КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа бизнеса
Впонимании бизнеса встречается огромное множество самых разных, порой противоречащих друг другу, трактовок. Слова «бизнес» нет ни в первом издании Большой Советской Энциклопедии 1927 г., ни в последнем - 1976 г. Но зато в зарубежных словарях определений бизнеса можно встретить в избытке. Под бизнесом здесь понимаются такие, на первый взгляд очень разные, явления, как (1) занятие, в которое вовлечен человек, (2) промышленные или профессиональные сделки, (3) коммерческое предприятие, (4) управление, (5) интерес или озабоченность, (6) серьезная работа, (7) внезапное действие, совершаемое актером на сцене для заполнения паузы, (8) запутанное или сомнительное дело, (9) словесное (неформальное) оскорбление, нагоняй. Но если подходить к проблеме строго научно, то нельзя не увидеть, что бизнес - это финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание и работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований.) Иными словами, бизнес означает те виды активности людей, которые связаны с покупкой и продажей товаров и услуг с целью получения прибыли, а именно коммерция, торговля, индустрия, транспорт. Коммерция и торговля - обмен и транспортировка предметов потребления. Индустрия -производство предметов потребления. Транспорт - людские и товарные перемещения (железные дороги, корабли, автобусные линии и т. п.). Малый бизнес - это такси, грузовые перевозки, склады, радиостанции, страхование, недвижимость, банки, оптовая и розничная торговля, рыболовство, гостиницы, парикмахерские, реклама, типографии, автозаправки, обувные, цветочные магазины и др. Большая часть малых предприятий работает в сфере обслуживания и розничной торговли. Отличительными чертами малого бизнеса являются следующие:
совокупные активы - совокупность наличных средств, товарно-материальных запасов, земли, машин, оборудования и других ресурсов, находящихся во владении предприятия; собственный капитал - совокупные капиталовложения, сделанные инвесторами. В корпорации инвесторами обычно являются акционеры, которые приобретают акции; ежегодная выручка от продаж; число работников. Чтобы попасть в категорию малых, предприятие должно иметь в штабе не более 500 наемных работников (согласно рекомендации Министерства торговли США), принадлежать независимому владельцу (не быть частью другого предприятия) и самостоятельно управляться. В США 80% новых рабочих мест обеспечивается предприятиями, в которых работают 100 и менее служащих. С точки зрения численности работников малый бизнес значительно уступает крупному бизнесу. В среднем мелкие производители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные. Малый бизнес внедряет в 2 раза больше нововведений в расчете на одного работающего, чем большие фирмы. В России в 1999 г. было более 860 тыс. малых предприятий, где работало около 7 млн человек. Казалось бы. это достаточно много. Но сравнительная статистика говорит о другом: в 1999 г. в Европе на 1000 жителей приходилось 20-30 малых предприятий, а в России -только 7. Основные препятствия для малого бизнеса в нашей стране: правовая незащищенность и высокие налоги. Почему малые предприятия преуспевают больше, чем крупные, и почему наше государство поощряет их развитие? Во-первых, малые предприятия могут быстрее и с меньшими затратами, чем крупные, реагировать на рыночные изменения, обновление товаров и услуг, технологические процессы. Во-вторых, малый бизнес стал более привлекательным для талантливых людей, а значит, его интеллектуальный потенциал в среднем выше, чем на крупных, где основной персонал составляют рабочие высокой, средней и низкой квалификации. В-третьих, для своего развития малые предприятия не требуют бюджетных расходов (так как являются частными). В-четвертых, они выступают для государства дополнительным источником сбора налогов, в то время как терпящие крах госпредприятия сами одалживают деньги из казны. В-пятых, малый бизнес дает дополнительные рабочие места.
Во всем мире в 80-90-е годы престиж малого бизнеса стал повышаться благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Во всем мире малый бизнес считается цементом экономики. Правда, у малого бизнеса есть и свои проблемы, с которыми он порой не в состоянии справиться: высокий показатель риска и неудач; отсутствие управленческого опыта; несовершенное законодательство; рэкет; большие налоги; сильная конкуренция; вялая торговля; высокая стоимость кредита. Известно, также, что экономические кризисы больнее бьют по малому бизнесу, чем по большому; доходы здесь падают быстрее, а шансы обанкротиться у них выше. В современном производстве иногда решающую роль играет правильный подбор кадров. Но нередко на малых предприятиях ему не уделяют должного внимания, подбор кадров осуществляется по родственным критериям. Иначе в малом бизнесе строится и разделение труда: здесь работник должен быть многопрофильным в отличие от крупных предприятий, где требуются узкие специалисты. Как показывает опыт, первых подобрать сложнее, чем вторых. Зато у них и оклад выше. Госпредприятия в отличие от частных малых требуют более крупных инвестиций. По этой причине сегодня многие крупные российские заводы и фабрики простаивают. Крупные предприятия менее мобильны, не способны адаптироваться к меняющимся условиям рынка и снижению спроса. В крупные предприятия «советского типа» капиталовложения шли прямо из бюджета государства, в результате они не научились самостоятельно выживать и конкурировать. При социализме, где директоров заводов по рукам и ногам сковывали многочисленные инструкции и постановления, не могло развиваться предпринимательство. Директора не имели двух составляющих предпринимательства - свободы экономического маневра и права частной собственности.
