Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика как учение о развитии, многообразных связях и отношении




Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Отношение к диалектике в философии неоднозначное: одни, следуя гегелевской традиции объективного идеализма, который сводил развитие к движению в сфере понятий, отрицают объективную диалектику, диалектику внешнего мира (Маркузе). Другие (Мерсье, Бзежинский) утверждают, что законы и категории диалектики имеют силу лишь применительно к природе, но не к обществу.

Основными принципами диалектики являются:

- принцип всеобщей связи;

- принцип развития;

- принцип системности;

- принцип причинности;

- принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов и процессов.

Содержание этих принципов оказалось достаточно эвристично и, по сути, предвосхитило многие последующие открытия. Так, на принцип всеобщей взаимосвязи всех явлений органично легла общая теория систем. Ведь если любой объект материального мира можно рассматривать как состоящую из взаимосвязанных элементов самостоятельную систему и одновременно как элемент системы более широкой, то получается, что любой элемент любой системы нашей Вселенной через многоуровневую иерархию взаимосвязей бесчисленных систем связан с любым другим элементом абсолютно любой системы. Каждая вещь в этом мире пусть опосредованно, но связана с любой другой, являясь, по выражению Ф. Энгельса, «эхом всей Вселенной».

Не менее значимым оказался для науки и практики и принцип всеобщности развития. В нынешнем естествознании он фигурирует под названием принципа глобального эволюционизма. Открытия XX в. (расширение Вселенной, явления предбиологической и химической эволюции, дрейф континентов и пр.) существенно подкрепили диалектическую аксиому о всеобщем характере процессов развития.

Причинность – наличие связей, где одна порождает другую. Философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений получило название детерминизм (от лат. determinare — определять, ограничивать). Детерминизм противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. В объективном смысле детерминизм есть обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами, состояниями. Другими словами философия определяет наличие в мире отношения объективного обусловливания. Необходимо выделить разновидности связей: внешние и внутренние, непосредственные и опосредованные, генетические и функциональные, пространственные и временные, случайные и закономерные.

Существенные связи – это устойчивые, глубинные связи, определяющие специфику данного явления. Закономерные связи – это законы, характеризующие необходимую связь явлений, ход их развития.

Детерминация проявляет себя в категориях: связь и взаимодействие. Существование же всеобщего взаимодействия всех явлений и является исходной предпосылкой детерминизма.

Принципы детерминизма:

1. всеобщая обусловленность материальных систем и процессов;

2. в основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая, причинная производительность (событие имеет причину);

3. многообразие типов детерминации (хотя каждое явление имеет причину, но существует многообразие отношений между явлениями, которые одинаково важны);

4. закономерность или регулярность отношений обусловливания.

 

Отношение причинения – генетическая связь между явлениями, при которой одно явление называемое причиной, при наличии определённых условий с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием. Причина есть взаимодействие. Следствие – результат взаимодействия.

Цепи причинения (виды причинных связей):

1. однолинейные: причина – следствие (причина) – следствие -..

2. двулинейные с обратной связью (холодильник – терморегулятор).

3. разветвляющаяся цепь причинения (причина одна – следствий много).

 

Философский детерминизм включает и непричинные связи или виды обусловливания. Следует выделить:

1. функциональные связи (между отдельными свойствами или характеристиками предмета, состояние газа определяется параметрами - t, V, P – один для другого не являются причиной, но вместе с тем находятся во взаимодействии);

2. связь состояний (взаимодействие электромагнитных полей, планет, но отсутствует элемент производных т.е. нового состояния сущности);

3. вероятностная детерминация;

4. целевая, или телеономная детерминация (человек – целеполагающая деятельность, робот – целеисполняющая деятельность).Телеономия – это закономерная связь процессов, которые определяются начальной программой (в живой природе в форме органической целесообразности, характерной для человеческой деятельности).


Категории диалектики.

Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности. Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только теоретическое знание, но и наше обыденное мышление. Невозможно сформулировать ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно) на различение общего и единичного, возможного и действительного, причины и следствия, необходимого и случайного, сущности и явления, формы и содержания и т.д.

В этом перечислении категории не случайно поставлены парами. В таком способе устройства категориального строя нашего мышления находит отражение все тот же фундаментальный диалектический принцип двойственности, противоречивости всего существующего. Каждая пара категорий представляет собой воплощенное противоречие, т.е. единство противоположностей. Например, общее и единичное (как и любая другая пара категорий) самоочевидно исключают друг друга, но в то же время не существуют порознь, по отдельности. А при определенных условиях способны к взаимопревращению: единичное может стать общим, равно как и наоборот.

Так, случайная мутация может привести к появлению у организма нового признака, существующего на этот момент в единичном варианте. Но если он окажется полезным в плане приспособления к окружающей среде, он будет закреплен механизмом наследования и вскоре станет общим признаком популяции. Возможен и обратный процесс: потерявший приспособительную функцию общий признак может утрачиваться большинством популяции и встречаться лишь в рудиментарных единичных случаях. На этом же примере можно продемонстрировать и диалектику взаимоотношений необходимости и случайности. Случайная мутация (сбой в работе генетического аппарата), подхваченная естественным отбором, в конечном итоге оборачивается проявлением необходимости эволюционного процесса.

Категория диалектики – это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.

К ним относятся такие понятия, как:

- причина и следствие

- сущность и явления

- необходимость и случайность

- возможность и действительность

- форма и содержание и др.

Таким образом, категории диалектики, охватывая наиболее общие связи и отношения действительности, одновременно воспроизводят и их изменчивость, подвижность, релятивность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.