Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа бизнеса




Впонимании бизнеса встречается огромное множество самых разных, порой противоречащих друг другу, трактовок. Слова «бизнес» нет ни в первом издании Большой Советской Энцикло­педии 1927 г., ни в последнем - 1976 г. Но зато в зарубежных сло­варях определений бизнеса можно встретить в избытке. Под биз­несом здесь понимаются такие, на первый взгляд очень разные, явления, как (1) занятие, в которое вовлечен человек, (2) промыш­ленные или профессиональные сделки, (3) коммерческое предпри­ятие, (4) управление, (5) интерес или озабоченность, (6) серьезная работа, (7) внезапное действие, совершаемое актером на сцене для заполнения паузы, (8) запутанное или сомнительное дело, (9) сло­весное (неформальное) оскорбление, нагоняй.

Но если подходить к проблеме строго научно, то нельзя не увидеть, что бизнес - это финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание и работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований.) Иными словами, бизнес означает те виды активности людей, которые связаны с покупкой и продажей това­ров и услуг с целью получения прибыли, а именно коммерция, торговля, индустрия, транспорт. Коммерция и торговля - обмен и транспортировка предметов потребления. Индустрия -производство предметов потребления. Транспорт - людские и то­варные перемещения (железные дороги, корабли, автобусные ли­нии и т. п.).

Малый бизнес - это такси, грузовые перевозки, склады, радио­станции, страхование, недвижимость, банки, оптовая и розничная торговля, рыболовство, гостиницы, парикмахерские, реклама, типографии, автозаправки, обувные, цветочные магазины и др. Большая часть малых предприятий работает в сфере обслужива­ния и розничной торговли. Отличительными чертами малого бизнеса являются следующие:

совокупные активы - совокупность наличных средств, товарно-материальных запасов, земли, машин, оборудования и других ре­сурсов, находящихся во владении предприятия;

собственный капитал - совокупные капиталовложения, сде­ланные инвесторами. В корпорации инвесторами обычно являют­ся акционеры, которые приобретают акции;

ежегодная выручка от продаж;

число работников.

Чтобы попасть в категорию малых, предприятие должно иметь в штабе не более 500 наемных работников (согласно рекоменда­ции Министерства торговли США), принадлежать независимому владельцу (не быть частью другого предприятия) и самостоя­тельно управляться. В США 80% новых рабочих мест обеспечи­вается предприятиями, в которых работают 100 и менее служа­щих. С точки зрения численности работников малый бизнес зна­чительно уступает крупному бизнесу. В среднем мелкие произво­дители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные. Малый бизнес внедряет в 2 раза больше нововведений в расчете на одного работающего, чем большие фирмы. В России в 1999 г. было более 860 тыс. малых предприятий, где работало около 7 млн человек. Казалось бы. это достаточно много. Но сравнительная статистика говорит о другом: в 1999 г. в Европе на 1000 жителей приходилось 20-30 малых предприятий, а в России -только 7. Основные препятствия для малого бизнеса в нашей стране: правовая незащищенность и высокие налоги.

Почему малые предприятия преуспевают больше, чем крупные, и почему наше государство поощряет их развитие? Во-первых, малые предприятия могут быстрее и с меньшими затратами, чем крупные, реагировать на рыночные изменения, обновление това­ров и услуг, технологические процессы. Во-вторых, малый бизнес стал более привлекательным для талантливых людей, а значит, его интеллектуальный потенциал в среднем выше, чем на круп­ных, где основной персонал составляют рабочие высокой, средней и низкой квалификации. В-третьих, для своего развития малые предприятия не требуют бюджетных расходов (так как являются частными). В-четвертых, они выступают для государства допол­нительным источником сбора налогов, в то время как терпящие крах госпредприятия сами одалживают деньги из казны. В-пятых, малый бизнес дает дополнительные рабочие места.

Во всем мире в 80-90-е годы престиж малого бизнеса стал по­вышаться благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Во всем мире малый бизнес счи­тается цементом экономики. Правда, у малого бизнеса есть и свои проблемы, с которыми он порой не в состоянии справиться:

высокий показатель риска и неудач;

отсутствие управленческого опыта;

несовершенное законодательство;

рэкет;

большие налоги;

сильная конкуренция;

вялая торговля;

высокая стоимость кредита.

Известно, также, что экономические кризисы больнее бьют по малому бизнесу, чем по большому; доходы здесь падают быстрее, а шансы обанкротиться у них выше. В современном производстве иногда решающую роль играет правильный подбор кадров. Но нередко на малых предприятиях ему не уделяют должного внима­ния, подбор кадров осуществляется по родственным критериям. Иначе в малом бизнесе строится и разделение труда: здесь работ­ник должен быть многопрофильным в отличие от крупных пред­приятий, где требуются узкие специалисты. Как показывает опыт, первых подобрать сложнее, чем вторых. Зато у них и оклад выше.

Госпредприятия в отличие от частных малых требуют более крупных инвестиций. По этой причине сегодня многие крупные российские заводы и фабрики простаивают. Крупные предпри­ятия менее мобильны, не способны адаптироваться к меняющимся условиям рынка и снижению спроса. В крупные предприятия «советского типа» капиталовложения шли прямо из бюджета го­сударства, в результате они не научились самостоятельно выжи­вать и конкурировать. При социализме, где директоров заводов по рукам и ногам сковывали многочисленные инструкции и по­становления, не могло развиваться предпринимательство. Дирек­тора не имели двух составляющих предпринимательства - свобо­ды экономического маневра и права частной собственности.

