Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальной экономики




В Гражданском кодексе РВ предпринимательство характеризуется как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных ими для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнительным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса. Обеспечение благоприятных условий функционирования предпринимательской среды выдвинуто в разряд важнейших национальных приоритетов.

По сравнению с крупным бизнесом малое и среднее предпринимательство (МСП) имеет ряд преимуществ, в числе которых мобильность, гибкая реакция на трансформацию и перепады рынка, изменения потребительских предпочтений, насыщение рынка востребованными товарами и услугами, быстрая окупаемость затрат и, как итог, — активизация структурной перестройки экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма.

Предпринимательство может быть как частным, так и государственным, может осуществляться как в индивидуальной, так в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основной организационной формой данного юридического лица является предприятие — либо полностью государственное, либо со значительной долей государственного участия (в капитале и управлении).

Эффективность государственного предпринимательства в современных условиях зависит от:

• технического обновления предприятий, их перехода на наукоемкие технологии, освоения новых образцов продукции, имеющих спрос на внутреннем и внешних рынках;

• снижения издержек производства и расходов на управление;

• усиления ответственности руководителей унитарных предприятий за эффективное использование закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;

• обеспечения государственных инвестиционных проектов по обновлению и расширению производства.

Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий — сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

Вместе с тем переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной формы собственности и развитием частного предпринимательства.

Частное предпринимательство представляет собой экономическую систему, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица (отдельные граждане) или их коллективы (предприятия, фирмы) при минимальном вмешательстве государства.

В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, приносящая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство выступает в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

К субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:

• в промышленности и на транспорте — до 100 человек;

• в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;

• в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;

• в других отраслях производственной сферы, в общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек;

• в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

Развитие малого бизнеса способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни, а также позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности.

58.Для активизации малого бизнеса необходимо:

• совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития предпринимательства;

• повышение эффективности системы государственной поддержки;

• упрощение налогообложения и процедуры получения кредитов;

• упорядочение системы государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;

• дальнейшее развитие инфраструктуры предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центры поддержки предпринимательства, технопарки, инкубаторы, инновационные центры, венчурные фонды и др.), при финансовом участии государства;

• создание льготных условий для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а так же к научно-техническим разработкам и технологиям;

• расширение возможностей эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;

• стимулирование развития малого бизнеса в сельской местности и малых городских поселениях.

К приоритетным направлениям развития предпринимательства отнесены производственная деятельность в промышленности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозамещающих производств.

Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь является формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:

• повышение темпов роста МСП, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности и, как следствие, повышение эффективности национальной экономики;

• рост социальной эффективности в результате вовлечения в предпринимательскую деятельность широких слоев населения, создания новых рабочих мест, в том числе для незащищенных членов общества, увеличения доходов, в частности путем вовлечения безработных в собственный бизнес;

• усиление роли МСП в качестве конкурента предприятиям-монополистам путем ликвидации необоснованных препятствий для предпринимательских структур при создании новых предприятий;

• разработка в регионах, малых и средних городах, где пре-обладают отрасли легкой и пищевой промышленности, специальных программ поддержки МСП, содержащих меры защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, поступающей из-за рубежа;

• смена целевых ориентиров в отраслевом разрезе, предусматривающая по мере снижения инфляционного фона, проведения структурных экономических преобразований реализацию предпосылок к росту производственной активности малых предприятий, перетеканию капитала, накопленного в сфере торговли, в развитие производственного потенциала, освоению ресурсосберегающих и наукоемких технологий, созданию благоприятного климата для стратегических инвестиций.

Несомненно, раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан будет способствовать формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.