Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и функции государственного управления




Государство, его институты и структуры играют исключи­тельно важную роль в экономике каждой страны. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Мировое развитие экономики и XX в. и в первом десятилетии XXI столетия свидетельствует о чередовании периодов усиления, этих видов регулирования. Соответственно, в экономической теории и политике преобла­дала то концепция усиления роли государства в экономике (прежде всего кейнсианство, господствовавшее и в экономиче­ской теории, и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий прошлого века вплоть до кон­ца 1970-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм и ряд других экономических теорий, ставших наиболее влиятельными в 1980—1990-е гг.). В бывшем же СССР и большинстве социалистических стран государство опре­деляло практически все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных планов, исполь­зования административно-командных методов управления.

На современном этапе регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному секто­ру экономики усиливается во многих странах, что в основном обусловлено протекающим мировым финансово-экономическим кризисом.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и кон­тролирующего характера, осуществляемых государственными органами и организациями в целях обеспечения успешного социально-экономического развития страны. Конкретные его направления, формы, масштабы определяются стратегией и особенностями социально-экономического развития страны в дан­ный исторический период.

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на хозяйственные субъекты. Они не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на обязательных для исполнения распоряжениях органов государственной власти, поэтому некоторые из них иногда называют директивными или административными.

Методы косвенного государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги рыночного хозяйства и оказывают влияние на экономические интересы хозяйственных субъектов. Данные методы часто определяют как экономические методы. Такая трактовка косвенных методов не отрицает того, что и прямые методы имеют экономическое содержание, если они служат решению задач роста экономи­ческой эффективности. Поэтому прямое противопоставление прямых и косвенных методов является неточным. Кроме того, следует учесть, что и косвенные методы облечены в административную форму: установление ставки налогов, патент и т.д.

Проблемы, связанные с несовершенством Государственного регулирования:

1. Возникновение дефицита и излишков.

2. Недостаток рыночных стимулов.

3. Недостаток информации.

4. Несовершенство политического процесса – практика лоббизма и контроллинга (торговля голосами), манипулирование порядком голосования, поиск политической ренты (какие-либо экономические выгоды).

5. Бюрократия и неэффективность.

6. Неспособность государства абсолютно, но точно предусматривать и соответственно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых им решений.

7. Изменение правительственной политики.

8. Отсутствие свободы выбора.

9. Присутствие временных лагов в политических процессах.

Выделяют следующие типы «провалов» государства:

– неэффективное государство (несовершенство информации);

– слабое государство (обратная реакция);

– неограниченное государство (сильное вмешательство).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.