КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценовая политика и основные задачи в области ценообразования
Ценовая политика направлена на создание такой системы цен и условий, которая стимулирует динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения. Основными приоритетами цеповой политики в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики. Разработанные в стране Закон «О ценообразовании» и Концепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монополистов и содействие формированию конкурентной рыночной среды, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам (услугам) первой необходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью. Нестабильность финансовых систем, замедление экономического роста и обострение социальных проблем в периоды кризисов вынуждают правительства многих стран, включая Беларусь, принимать моры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры антиинфляционного характера, предусматривающие регулирование цен. Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализация цен в той мере, которая соответствует формированию рыночной среды. Последнее относится к развитию и поддержанию конкурентных начал в экономике, противодействию монополизму, государственному регулированию цен естественных монополий, т.е. к условиям повышения эффективности функционирования экономики.
В качестве основных принципов ценовой политики выступают: – сочетание свободных и регулируемых цен; – разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен; – установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально функционирующим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и иных мер государственной поддержки. Главным направлением ценовой политики является создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных экономических и административных методов и инструментов. Важнейшими результатами ценового регулирования должны стать: действенный контроль со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий для добросовестной конкуренции и развития предпринимательской инициативы, увеличения притока инвестиций в экономику; обеспечение экономически обоснованного соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения; обеспечение оптимальных межотраслевых ценовых пропорций. Совершенствование государственной ценовой политики в условиях устойчивого развития экономики должно быть направлено на решение следующих задач: – создание экономических условий, содействующих эффективному функционированию субъектов рыночного хозяйства;
– обеспечение эквивалентности товарно-денежного обмена между отраслями и сферами экономики; – соблюдение прозрачности процессов ценообразования, систематический мониторинг уровня и динамики рыночных цен в целях создания условий для добросовестной конкуренции и повышения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, справедливого распределения их доходов; – расширение в регулировании цен полномочий местных органов управления, которые наилучшим образом могут, учитывать особенности своего региона (климатические, геополитические, экономические, социальные); – устранение условий неоправданной ценовой дискриминации в отношениях между субъектами хозяйствования (различных форм собственности); – увязка ценовой политики с политикой, проводимой государством в области оплаты труда и регулирования доходов населения; – координация цеповой и налоговой политики; использование в ценовой политике предприятий маркетинговых подходов и системы гибкого ценообразования (с учетом рыночных факторов); – гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и государств — участников ЕЭП, а также ее ближайших соседей; – разработка законодательства, направленного на преодоление негативных последствий трансфертного ценообразования, связанного с занижением цен; – совершенствование антидемпинговой ценовой политики для защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний. Концептуальные основы ценовой политики включают: – макро- и микроэкономический аспекты, определяющие ценовое пространство с точки, зрения уровней экономики, с разграничением инструментов и механизмов реализации ценовой, политики; – государственный и региональный аспекты, по которым различаются субъекты, осуществляющие ценовое регулирование, с разграничением полномочий и функций этих субъектов; – прямые (административные, непосредственные) и косвенные (экономические, индикативные) методы воздействия на субъекты ценообразования и уровень цен. Регулирование цен на макроуровне реализуется преимущественно через методы и инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, через воздействие на покупательную способность денежной единицы, т.е. через экономические методы косвенного влияния на цены. Суть их в том, что государство воздействует не на порядок установления или уровень цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования.