Мы выяснили, что бизнес - это деятельность, имеющая своим результатом получение прибыли. Поэтому ключевым является термин «прибыль». Что это такое? Прежде всего прибыль - это далеко не любые деньги, которые вы получаете. Деньги, которые вы взяли в долг, - это не прибыль. Деньги, которые вы нашли на улице,- тоже не прибыль, а счастливая удача. Деньги, которые выделяет правительство под определенные программы, - также не прибыль, а только целевые средства. Точно так же не прибыль ваша зарплата, полученное наследство, выигрыш в лотерею и многое другое. Прибылью считается только результат коммерческой операции «деньги - товар (услуга) - деньги», осуществив которую вы должны из суммы полученного дохода вычесть все необходимые расходы, включая те, которые непосредственно - ушли на проведение этой операции (прямые расходы), те, которые на первый взгляд могут не иметь к ней отношения (косвенные расходы), а также налоги. Остаток, если он будет положительной величиной, в итоге и будет считаться прибылью. Путаница с понятиями приводит в тупик даже предпринимателей. Вот какой случай из российской практики приводят авторы книги «Психология бизнеса»: «Представляете, - рассказывал консультант, поработавший некоторое время с небольшой торговой фирмой в одном из приморских городов, - занял хозяин денег, купил целый корабль импортных продуктов, открыл небольшую лавочку в городе - сидит и все это продает. Живые деньги идут в руки, горы товара на складе - и он счастлив. У меня, говорит, бизнес. И слышать никак не хочет про то, что на самом-то деле он медленно разоряется». Авторы этой интересной книги, Е. Н. Емельянов и С. Е. Поварницына, совершенно правильно считают, что в отечественном предпринимательстве распространена подмена представлений о бизнесе как о целостной деятельности представлениями о нем как о выгодной коммерческой сделке. Инженер может выгодно купить и вскоре перепродать свой автомобиль, получив на этой операции прибыль. Государственное учреждение может с большой выгодой совершить несколько операций с ценными бумагами. Командование воинской части может распродать неприкосновенный запас с заканчивающимся сроком годности или устаревшее оборудование и положить полученные деньги на депозит под выгодный процент до момента расплаты со строителями, которые строят для офицеров жилье. Все это примеры отдельных коммерческих операций, или, иначе, выгодных сделок. Однако вряд ли стоит всерьез называть инженера, чиновника или командира бизнесменами. Они - удачники в кратковременных торговых сделках, но выверенной бизнес-стратегии у них не было.
Освоение методов бизнеса, технологии проведения различных сделок (торговых, финансовых, бартерных, посреднических и т. п.) -необходимый элемент бизнеса. Бизнесмен должен знать маркетинг, иметь план поведения фирмы в чрезвычайных ситуациях, уметь налаживать контакты и предвидеть будущее. Таким образом, бизнес является сложным сочетанием искусства и науки, тактики и стратегии; он не сводится к сиюминутным сделкам и выкачиванию прибыли. Переход от тактики торговых сделок к стратегии систематического бизнеса начал происходить в российской экономике только во второй половине 90-х годов, когда уходило в прошлое первое поколение предпринимателей-дельцов и им на смену приходило второе поколение грамотных и профессионально подкованных бизнесменов. Отличительной чертой бизнеса, но мнению консультантов, служит способ распоряжения прибылью. Пока основная часть прибыли уходит на личное потребление, мы имеем дело только со «сделочным» предпринимательством, судьба которого в перспективе весьма сомнительна. Если же основная часть полученных средств направляется в развитие дела, в производство, пусть даже рискованное, речь идет о ростках настоящего бизнеса. Другая особенность - юридическая законность бизнеса. Сегодня в обыденном сознании бизнес часто ассоциируется с мошенничеством, уклонением от налогов, распродажей сырьевых ресурсов, моральной нечистоплотностью, рэкетом и коррупцией. Настоящий, цивилизованный бизнес протекает только в рамках закона. Так происходит во всех развитых странах. История бизнеса свидетельствует, что одной из ведущих тенденций в этом движении является возрастание строгости требований к этике деловых отношений. Такова общемировая тенденция. И если отдельная страна оказалась на обочине, то тем хуже ей, а не мировому сообществу. Когда зарубежные бизнесмены отказываются иметь дело с российскими предпринимателями, подозревая криминальное происхождение их капиталов, они тем самым указывают нам на отсутствие правового поля, в рамках которого должен действовать настоящий бизнес. Только право гарантирует сохранность нажитых капиталов. Человеку, который зарабатывает деньги, приобретает собственность и наращивает капитал, крайне нежелательно оказаться перед угрозой моментальной потери нажитого. Следование законам - одно из необходимых условий сведения к минимуму подобного риска. Уклонение от закона может быть добровольным, продиктованным алчностью бизнесмена, и вынужденным, когда к этому принуждает его государство. В России оба момента переплелись. Действительно, государство обложило предпринимателей непосильным налоговым бременем, при котором занятие бизнесом стало убыточным. С каждого полученного рубля государству уходят от 85 до 94 коп. Но бизнес не может существовать, не получая прибыли. Вот почему предпринимателям, даже тем, кто этого не хочет, приходится вступать в конфликт с законом. Возникает вопрос: неужели только в нашем обществе происходит подобное? Оказывается, все страны, проходившие этап первоначального накопления капитала, попадали в большей или меньшей степени в полосу кризиса духа и разложения нравственности. Исключений нет ни для одной страны. Наше общество, как и все другие, проходит период становления бизнеса, эпоху перехода от «дикого предпринимательства» к началам цивилизованного бизнеса. Мы, как его современники, пожинаем издержки этого процесса, но наши потомки, как знать, могут пожать его плоды.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |