Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера производства




Производство в широком смысле - процесс создания разных видов экономических продуктов. В узком значении: это матери­альное производство - процесс создания материальных благ, ус­луг. Основу материального производства составляет промышлен­ность. К. ней относят ведущие отрасли материального производ­ства: предприятия, занятые добычей сырья, производством и пе­реработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Про­мышленность включает компании и предприятия, производящие из сырья готовую продукцию либо оказывающие какие-то полез­ные услуги. Промышленность создает все товары и услуги, тре­буемые обществом, и распределяет их потребителям. Все, что соз­дано в сфере материального производства данной страны, входит в валовой национальный продукт. Валовой национальный про­дукт (ВНП) выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах.

Термин «промышленность» обозначает также группу компа­ний, выпускающих однородную продукцию. Например, автомо­бильная промышленность включает всю совокупность заводов по изготовлению автомобилей, автобусов, грузовиков и т.д. Группу однородных предприятий называют отраслью. Отрасль - группа фирм, которые производят одинаковые продукты, используют сходную технологию или одинаковое сырье.

Промышленность - важнейшая отрасль народного хозяйства -оказывает решающее воздействие на уровень экономического развития общества. Состоит из двух больших отраслей - добы­вающей и обрабатывающей.

Промышленность условно подразделяется на производство средств производства (группа А) и производство предметов потреб­ления (группа Б). К примеру, автомобильная промышленность -это отрасль машиностроения, производящая легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы, а также их части, узлы и агрега­ты. Она занята выпуском средств производства, как и все машиностроение. А вот легкая промышленность занята изготов­лением одежды, обуви, головных уборов и других предметов ши­рокого потребления. Она удовлетворяет потребности людей и от­носится к производству предметов потребления.

Соотношение между двумя группами производств таково, что только группа А определяет уровень развития в стране научно-технического прогресса. Она - визитная карточка страны. Но уровень и качество жизни населения этой страны определяет группа Б. Если страна преуспела, в том и другом, то ее можно счи­тать технически развитой и материально процветающей. Но мо­жет сложиться так, что все ресурсы страны нацелены только на группу А, а внутри нее - на военно-промышленный сектор, при этом группа Б приходит в запустение. В итоге страдает граждан­ское население. Такую страну можно назвать технически разви­той, но не процветающей. Как вы думаете, о каких странах идет здесь речь? Приведите примеры.

Исходной «клеточкой» отрасли служит предприятие - самостоя­тельный хозяйственный субъект, созданный в установленном зако­ном порядке. Предприятие является юридическим лицом - товари­ществом, акционерным обществом и т. п. Закон Российской Феде­рации предусматривает образование унитарных предприятий (толь­ко государственных и муниципальных) - организаций, не наде­ленных правом собственности на имущество, закрепленное за ними его собственником. Имущество принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В нашей стране существует два типа предприятий - государст­венные (достались от прошлого) и частные (новообразование). Первые чаще так и называют предприятиями, а вторые предпочи­тают именоваться фирмами, бизнесом и т. д. Это и понятно, так как к частному сектору относятся преимущественно малые пред­приятия, а к государственному - промышленные гиганты, имено­вать которые солиднее по старинке.

По форме все предприятия делятся на три типа: предприятие (завод); фирма: отрасль.

Предприятие (завод) - это учреждение в форме фабрики, фер­мы, шахты, мелкого или крупного магазина, выполняющих одну или несколько специфических функций по производству и рас­пределению товаров. Предприятия (заводы) состоят из множества цехов, которые специализируются по циклам производства (металлургический цех, штамповочный, транспортный и т.д.), но заняты они одним и тем же, скажем, изготовлением автомобиля. Цех (от нем. zeche) - основное производственное подразделение предприятия. Различаются основные, вспомогательные, обслужи­вающие, подсобные, побочные цехи.

Фирма - это организация, которая владеет предприятием и ве­дет хозяйственную деятельность. Нередко при одной крупной фирме есть несколько крупных, средних и мелких предприятий. К примеру, автомобильная фирма может иметь предприятие по производству автомобилей, транспортное предприятие по их пе­ревозке, сеть магазинов по их продаже и систему станций обслу­живания автомобилей. Эти предприятия различаются характером и циклом, но не различаются предметом - автомобилями. Стало быть, все они принадлежат одной отрасли.

В рыночном обществе предприятия (государственные, частные, акционерные) и фирмы производят товары и оказывают услуги, которые должны быть востребованы рынком. Это значит, что фирма является агентом предложения, а потребитель - агентом спроса. Если продукцию никто не спрашивает, то и незачем ее про­изводить.

Продукцию будут спрашивать, если она высокого качества и недорогая по цене.

Цены - вот истинный диспетчер рынка. Они сообщают одним (покупателям), в какое место надо двигаться, чтобы купить товар подешевле, другим (производителям), куда им выгоднее везти продукцию, чтобы продать ее дороже. Таким образом, цена, по­добно диспетчеру, расписывает маршруты производителям и по­требителям. Но направлены эти маршруты в противоположные стороны. В самом деле, покупатель ищет, где дешевле, а продавец, где подороже. Таковы их экономические интересы. Они-то и оп­ределяют маршрут передвижения спроса и предложения.

Итак, в рыночной экономике цены регулируются соотношени­ем спроса и предложения. Происходит это благодаря трем состав­ляющим:

величине спроса;

величине предложения;

закону соотношения спроса и предложения.

Под величиной спроса понимается то количество товаров и ус­луг, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Спрос - это не столько желание, сколько возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время.

Предложение, т. е. выброс на рынок все большего числа това­ров, определяется главным образом производственными факто­рами: много сырья, высокая производительность, низкая себе­стоимость. Производитель заинтересован выпустить как можно больше своей продукции с тем, чтобы получить выше прибыль и поднять зарплату персоналу. Но у потребителя всегда ограни­ченный спрос. Вслед за спросом потребителя приходится ограничивать свое предложение и производителю. В рыночной эконо­мике он слуга, а в плановой был хозяином: государство заказало 200 тыс. тонн чугуна, и заводы его изготовляют, не очень беспо­коясь, купят продукцию или нет, - товар заранее оплачен гос­бюджетом, т. е. всеми нами. Получается, что продукцию нам как бы навязывают, хотим мы того или нет. На рынке все иначе, не нравится - не покупай. А предприятию приходится приноравли­ваться к нам. Покупатель перестал приобретать чугун, и произво­дитель прекратил его изготовлять. Иначе он не может: произвел - не купили - разорился. Такова цепочка убыточной работы. Ею управляет известный закон рынка, который связывает между со­бой три главных фактора: спрос, предложение, цены.

Закон соотношения спроса и предложения описывает связь меж­ду ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене. Он говорит о том, что при прочих равных усло­виях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по вы­сокой.

Когда цены растут, у производителей появляется соблазн вы­пустить товаров больше и по дорогой цене. При этом они в глу­бине души надеются, что спрос на эти товары не уменьшится. В какой-то момент происходит насыщение рынка: спрос падает, продукцию не разбирают, производители терпят убытки.

Дабы не попасть впросак, опытный предприниматель прибега­ет к рекламе и маркетингу. Первая призвана расхваливать перед покупателем собственный товар, а второй - пристально изучать чужой. Чем шире рекламная кампания, тем выше вероятность, что все покупатели, кому нужен данный продукт, узнают о нем. Рек­лама - это один из способов снизить риск, производя ту или иную продукцию. Противоположную функцию на рынке выполняет маркетинг (от англ. market - рынок) - система, управления произ­водственно-сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном анализе рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.