Мы выяснили, что бизнес - это деятельность, имеющая своим результатом получение прибыли. Поэтому ключевым является термин «прибыль». Что это такое? Прежде всего прибыль - это далеко не любые деньги, которые вы получаете. Деньги, которые вы взяли в долг, - это не прибыль. Деньги, которые вы нашли на улице,- тоже не прибыль, а счастливая удача. Деньги, которые выделяет правительство под определенные программы, - также не прибыль, а только целевые средства. Точно так же не прибыль ваша зарплата, полученное наследство, выигрыш в лотерею и многое другое. Прибылью считается только результат коммерче­ской операции «деньги - товар (услуга) - деньги», осуществив ко­торую вы должны из суммы полученного дохода вычесть все не­обходимые расходы, включая те, которые непосредственно - ушли на проведение этой операции (прямые расходы), те, которые на первый взгляд могут не иметь к ней отношения (косвенные расхо­ды), а также налоги. Остаток, если он будет положительной вели­чиной, в итоге и будет считаться прибылью.

Путаница с понятиями приводит в тупик даже предпринимате­лей. Вот какой случай из российской практики приводят авторы книги «Психология бизнеса»: «Представляете, - рассказывал кон­сультант, поработавший некоторое время с небольшой торговой фирмой в одном из приморских городов, - занял хозяин денег, ку­пил целый корабль импортных продуктов, открыл небольшую ла­вочку в городе - сидит и все это продает. Живые деньги идут в ру­ки, горы товара на складе - и он счастлив. У меня, говорит, бизнес.

И слышать никак не хочет про то, что на самом-то деле он медлен­но разоряется».

Авторы этой интересной книги, Е. Н. Емельянов и С. Е. Поварницына, совершенно правильно считают, что в отечественном предпринимательстве распространена подмена представлений о бизнесе как о целостной деятельности представлениями о нем как о выгодной коммерческой сделке. Инженер может выгодно ку­пить и вскоре перепродать свой автомобиль, получив на этой операции прибыль. Государственное учреждение может с боль­шой выгодой совершить несколько операций с ценными бумага­ми. Командование воинской части может распродать неприкос­новенный запас с заканчивающимся сроком годности или уста­ревшее оборудование и положить полученные деньги на депозит под выгодный процент до момента расплаты со строителями, ко­торые строят для офицеров жилье. Все это примеры отдельных коммерческих операций, или, иначе, выгодных сделок. Однако вряд ли стоит всерьез называть инженера, чиновника или коман­дира бизнесменами. Они - удачники в кратковременных торговых сделках, но выверенной бизнес-стратегии у них не было.

Освоение методов бизнеса, технологии проведения различных сделок (торговых, финансовых, бартерных, посреднических и т. п.) -необходимый элемент бизнеса. Бизнесмен должен знать марке­тинг, иметь план поведения фирмы в чрезвычайных ситуациях, уметь налаживать контакты и предвидеть будущее. Таким обра­зом, бизнес является сложным сочетанием искусства и науки, так­тики и стратегии; он не сводится к сиюминутным сделкам и выка­чиванию прибыли.

Переход от тактики торговых сделок к стратегии систематиче­ского бизнеса начал происходить в российской экономике только во второй половине 90-х годов, когда уходило в прошлое первое поколение предпринимателей-дельцов и им на смену приходило второе поколение грамотных и профессионально подкованных бизнесменов.

Отличительной чертой бизнеса, но мнению консультантов, служит способ распоряжения прибылью. Пока основная часть прибыли уходит на личное потребление, мы имеем дело только со «сделочным» предпринимательством, судьба которого в перспек­тиве весьма сомнительна. Если же основная часть полученных средств направляется в развитие дела, в производство, пусть даже рискованное, речь идет о ростках настоящего бизнеса.

Другая особенность - юридическая законность бизнеса. Сего­дня в обыденном сознании бизнес часто ассоциируется с мошенничеством, уклонением от налогов, распродажей сырьевых ресур­сов, моральной нечистоплотностью, рэкетом и коррупцией. На­стоящий, цивилизованный бизнес протекает только в рамках за­кона. Так происходит во всех развитых странах.

История бизнеса свидетельствует, что одной из ведущих тен­денций в этом движении является возрастание строгости требова­ний к этике деловых отношений. Такова общемировая тенденция. И если отдельная страна оказалась на обочине, то тем хуже ей, а не мировому сообществу. Когда зарубежные бизнесмены отказы­ваются иметь дело с российскими предпринимателями, подозре­вая криминальное происхождение их капиталов, они тем самым указывают нам на отсутствие правового поля, в рамках которого должен действовать настоящий бизнес. Только право гарантирует сохранность нажитых капиталов. Человеку, который зарабатыва­ет деньги, приобретает собственность и наращивает капитал, крайне нежелательно оказаться перед угрозой моментальной по­тери нажитого. Следование законам - одно из необходимых усло­вий сведения к минимуму подобного риска.

Уклонение от закона может быть добровольным, продикто­ванным алчностью бизнесмена, и вынужденным, когда к этому принуждает его государство. В России оба момента переплелись. Действительно, государство обложило предпринимателей непо­сильным налоговым бременем, при котором занятие бизнесом стало убыточным. С каждого полученного рубля государству уходят от 85 до 94 коп. Но бизнес не может существовать, не по­лучая прибыли. Вот почему предпринимателям, даже тем, кто этого не хочет, приходится вступать в конфликт с законом.

Возникает вопрос: неужели только в нашем обществе происхо­дит подобное? Оказывается, все страны, проходившие этап пер­воначального накопления капитала, попадали в большей или меньшей степени в полосу кризиса духа и разложения нравствен­ности. Исключений нет ни для одной страны. Наше общество, как и все другие, проходит период становления бизнеса, эпоху пере­хода от «дикого предпринимательства» к началам цивилизован­ного бизнеса. Мы, как его современники, пожинаем издержки этого процесса, но наши потомки, как знать, могут пожать его плоды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.