типа экономики ключевое значение в процессе достижения финансовой стабилизации и экономи­ческого роста принадлежит режиму валютного курса. Валют­ный курс — соотношение обмена денежных единиц разных стран, обусловленное их покупательной способностью и рядом других внешнеэкономических и политических факторов. Его можно определить как цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой страны. С 1993 г. официальный курс бело­русского рубля устанавливается Национальным банком по от­ношению к свободно и ограниченно конвертируемым валютам. По отношению к российскому рублю и доллару США он фор­мируется по результатам фиксинга на торгах, проводимых ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; к другим ино­странным валютам определяется на основании кросс-курса к ним доллара СШA. В соответствии с номинальным курсом На­циональный банк устанавливает индекс реального курса бело­русского рубля к иностранной валюте. Данный индекс харак­теризует изменение за определенный период времени по отно­шению к базовому периоду номинального курса белорусского рубля к валюте страны — основного торгового партнера, скор­ректированное на соотношение темпов инфляции в Республике Беларусь и в данной стране. Используется прямая котировка белорусского рубля по отношению к иностранным валютам (курс единицы иностранной валюты выражен в белорусских рублях).

Важным элементом валютной системы являются валютные ограничения — система государственных мер, регламентиру­ющих порядок осуществления операций резидентов и нерези­дентов с валютными ценностями. Они вводятся в целях вырав­нивания и оптимизации платежного баланса Республики Бела­русь, стабилизации и поддержания курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.

Золотовалютные резервы (ЗВР) – 7485,6 млрд. долл. на 1.11.2013 г. являются одним из клю­чевых элементов валютной системы. Международные резервы; Республики Беларусь — это высоколиквидные иностранные ак­тивы, состоящие из монетарного золота, специальных прав за­имствования Республики Беларусь у МВФ, резервной позиции Республики Беларусь в МВФ, а также валютных резервов, ко­торые могут быть оперативно использованы для проведения ин­тервенций Национального банка на валютных рынках в целях стабилизации курса национальной валюты, финансирования Правительством импорта товаров и услуг, осуществления рас­четов по погашению и обслуживанию государственного внеш­него долга и т.д.

Валютная система регламентирует использование междуна­родных кредитных средств обращения и форм международных расчетов (документарный аккредитив, инкассо, банковский перевод и др.), а также регулирует международную валютную ликвидность — способность страны обеспечивать своевремен­ное погашение своих внешних обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами, т.е. ее платежеспособность.1 Показателем международной валютной ликвидности является отношение ЗВР к стоимостному объему годового импорта то­варов и услуг, которое в республике на 01.01.2005 г. составило 0,6 месяца импорта, на 01.01.2011 г. — 1,6 месяца (на 01.07.2011 г. — 1,1. месяца) при минимальном необходимом объеме не менее 3 месяцев импорта.

В Беларуси регламентируется режим функционирования национального валютного рынка. Валютный рынок — струк­турная составляющая финансового рынка, совокупность отно­шений, возникающих на основе спроса и предложения по пово­ду покупки-продажи иностранных валют, сделок с валютными ценностями и валютных инвестиций. На внутреннем валютном рынке республики операции по купле-продаже валют прово­дятся в двух сегментах (биржевом — на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и внебиржевом — с банками), а также на рынке наличных валют.

Правовая база валютной системы и валютной политики государства закреплена в новой редакции Банковского кодекса РБ и Законе Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе сформулировано понятие «ва­лютное регулирование», установлены порядок обращения, вла­дения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок осуществления валютных операций, порядок открытия резидентами и нерезидентами счетов, изложены их права и обя­занности, определены система органов валютного регулирова­ния и контроля, агенты валютного контроля и их полномочия.

Можно отметить, что в Беларуси сформирована и функцио­нирует валютная система, которая основана на современной правовой базе, способствует обеспечению экономической безо­пасности и устойчивому экономическому росту, а также актив­ной интеграции страны в мировую валютную систему.

42.Валютное регулирование и валютный контроль. В соответ­ствии с действующим законодательством валютное регулиро­вание — это деятельность государственных органов по установ­лению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Президент Республики Беларусь определяет систему орга­нов валютного регулирования и валютного контроля и прини­мает меры по осуществлению валютного регулирования в соот­ветствии с действующей Конституцией.

Органами валютного регулирования являются Совет Ми­нистров, который принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства Республики Бе­ларусь, и Национальный банк.

Органами валютного контроля являются:

Совет Министров Республики Беларусь — определяет компетенцию республиканских органов государственного уп­равления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского го­родского) исполнительных комитетов по вопросам выполнения ими функций агентов валютного контроля;

Национальный банк — осуществляет валютный контроль за совершением банками и НКФО валютных операций;

Комитет государственного контроля — на основании ин­формации, получаемой от иных органов и агентов валютного контроля, формирует базу данных, осуществляет контроль за выполнением органами и агентами валютного контроля своих функций, а также координирует деятельность этих органов;

Государственный таможенный комитет — осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидента­ми и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей.

Агентами валютного контроля являются:

– органы государственного управления, республиканские органы государственного управления, областные (Минский го­родской) исполнительные комитеты — осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подчиненными (подве­домственными, входящими в состав) им юридическими лица­ми, индивидуальными предпринимателями выручки от экспор­та; представляют информацию об их внешнеэкономической деятельности; выявляют нарушения валютного законодательства;

– банки и НКФО, основные функции которых заключаются в осуществлении контроля за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валют­ным операциям, и соответствием ее требованиям валютного за­конодательства, а также контроля за соответствием проводи­мых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства; в получении документов, объяснений, спра­вок и сведений о проведении валютных операций;

– таможни (как агенты валютного контроля) производят та­моженное оформление экспортируемых и импортируемых то­варов, осуществляют контроль за оформлением документов и соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей, и другие функции.

Валютный контроль играет ведущую роль в системе мер, направленных на укрепление законодательной и финансовой дисциплины в сфере валютных отношений, развитие внутрен­него валютного рынка и наращивание золотовалютных резер­вов страны. Эффективная работа его механизмов возможна при взаимном и тесном сотрудничестве банков и таможенных орга­нов в процессе контроля внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, а также на основе нормативно-правовой базы, контролирующей движение экспортной выручки, и наде­ления агентов валютного контроля необходимым и достаточ­ным объемом полномочий.

Валютная политика Беларуси является одной из ключе­вых составляющих экономической политики государства, орга­нично связана с денежно-кредитной и бюджетной (фискальной) политикой и призвана обеспечивать стабильность националь­ной валюты, равновесие платежного баланса, усиление конку­рентоспособности отечественного экспорта на международных рынках, создание условий для привлечения иностранных ин­вестиций, наращивание золотовалютных резервов и повыше­ние международного рейтинга страны. Выбор инструментов и механизмов ее осуществления зависит от степени открытости экономики, темпов роста ВВП, характера проводимой денеж­но-кредитной и бюджетной политики, уровня развития фондо­вого рынка, структуры банковской системы, темпов инфляции, величины золотовалютных резервов, состояния платежного ба­ланса, условий развития бизнес-среды, конкуренции и других факторов.

Основными формами валютной политики являются:

– девизная политика — метод воздействия на курс нацио­нальной валюты в форме валютных интервенций центрального (Национального) банка;

– дисконтная политика — изменение учетной ставки цент­рального банка, направленное на регулирование валютного курса и плательного баланса, путем воздействия на динамику денежной массы, цен, кредитов и совокупного спроса;

– политика управления золотовалютными резервами по­средством оптимизации их состава и структуры с целью под­держания стабильности национальной валюты и осуществле­ния международных расчетов;

– режим валютных паритетов и валютных курсов (режим фиксированного и режим «плавающего» валютного курса);

– валютные ограничения и валютное регулирование, нап­равленные на поддержание курса национальной валюты и со­кращение оттока капитала из страны;

– политика валютного правления (валютное управление, ва­лютный совет, валютный комитет), предусматривающая эмис­сию наличных денег, которые по первому требованию конвер­тируются в иностранную валюту либо иные внешние активы;

– корректировка валютного курса (девальвация и реваль­вация);

– валютная интеграция посредством координации валют­ной политики с наднациональными механизмами валютного регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.