В целях социальной защиты населения определяется ограниченный перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами. Так, Совет Министров Республики Беларусь регулирует цены на коммунальные услуги, оказываемые населению (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газо-, электро-, теплоснабжение); Министерство экономики — на товары (работы, услуги) предприятий-монополистов, социально значимые товары (работы, услуги), алкогольную продукцию, табачные изделия. На микроуровне, как правило, используются инструменты, непосредственно влияющие на деятельность конкретного предприятия: регулирование уровня цены, уровня рентабельности, торговых надбавок. Местные органы власти могут регулировать цены на отдельные социально значимые товары (свежие овощи, товары для детей), ритуальные и социальные услуги, городские перевозки пассажиров и грузов всеми видами транспорта в регулярном сообщении, а также на товары (услуги), производимые локальными (местными) естественными монополиями и др. Обобщение опыта применения прямого регулирования цен позволяет выделить соответствующие ему методы: введение фиксированных цен на товары и тарифов на услуги, замораживание цен, установление предельных уровней цены, регламентация верхней и нижней ее границ, установление предельного уровня рентабельности, декларирование (регистрация) цен, установление рекомендательных (референтных) цен на важнейшие виды продукции (например, медикаменты). Следует учитывать два обстоятельства, связанные с регулированием цен: – с одной стороны, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием, спроса и предложения, поэтому в краткосрочном периоде может возникать дефицит или затоваривание продукцией, не находящей сбыта;
– с другой стороны, при полном отказе от участия государства в процессе ценообразования общество устраняется от возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий-монополистов, а также лишает малообеспеченную часть населения социальной поддержки. Отдельный блок в системе законодательства по ценообразованию представляет регулирование цел, (тарифов) на услуги естественных монополий. В целях улучшения действующего порядка регулирования этих цен и тарифов необходимы совершенствование законодательной и нормативно-методологической базы, применение конкретных методов ценообразования, введение контроля за уровнем и обоснованностью включаемых в цены и тарифы затрат. Деятельность естественных монополий (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, тепло-, газо- и водоснабжение) регулируется в Беларуси и ряде других стран для предупреждения с их стороны монопольного завышения цен и сокращения объемов производства. Поэтому главной целью ценового регулирования в данной сфере выступает обеспечение доступности товаров (услуг) таких предприятий для потребителей за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий и противодействовать ограничению объемов их производства. Серьезной проблемой в ценообразовании сегодня является сохранение перекрестного субсидирования, т.е. использование практики возмещения убытков от предоставления услуг одним потребителям (население, бюджетные, сельскохозяйственные организации) в результате установления заниженных цен за счет других (промышленные предприятия), в отношении которых действуют завышенные цены. Цены представляют собой один из важнейших элементов рыночной конъюнктуры, изменения которой необходимо постоянно отслеживать, предвидеть, прогнозировать. Для успешного функционирования на рынке его участники должны иметь достаточно полную и достоверную информацию о сложившейся здесь ситуации, что требует создания и постоянной поддержки системы ценового мониторинга. 38.Бюджетная система Республики Беларусь – это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Как в любом унитарном государстве, она имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты (к последним относятся областные, районные, городские, сельские и поселковые). В унитарных и федеративных государствах все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместе с тем бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона и государства в целом. Сводный бюджет носит название консолидированного и представляет собой свод бюджетов соответствующего административно-территориального образования. Его показатели используются для анализа бюджетно-финансовой политики в регионе. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска. Доходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу РБ, доходы бюджета группируются следующим образом: налоговые доходы; неналоговые доходы; отчисления на государственное социальное страхование; безвозмездные поступления. Налоговые доходы включают в себя: республиканские налоги, сборы (пошлины); местные налоги, cбopы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, а также за пользование налоговым кредитом. К неналоговым относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы, другие неналоговые доходы. Безвозмездные поступления представлены необязательными текущими и капитальными платежами, включающими поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов. Формы мобилизации государственных доходов, их состав и структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства, приоритетами социально-экономического развития, стратегическими целями и методами их достижения. Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных налогов, степень налогообложения доходов граждан, размер неналоговых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов. Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2013 г., трл. руб. Доходы, всего – 121,7 Налоговые доходы – 10,688,0 Доходы госбюджета на 2013 г., трл. руб. 1. Налоговые доходы: – НДС – 41,3 – налог на собственность – 10,7 – акцизы – 16,4 – налог на прибыль – 10,5 – подоходный налог – 2. Вывозные и ввозные пошлины – 13,6 3. Безвозмездные поступления – 4,451 От внешнеэкономической деятельности – 29,8 Другие налоги – 1372,3 Неналоговые поступления – 19049,2 Всего – 121,720 Основными доходными источниками бюджета остаются НДС, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль. Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями бюджетно-налоговой политики республики на современном этане. Согласно закону «О республиканском бюджете на 2013 год» расходы запланированы в сумме 121,7 трлн. Рублей исходя из такого же прогнозируемого объема доходов. Больше всего средств выделено на правоохранительную деятельность. Причем из 10,5 трлн. органы внутренних дел получили наибольшую сумму – 4,4 трлн. руб., в то время как органы МЧС – 1,2 трлн., а суды – 679 трлн. руб. В социальной политике на пенсионное обеспечение выделено 4,7 трлн. и почти 3 трлн. руб. – для помощи по обеспечению жильем. Интересно, что средства, затраченные на погашение госдолга страны, сравняются в следующем году с объемом финансирования всей социальной сферы республики. В национальной экономике больше всего, как всегда, досталось сельскому хозяйству – 6,8 трлн. руб. Налоговую систему современного государства можно представить как совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, базирующихся на государственном суверенитете и правовых нормах по их установлению (отмене), исполнению налоговых обязательств и организации контроля за процессом налогообложения. Основы бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь заложены в Конституции. Согласно нормам, все граждане страны должны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту — Национальному собранию Республики Беларусь. Введение местных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов. Участниками налоговых отношений выступают, с одной стороны, государство, определяющее налоговую политику, формирующее налоговую систему и устанавливающее правила и механизмы исполнения налоговых обязательств, с другой — плательщики и иные обязанные лица. Правовой основой функционирования налоговой системы является налоговое законодательство. В Беларуси основным правовым документом, регламентирующим налоговое законодательство, является Налоговый кодекс РБ. Центральным звеном налоговой системы современного государства является совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, которая достаточно наглядно отражает как фискальные интересы страны и национальные особенности построения, так и происходящие в мировой экономике глобальные процессы. В Республике Беларусь налоговая классификация законодательно закреплена в Налоговом кодексе. При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги. В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавленную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 %. В налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доминирующее положение — от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси — 50—55 % (на долю прямых налогов в нашей стране приходится 25—30 %). При построении в развитых странах налоговых систем исходят из того, что основную долю налогов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население. Это ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции. Главной отличительной особенностью систем налогообложения всех развитых стран является ИХ Теснейшая СВЯЗЬ И взаимозависимость со структурой и результатами работы экономики. При всем многообразии применяемых налогов этот принцип высокой экономической обоснованности и целесообразности всегда остается неизменным. Причем проявляется он не в учете интересов отдельных групп налогоплательщиков или отраслевых условий и трудностей, что характерно для переходных к рынку построений, а в ориентации на реально складывающиеся общеэкономические пропорции и зависимости. Новая налоговая система Беларуси включает 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. 39.Денежная система — это форма государственной организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Как правило, она состоит из элементов, содержание которых в каждом государстве наполняется национальными особенностями. Основными из них являются: официальная денежная единица (наименование, виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу); эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков; денежная масса; структура денежного оборота; порядок установления валютного курса; государственный орган, отвечающий за организацию и регулирование денежного обращения в стране. В зависимости от вида денег различают денежные системы, основанные на полноценных деньгах (товарные и металлического обращения) и на обращении неполноценных денег, когда полноценные деньги заменены неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Существующие денежные системы основаны на обороте неполноценных денег. Денежная система Беларуси функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», а также последующими законодательными актами, закрепившими ее правовые основы и принципы функционирования (Банковский кодекс РВ и др.). В 1994 г. Национальным банком было принято решение о признании единственным законным, платежным средством в нашей стране белорусского рубля, а в налично-денежном обороте — расчетного билета. В последующие годы расчетный билет был изъят из обращения и в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль — билет Национального байка РБ. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории страны запрещен. Монопольным правом на эмиссию белорусского рубля обладает Национальный банк, который определяет номинал (достоинство), степень защиты, изображение и другие характеристики белорусского рубля и монет. Он обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их хранение, подтверждение подлинности, изъятие и уничтожение выведенных из обращения (ветхих) банкнот и монет, устанавливает официальный курс рубля к иностранным денежным единицам. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты, юбилейные и памятные монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в банках, обеспеченные активами Национального и других банков, в том числе золотовалютными резервами, государственными ценными бумагами и прочими активами национальной банковской системы. Для упорядочения денежного обращения в 1994 г. и 1999 г. в республике проведены две деноминации (уменьшение нарицательной стоимости денежной единицы). В результате первой из них все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз, в ходе второй — в 1000 раз. Институциональной основой денежной системы. Беларуси служит финансово-кредитная система, включающая в себя банковскую систему и небанковские кредитно-финансовые организации. Банковская система представлена двумя уровнями: Национальный банк (первый уровень) и иные банки (второй). Таким образом, к собственно субъектам денежных отношений (в узком смысле) относятся Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Помимо этого в качество участников денежных правоотношений (в широком смысле) выступают Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы (в лице государственных органов), физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Объекты денежных отношений — национальные деньги и иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные ценности. Первым уровнем национальной банковской системы является Национальный банк, который осуществляет регулирование денежного оборота в соответствии с законодательством. Он устанавливает правила организации наличного денежного обращения, охватывающие: – ведение кассовых операций в стране, работу банков с денежной наличностью, применение мер ответственности за их нарушение; – хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности и других ценностей; – осуществление эмиссионно-кассовых операций; – расчеты наличными деньгами между юридическими лицами; – определение признаков платежности наличных денег, замену ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также процесс их уничтожения. В сфере безналичного денежного оборота Национальный банк определяет основные принципы функционирования платежной системы страны; разрабатывает и утверждает правила банковских переводов, формы безналичных расчетов, стандарты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др. Основными целями деятельности Национального банка являются: – защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; – развитие и укрепление банковской системы; – обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Для достижения отмеченных выше целой Национальный банк разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику. Вторым уровнем национальной банковской системы являются банки, оказывающие банковские услуги на принципах коммерческого расчета. Они привлекают денежные средства физических и юридических лиц в депозиты (вклады), размещают указанные средства от своего имени и за свой счет (на условиях возвратности, платности и срочности), а также оказывают услуги по открытию и ведению счетов физических и юридических лиц. В соответствие с Банковским кодексом РБ банк вправе осуществлять и иные банковские операции и виды деятельности. Белорусский банковский сектор играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг и по состоянию в 2012 г. включает 31 действующий банк. Характерной особенностью его современного институционального развития является устойчивая тенденция к увеличению в структуре собственности доли иностранного капитала: в общем числе банков 26 — с участием иностранного капитала, из них 9 — со стопроцентным иностранным капиталом. Наряду с положительными результатами в отечественном банковском секторе существуют проблемы, требующие немедленного решения. Например, очень высоким остается уровень концентрации активов банковского сектора: на долю пяти крупнейших банков приходилось 83,1 % активов и 78,7 % капитала банковского сектора. По-прежнему сохраняется дисбаланс между ростом объемов кредитной задолженности банков в реальном выражении и ростом экономики, что способствует уязвимости банковского сектора в отношении риска невыполнения заемщиками своих обязательств. Следует также отметить, что до последнего времени на отечественном рынке финансового посредничества по-прежнему доминируют банки. Так, из совокупных активов финансового сектора ныне, составивших 62,1 % но отношению к BBП, 97 % пришлось на долю банков и только 3 % — страховых компаний. Иными словами, в республике по получил должного развития такой важный элемент денежной системы, как небанковские кредитно-финансовые организации, к числу которых относят лизинговые, инвестиционные и трастовые компании, страховые и ссудо-сберегательные общества, пенсионные и паевые фонды, кредитные союзы, ломбарды и др. В то же время активизация их деятельности, в частности страховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов, позволит не только аккумулировать долгосрочные источники финансирования национальной экономики, но и снизить финансовую нагрузку на банковский сектор, даст возможность рынку оперативно минимизировать негативные воздействия внешних шоков. Развитие инфраструктуры финансового рынка, создание специализированных финансовых организаций будет способствовать также сокращению участия банков в кредитовании государственных программ, льготном кредитовании отдельных предприятий и граждан, что в свою очередь приведет к повышению качества этих программ, более тщательному анализу целесообразности оказания государственной поддержки отдельным отраслям экономики, предприятиям и гражданам. Согласно Стратегии развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011—2015 годы, банковский сектор к концу указанного периода (аккумулируя новейшие достижения и технологии банковского дела) должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную составляющую экономики страны, которая эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Прогнозируется увеличить объем кредитов банков до 70 - 90 % к ВВП, отношение активов банков к ВВП — до 85 -105, капитала банков к ВВП до 12 %, что позволит приблизиться к аналогичным показателям банковских систем ряда стран Восточной и Центральной Европы. 40.Денежно-кредитная (монетарная) политика, являясь составной частью единой государственной экономической политики, представляет собой деятельность, направленную на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей. С ее помощью государство управляет денежным предложением и создает условия для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих задачам экономической политики. Денежно-кредитная политика разрабатывается Национальным банком совместно с Министерством финансов и другими государственными органами Республики Беларусь. Субъектами, реализующими денежно-кредитную политику, являются Национальный банк (ведущий субъект, или монетарный регулятор) и другие банки страны. Целевые параметры денежно-кредитной политики оказывают воздействие на эффективность инвестиций, масштабы и направление потребительского спроса, уровень товарных цен и, соответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. Таким образом, изменяя условия функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный баше определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития Беларуси. Характер и содержание денежно-кредитной политики предопределяются экономической стратегией общества, национальными особенностями денежной (в частности, кредитной) системы, общей хозяйственной ситуацией в стране. Денежно-кредитная политика по сравнению с бюджетно-налоговой обладает рядом существенных преимуществ: во-первых, оперативностью и гибкостью реакции центрального банка страны на изменение ситуации в экономике — Национальный банк ежедневно принимает решения, например, о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет па объем денежного предложения и уровень процентной ставки; во-вторых, ограниченностью политического давления в силу отсутствия непосредственного влияния денежно-кредитной политики на изменения государственных расходов и доходов. Выделяют два типа денежно-кредитной политики: «рестрикционная (политика «дорогих» денег) — направлена на ужесточение условий кредитования, ограничение денежной эмиссии, что предполагает рост процентных ставок центрального банка и использование им других мер, ориентированных на сокращение объемов кредитования экономики. Основными целями при этом являются сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса, снижение деловой активности в период «пика» экономического подъема; экспансионистская (политика «дешевых» денег) — предполагает расширение масштабов кредитования экономики, снижение уровня процентных ставок, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении. Основными целями являются стимулирование деловой активности, ускорение темпов экономического роста и сокращение безработицы в стране. Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам, как правило, вызывает ухудшение по другим (циклическая асимметрия). Так, стимулирование инвестиций и, соответственно, роста деловой активности в экономике за счет увеличения денежного предложения может усиливать инфляцию. Меры же по снижению темпов роста денежного предложения, направленные на борьбу с инфляцией, дестимулируют экономическую активность и ухудшают показатели занятости. В результате неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономической активности и снижения инфляции. Поэтому Национальный банк должен проводить последовательную денежно-кредитную политику и действовать в зависимости от состояния экономики и тот или иной период ее развития. Кроме того, к недостаткам денежно-кредитной политики следует также отнести: слабую предсказуемость и регулируемость скорости денежного обращения; существенную зависимость инвестиционной активности от изменения процентной ставки (рост последней снижает инвестиционную активность, что ограничивает возможности кредитной рестрикции); наличие временного лага — запаздывающего эффекта между действиями органов денежно-кредитного регулирования и ответной реакцией экономики. Основным критерием эффективности денежно-кредитной политики служит обеспечение экономики денежной массой, соответствующей как по количественным, так и качественным параметрам реальному спросу, что требует определения стратегии денежно-кредитной политики и иерархии ее целей адекватно ситуации. Конкретный состав целей и их количественные параметры определяются национальными приоритетами страны, а также спецификой экономики. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год определяется в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» в соответствии с долгосрочными монетарными целями и задачами, а также их конкретизацией на планируемый период. Разработка и реализация денежно-кредитной политики предполагает этапность процесса и согласованность прогнозов, решений и действий в рамках каждого этапа. На этапе выбора конечных и промежуточных целей происходит их увязка с долго- и среднесрочными программами, разрабатываемыми в соответствии с действующим законодательством. Этап разработки общеэкономических и денежно-кредитных прогнозов и мер на очередной год предусматривает подготовку, прежде всего, трех основных документов: Прогноза социально-экономического развития страны, включающего платежный баланс, Государственного бюджета, Основных направлений денежно-кредитной политики. На их основе формируются отраслевые и региональные программы. Этап реализации мер денежно-кредитной политики осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по выполнению Основных направлений, разрабатываемым Национальным банком на каждый год. При его подготовке оценивается внутригодовая динамика важнейших денежно-кредитных параметров, учитываются прогнозные экономические тенденции, что дает возможность системно подходить к выбору и применению в течение года всего набора монетарных инструментов. В то же время экономическая и финансовая ситуация требуют постоянной корректировки последних. В этой связи можно выделить внутригодовые этапы подготовки квартальных, месячных, недельных и ежедневных прогнозов и решений в сфере реализации денежно-кредитной политики, что позволяет определить условия и обосновать проведение конкретных монетарных операций, разработку текущих нормативных актов, осуществление прочих организационных действий. 41.Валютная система Беларуси является составной частью национальной денежной системы, представляет собой правовую форму организации валютных отношений в стране и регулируется национальным законодательством в соответствии с требованиями, правилами и нормами международного права. Ее структура соответствует принципам построения и включает все основные элементы валютных систем развитых стран мира. Важнейшим элементом валютной системы Беларуси является национальная валюта — белорусский рубль. Он введен в обращение в 1992 г. первоначально в виде расчетных билетов Национального банка, которые не являлись денежными знаками и были выпущены в дополнение к советским (российским) рублям с целью защиты внутреннего потребительского рынка в ответ на ограниченные поступления в республику наличных денег из Российской Федерации. В октябре 1994 г. единственным платежным средством на территории страны признан белорусский рубль, а в налично-денежном обороте — банкноты (расчетные билеты). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 1 января 2000 г. были введены в обращение банкноты Национального банка нового образца разного достоинства. С 1996 г. Национальный банк эмитирует металлические денежные знаки — памятные монеты Республики Беларусь, которые являются законным платежным средством и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без всяких ограничений. С ноября 2001 г. белорусский рубль соответствует правилам ограниченной конвертируемости валют. В условиях открытого типа экономики ключевое значение в процессе достижения финансовой стабилизации и экономического роста принадлежит режиму валютного курса. Валютный курс — соотношение обмена денежных единиц разных стран, обусловленное их покупательной способностью и рядом других внешнеэкономических и политических факторов. Его можно определить как цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой страны. С 1993 г. официальный курс белорусского рубля устанавливается Национальным банком по отношению к свободно и ограниченно конвертируемым валютам. По отношению к российскому рублю и доллару США он формируется по результатам фиксинга на торгах, проводимых ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; к другим иностранным валютам определяется на основании кросс-курса к ним доллара СШA. В соответствии с номинальным курсом Национальный банк устанавливает индекс реального курса белорусского рубля к иностранной валюте. Данный индекс характеризует изменение за определенный период времени по отношению к базовому периоду номинального курса белорусского рубля к валюте страны — основного торгового партнера, скорректированное на соотношение темпов инфляции в Республике Беларусь и в данной стране. Используется прямая котировка белорусского рубля по отношению к иностранным валютам (курс единицы иностранной валюты выражен в белорусских рублях). Важным элементом валютной системы являются валютные ограничения — система государственных мер, регламентирующих порядок осуществления операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями. Они вводятся в целях выравнивания и оптимизации платежного баланса Республики Беларусь, стабилизации и поддержания курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. Золотовалютные резервы (ЗВР) – 7485,6 млрд. долл. на 1.11.2013 г. являются одним из ключевых элементов валютной системы. Международные резервы; Республики Беларусь — это высоколиквидные иностранные активы, состоящие из монетарного золота, специальных прав заимствования Республики Беларусь у МВФ, резервной позиции Республики Беларусь в МВФ, а также валютных резервов, которые могут быть оперативно использованы для проведения интервенций Национального банка на валютных рынках в целях стабилизации курса национальной валюты, финансирования Правительством импорта товаров и услуг, осуществления расчетов по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга и т.д. Валютная система регламентирует использование международных кредитных средств обращения и форм международных расчетов (документарный аккредитив, инкассо, банковский перевод и др.), а также регулирует международную валютную ликвидность — способность страны обеспечивать своевременное погашение своих внешних обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами, т.е. ее платежеспособность.1 Показателем международной валютной ликвидности является отношение ЗВР к стоимостному объему годового импорта товаров и услуг, которое в республике на 01.01.2005 г. составило 0,6 месяца импорта, на 01.01.2011 г. — 1,6 месяца (на 01.07.2011 г. — 1,1. месяца) при минимальном необходимом объеме не менее 3 месяцев импорта. В Беларуси регламентируется режим функционирования национального валютного рынка. Валютный рынок — структурная составляющая финансового рынка, совокупность отношений, возникающих на основе спроса и предложения по поводу покупки-продажи иностранных валют, сделок с валютными ценностями и валютных инвестиций. На внутреннем валютном рынке республики операции по купле-продаже валют проводятся в двух сегментах (биржевом — на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и внебиржевом — с банками), а также на рынке наличных валют. Правовая база валютной системы и валютной политики государства закреплена в новой редакции Банковского кодекса РБ и Законе Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе сформулировано понятие «валютное регулирование», установлены порядок обращения, владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок осуществления валютных операций, порядок открытия резидентами и нерезидентами счетов, изложены их права и обязанности, определены система органов валютного регулирования и контроля, агенты валютного контроля и их полномочия. Можно отметить, что в Беларуси сформирована и функционирует валютная система, которая основана на современной правовой базе, способствует обеспечению экономической безопасности и устойчивому экономическому росту, а также активной интеграции страны в мировую валютную систему. 42.Валютное регулирование и валютный контроль. В соответствии с действующим законодательством валютное регулирование — это деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования и валютного контроля и принимает меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с действующей Конституцией. Органами валютного регулирования являются Совет Министров, который принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства Республики Беларусь, и Национальный банк. Органами валютного контроля являются: Совет Министров Республики Беларусь — определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам выполнения ими функций агентов валютного контроля; Национальный банк — осуществляет валютный контроль за совершением банками и НКФО валютных операций; Комитет государственного контроля — на основании информации, получаемой от иных органов и агентов валютного контроля, формирует базу данных, осуществляет контроль за выполнением органами и агентами валютного контроля своих функций, а также координирует деятельность этих органов; Государственный таможенный комитет — осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей. Агентами валютного контроля являются: – органы государственного управления, республиканские органы государственного управления, областные (Минский городской) исполнительные комитеты — осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта; представляют информацию об их внешнеэкономической деятельности; выявляют нарушения валютного законодательства; – банки и НКФО, основные функции которых заключаются в осуществлении контроля за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства, а также контроля за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства; в получении документов, объяснений, справок и сведений о проведении валютных операций; – таможни (как агенты валютного контроля) производят таможенное оформление экспортируемых и импортируемых товаров, осуществляют контроль за оформлением документов и соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей, и другие функции. Валютный контроль играет ведущую роль в системе мер, направленных на укрепление законодательной и финансовой дисциплины в сфере валютных отношений, развитие внутреннего валютного рынка и наращивание золотовалютных резервов страны. Эффективная работа его механизмов возможна при взаимном и тесном сотрудничестве банков и таможенных органов в процессе контроля внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, а также на основе нормативно-правовой базы, контролирующей движение экспортной выручки, и наделения агентов валютного контроля необходимым и достаточным объемом полномочий. Валютная политика Беларуси является одной из ключевых составляющих экономической политики государства, органично связана с денежно-кредитной и бюджетной (фискальной) политикой и призвана обеспечивать стабильность национальной валюты, равновесие платежного баланса, усиление конкурентоспособности отечественного экспорта на международных рынках, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, наращивание золотовалютных резервов и повышение международного рейтинга страны. Выбор инструментов и механизмов ее осуществления зависит от степени открытости экономики, темпов роста ВВП, характера проводимой денежно-кредитной и бюджетной политики, уровня развития фондового рынка, структуры банковской системы, темпов инфляции, величины золотовалютных резервов, состояния платежного баланса, условий развития бизнес-среды, конкуренции и других факторов. Основными формами валютной политики являются: – девизная политика — метод воздействия на курс национальной валюты в форме валютных интервенций центрального (Национального) банка; – дисконтная политика — изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и плательного баланса, путем воздействия на динамику денежной массы, цен, кредитов и совокупного спроса; – политика управления золотовалютными резервами посредством оптимизации их состава и структуры с целью поддержания стабильности национальной валюты и осуществления международных расчетов; – режим валютных паритетов и валютных курсов (режим фиксированного и режим «плавающего» валютного курса); – валютные ограничения и валютное регулирование, направленные на поддержание курса национальной валюты и сокращение оттока капитала из страны; – политика валютного правления (валютное управление, валютный совет, валютный комитет), предусматривающая эмиссию наличных денег, которые по первому требованию конвертируются в иностранную валюту либо иные внешние активы; – корректировка валютного курса (девальвация и ревальвация); – валютная интеграция посредством координации валютной политики с наднациональными механизмами валютного регулирования.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |